Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Жуков - История Японии, Том 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
5.33 Mб
Скачать

Глава 2, От бюрократических к «партийным» кабинетам 174

Правда, жизнь самого императора Тайсе была наполнена раз­нообразными нововведениями, затронувшими порядки в импера­торском дворце. После того, как в 1887 г. Ёсихито стал наследным принцем, традиционная сис­тема дворцового воспитания претерпела значительные из­менения. За всю многове­ковую историю император­ского дома он первым из наследных принцев полу­чил открытое образование в Школе пэров (ныне универ­ситет Гакусюин), изучал «за­падные науки», равно как японскую и китайскую клас­сическую литературу и ис­торию, среди его учителей и воспитателей были англи­чане, французы и амери­канцы.

Реформирован был и строгий регламент жизни императорской семьи. С 1905 г. дети императора по­лучили возможность жить

вместе с отцом. В 1924 г. для императорского дома была принята форма моногамной семьи и отменен институт наложниц.

Но эти новшества были лишь незначительной частью разно­образных изменений, характеризовавших общую атмосферу того периода.

Перемены в япон- Термин «демократия Тайсе», был введен с ком обществе японскими историками после второй ми-

ровой войны для обозначения политиче­ской ситуации, как бы промежуточной между мэйдзийским «аб­солютизмом» и современной демократией. При этом речь шла о демократических тенденциях в рамках существовавшей полити­ческой системы, а не о каких-либо кардинальных ее реформах. Ее суть заключались в расширении участия различных социальных слоев в политической жизни, включении их в решение насущных общественных проблем, в стремлении к воплощению обществен­ных идеалов, включавших в себя расширение избирательных прав, вплоть до введения всеобщего избирательного права для

Император Тайсё восхищался Вильгельмом II и стремился даже внешне походить на него

175 Часть 1. Утверждение Японии в роли великой державы

мужчин, легализацию деятельности рабочих и крестьянских сою­зов, борьбу за повышение общественного статуса женщины. В этом смысле «демократия Тайсё* вполне точно отражала значе­ние понятия «демократия», как оно понималось в то время.

Проявившиеся в годы Тайсё демократические тенденции ко­ренились в глубоких изменениях, происходивших в японском об­ществе. Глубокие изменения в сфере образования, культуры, раз­витие новых средств массовой коммуникации, таких как радио и кино, расширили интеллектуальный и культурный горизонт япон­цев. Процесс модернизации, расширяясь и захватывая все новые сферы, вызывал сдвиги в общественном сознании. В результате наметилось нарастающее стремление широких слоев населения к участию в общественных движениях и в политической жизни.

Развитие процесса урбанизации, создание новых промышлен­ных центров, рост индустрии и появление деловых кварталов в традиционной городской застройке — все это быстро меняло об­лик страны. Крупные города концентрировали значительную долю активного молодого поколения — управленческого персонала раз­личных торговых и промышленных компаний, инженеров, техни­ков, высококвалифицированных рабочих, а также многочислен­ных учителей, юристов, врачей, журналистов, писателей, худож­ников и др. — интеллигенции, составлявшей творческую элиту об­щества. К 1925 г. в стране действовали 34 университета, 29 выс­ших и 85 профессиональных школ. В течение периода Тайсё чис­ло средних школ для мальчиков увеличилось с 218 в 1900 г. до 491 в 1924 г, и для девочек—с 52 до 576.

Представители именно этих социальных слоев были создате­лями и активными участниками становления духовного потенциа­ла страны в период ее вступления в ряды влиятельнейших миро­вых держав.

Развитие ин- Период «демократии Тайсё» характеризовал-дивидуализма ся Развитием широкого общественного дви­жения, основывавшегося на совершенно но­вых для Японии ценностях. Речь шла о нетрадиционной постанов­ка вопроса о взаимоотношении индивидуума и общества, о само­ценности бытия человека, о почти закономерном противостоянии интересов личности и государства.

Вопрос об индивидууме как социальном явлении впервые был поднят под воздействием мэйдзийских преобразований. До этого в Японии основой общественной жизни было коллективное нача­ло, и, как и в других традиционных обществах, человек был впи­сан в многовековую практику строго регламентированных отно­