Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Жуков - История Японии, Том 2.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
5.33 Mб
Скачать

Глава 2. Мэйдзийские преобразования

22

падных стран. В то же время само название и функции нового го­сударственного совета (дадзекан) формально соответствовали системе государственного управления, установленной еще в VII веке, что должно было символизировать непрерывность традиции императорской власти.

Наряду с манифестом о реставрации Первые внешнепо- императорской власти были изданы литические шаги важные указы, касавшиеся внешней по­литики. 3 февраля 1868 г. был опубликован адресованный ино­странным державам указ о восстановлении власти императора:

«Сим объявляем монархам и подданным всех иностранных держав, что по просьбе Ёсинобу, сегуна из дома Токугава, ему было разрешено снять с себя полномочия власти.

Отныне Мы будем самолично осуществлять верховную власть во всех внутренних и внешних делах.

Соответственно титул „сёгун", фигурировавший до сих пор в догово­рах, должен быть отныне заменен титулом „император".

Для сношений с иностранными державами будут назначены особые чиновники. Посланники иностранных держав должны принять к сведе­нию объявляемую сим нашу волю».

Следующий за ним указ также касался отношений с ино­странными государствами. В нем, в частности, говорилось:

«Покойный император издавна заботился об установлении хороших от­ношений с другими странами, что чрезвычайно важно для нашей стра­ны. Ошибочная политика правительства сегуна способствовала распро­странению в обществе неправильных взглядов по этому вопросу, что вызвало достаточно серьезные осложнения внутри страны. С изменени­ем обстановки в нашей стране Мы прекращаем политику изоляции. Сим Мы уведомляем, что отныне отношения с иностранными государ­ствами устанавливаются на основе международных правил».

15 марта 1868 г. появились «Высочайше предписываемые пра­вила поведения» (кбрэй). Этот документ был посвящен, в первую очередь, внутренним проблемам и был наполнен весьма традици­онными предписаниями, такими как строжайший запрет христи­анства или запрещение без специального разрешения покидать постоянное место жительства. Вместе с тем его «международная» часть была проникнута новым духом, направленным на предот­вращение инцидентов со стороны приверженцев идеи «изгнания варваров»:

«Правительство должно относиться к договорам в соответствии с меж­дународными нормами, а народу предписывается следовать импера­торским указам и не совершать поступков, идущих вразрез с ними. От­

23

Часть 1. Рождение новой Японии

ныне каждый, кто по собственному произволу убьет иностранца или совершит какое-нибудь подобное преступление, не только грубо нару­шит императорский указ и приведет свою страну к осложнениям, но также послужит причиной ослабления традиционно присущего нашей империи престижа в глазах любой из зарубежных стран, пожелавших вступить с нами в официальные отношения. Поскольку такое преда­тельство не может быть прощено, даже лица самурайского ранга долж­ны быть лишены своего звания и должным образам наказаны в соот­ветствии с тяжестью преступления».

Формирование государственной идеологии

Постепенно императорские указы приобретали более отстра­ненный характер, стали касаться лишь наиболее важных полити­ческих, военных и моральных проблем. Целый ряд их, подобно классическим текстам, подлежал всеобщему изучению и рассмат­ривался как священные предписания.

Изменение содержания указов свидетельствовало о переменах в официальной политике формирования образа императора. В на­чале правления он выступал прежде всего как государственный деятель, но постепенно акценты стали смещаться в сторону под­черкивания божественной сущности императорской власти. На­роду стали прививать взгляд на императора как на небожителя, наблюдающего за своими подданными и оберегающего их.

„ В основу обновленной государственной Доктрина кокутаи иде0логии легло понятие кокутай (воз­можный перевод—«государственный организм») — специфически японская концепция государственной общности, объединявшая императора (первосвященника религии синто и сакрального во­ждя), японский народ и собственно Японские о-ва (творение бо­гов-демиургов Идзанаги и Идзанами) в единое органическое целое.

Формированию такого миропонимания способствовали этни­ческая однородность японцев, два с лишним столетия полной изоляции страны от внешнего мира и фактор островного положе­ния, В этих обстоятельствах японцы естественным образом при­шли к осознанию себя единым организмом, государственно-этни­ческим и духовно-религиозным целым. В Японии с давних пор бы­товало понятие о государстве как о сложном организме, в кото­ром все взаимосвязано в соответствии с законами природы и тра­дициями. Иными словами, в понятии кокутай в неразрывной свя­зи находились природа Японии, ее население и ее боги. Концеп­ция кокутай подчеркивала уникальный характер государства и народа Японии, что объяснялось «божественным происхождени­ем» страны и императорского дома.