Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Жуков - История Японии, Том 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
5.33 Mб
Скачать

Глава 2. От бюрократических к «партийным» кабинетам 176

шений. Главным в его характеристике была принадлежность к большой традиционной семье, не было даже специального слова для обозначения индивидуальности. Термин кодзин («индивиду­ум», «частный», «личный») появился в японских словарях лишь в конце XIX в. (1890 г.).

В период Тайсё проблема индивидуальности и общественной позиции личности затронула самые различные социальные слои. Возникали разнообразные по своему составу и программам орга­низации и группы, среди которых можно было встретить как анар­хистские, так и крайне националистические. Однако характерным было то, что большинство из них отстаивало свои интересы, про­тивопоставляя их политике государства. Это и было тогда самым важным: множество японцев почувствовало и осмыслило (хотя, подчас, довольно причудливым образом) свою личную ответствен­ность за судьбу страны, превратившись, в результате, в граждан.

В Японии проблемы человека в го-Начало формирования сударстве, его правового положе-гражданского общества шя впервые 6ыли ВыдВИНуты в

университетском, научном мире и в дальнейшем активно в нем обсуждались.

Довольно быстро академические круги пришли к отказу от отождествления интересов индивидуума с интересами государст­ва. Широкое распространение получила идея о том, что государ­ство, как правило, не способствует раскрытию, воплощению за­ложенных природой в человеке способностей и талантов и, пре­пятствует самореализации личности. В связи с этим был поднят вопрос о расширении и утверждении правовых позиций человека в обществе.

Значительную известность получили работы профессора То­кийского императорского университета Ёсино Сакудзб, посвя­щенные анализу современной ему политической системы как со­циально-политического феномена. Сравнивая концепции суверен­ности императора и суверенности народа, он фактически выска­зался в пользу последней, оговорившись, впрочем, что рассужда­ет лишь в чисто теоретическом плане.

По его мнению, правительство должно было быть ответствен­ным перед парламентом и исходить в своей деятельности из прин­ципа мимпонсюги, т.е. руководствоваться в первую очередь бла­гом народа. Соответственно, только народ через механизм вы­боров должен был давать оценку его политике. Ёсино Сакудзб вы­ступал за максимально широкое применение принципа формиро­вания органов власти на основе свободных выборов при одновре­

177 Часть 1, Утверждение Японии в роли великой державы

менном сокращении политического влияния невыборных струк­тур.

Теоретические идеи Есино легли в основу широко распростра­нившихся политических представлений. В период Тайсё усиление позиций сформированного на основе демократического избира­тельного закона парламента воспринималось как важнейшая со­циально-политическая задача. Адекватное выражение интересов народа связывалось прежде всего с деятельностью политических партий, с активизацией нижней палаты парламента {сюгиин).

В качестве политического идеала выдвигалось создание прави­тельства, сформированного партией, завоевавшей в конкурентной борьбе на выборах большинство мест в парламенте. Предполага­лось, что такие кабинеты могли при поддержке сіЪгиин принимать самостоятельные решения даже вопреки позиции невыборных структур — государственных старейшин {гэнро), палаты пэров

{кидзокуин), тайного совета (сумицуин),

* * *

Созданию «народного», независимого от невыборных структур правительства мешал не только принцип формирования кабине­тов, но и недостаточная представительность японского парламен­та. Из-за высокого имущественного ценза, ценза оседлости, воз­растного ценза и многих других ограничений в 1913 г. избиратель­ным правом обладали всего лишь 1,5 млн. чел., что составляло ме­нее 3% населения Японии.

Практически борьба за расширение избирательного права на­чалась с первого десятилетия существования японского парла­мента. Однако наибольшего накала оно достигло в 1919-1920 гг., при «партийном» правительстве Хара Такаси, несколько ослабив­шем ограничения свободы слова и печати. Тогда движение за все­общее избирательное право стало важнейшей частью общедемо­кратического подъема. Широкие дискуссии о необходимости де­мократических преобразований и социальных реформ стали одной из главных тем японской печати и многочисленных собраний и митингов.

Характерной приметой годов Тайсё, особенно первого десяти­летия, стали массовые демонстрации, нередко перераставшие в беспорядки. Постепенно спектр требований общественности за­хватывал все новые сферы — предоставление трудящихся права на забастовки и создание своих организаций, принятие демокра­тических законов о труде и т.д. Изменение в 1919 г. избиратель­ного закона, почти вдвое увеличившее число избирателей, а затем и принятие парламентом в 1925 г, закона о всеобщих выборах,