- •Тема 2. Основные фонды турфирмы
- •2.1. Сущность, состав и структура оф предприятия
- •2.2. Виды оценки основных фондов
- •2.3. Износ оф и методы его оценки
- •Амортизация оф. Порядок определения величины амортизационных отчислений
- •Метод равномерного списания
- •2.5. Показатели эффективности использования оф и пути повышения эффективности их использования
Амортизация оф. Порядок определения величины амортизационных отчислений
Амортизация — это денежное выражение износа основных фондов или перенесение по частям стоимости основных средств в течение срока их службы в затраты на производство туристического продукта.
На сегодняшний день в Украине действуют два нормативных документа, регламентирующие расчет амортизации основных средств:
«Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства»;
Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (8 статья).
Первый документ используется в бухгалтерском и управленческом учете, второй – в налоговом учете.
В соответствии с «Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 «Основные средства» амортизация определяется как систематическое распределение стоимости объекта основных средств, которая подлежит амортизации, на протяжении срока его полезной эксплуатации.
Начисление амортизации осуществляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта, устанавливаемого предприятием при признании этого объекта активом (при зачислении на баланс), и приостанавливается на период его реконструкции, модернизации, достройки и консервации.
Сроком полезной эксплуатации основных средств является период, на протяжении которого предприятие предполагает использовать соответствующий объект, или количество единиц продукции (услуг), которое предприятие ожидает получить от его использования. Срок полезной эксплуатации определяется самим предприятием с учетом целого ряда факторов.
Объектом амортизации являются основные средства, имеющие ограниченный срок полезной эксплуатации. Земля, например, срок полезного использования которой не ограничен, не подлежит амортизации.
Амортизируемая стоимость (стоимость основных средств, подлежащая амортизации), рассчитывается как разница между себестоимостью (первоначальной стоимость) объекта (Сп) и его ликвидационной стоимостью (Сл):
АС = Сп – Сл
В свою очередь, ликвидационной стоимостью является сумма, которую предприятие ожидает получить от реализации или ликвидации объекта по окончании срока его полезной эксплуатации после вычета ожидаемых затрат, связанных с реализацией или ликвидацией. Рассмотрим пример.
Пример. Себестоимость (первоначальная стоимость) приобретенного дивана составляет 20 000 грн., а срок его полезной эксплуатации равен 4 года. Ожидается, что через 4 года этот диван можно будет реализовать за 2200 грн. Затраты, связанные с реализацией дивана, составляют 200 грн. Отсюда:
ликвидационная стоимость дивана:
Сл = 2200 – 200 = 2000 (грн.)
стоимость дивана, подлежащая амортизации, или амортизируемая стоимость:
АС = 20 000 – 2000 = 18 000 (грн.)
Необходимо отметить, что на практике довольно трудно предусмотреть ликвидационную стоимость основных средств в момент их поступления. В связи с этим в случае, если их ликвидационная стоимость незначительна или нет возможности осуществить ее оценку, обычно считается, что ликвидационная стоимость объекта равна нулю.
Метод равномерного списания
При использовании метода прямолинейного списания стоимость объекта основных средств списывается равномерно в течение всего периода его эксплуатации.
В нашем примере сумма ежегодных амортизационных отчислений равна:
20 000 - 2000
АО год = --------------------- = 4500 грн.
4
Расчет амортизационных отчислений при использовании метода прямолинейного списания приведен в табл. 6.1.
Таблица 4.1
Расчет амортизации методом
прямолинейного списания
Год |
Расчет |
Амортизац-ные отчисления |
Накопленная амортизация (износ) |
Балансовая стоимость |
0 |
- |
- |
- |
20 000 |
1 |
1 / 4 * 18 000 |
4500 |
4500 |
15 500 |
2 |
1 / 4 * 18 000 |
4500 |
9000 |
11 000 |
3 |
1 / 4 * 18 000 |
4500 |
13500 |
6500 |
4 |
1 / 4 * 18 000 |
4500 |
18000 |
2000 |
|
Итого |
18000 |
|
|
Метод прямолинейного списания имеет свои преимущества и недостатки.
Преимуществами данного метода являются простота расчета и равномерность распределения суммы амортизации между учетными периодами, что обеспечивает сопоставимость себестоимости продукции с доходом от ее реализации.
Недостатком его считают то, что он не учитывает моральный износ, различие производственной мощности основных средств в разные годы их эксплуатации и необходимость увеличения затрат на ремонт в последние годы службы.
Однако, несмотря на недостатки, метод прямолинейного списания является наиболее распространенным в практике.
Методы ускоренной (дегрессивной) амортизации
При использовании методов ускоренной амортизации в первые годы эксплуатации основных средств списывается большая (основная) часть их стоимости. Ускоренная амортизация означает ежегодное снижение суммы амортизационных отчислений.
Наиболее распространенными методами ускоренной амортизации являются метод суммы цифр лет (кумулятивный метод) и метод снижения остатка.
Кумулятивный метод (метод суммы цифр лет)
Сумма цифр лет – это результат сложения порядковых номеров тех лет, в течение которых функционирует объект.
В нашем случае, поскольку срок службы станка составляет 4 года, сумма цифр равна:
+ 2 + 3 + 4 = 10
Согласно этому методу годовая норма амортизации определяется как отношение оставшегося (на начало отчетного года) срока службы к сумме цифр лет.
В нашем примере эта норма составляет: в 1-й год - 4 / 10, во 2-й - 3 / 10, в 3-й - 2 / 10, в 4-й - 1 / 10.
В случае, если срок эксплуатации объекта достаточно продолжителен, сумма цифр лет определяется по формуле кумулятивного числа:
( n + 1) n ( 4 + 1) 4
--------------- = --------------- = 10 лет
2 2
Таблица 4.3
Расчет амортизации кумулятивным методом
Год |
Расчет |
Амортизацион- ные отчисления |
Накопленная амортизация (износ) |
Балансовая стоимость |
0 |
- |
- |
- |
20 000 |
1 |
4 / 10 * 18 000 |
7200 |
7200 |
12 800 |
2 |
3 / 10 * 18 000 |
5400 |
12 600 |
7400 |
3 |
2 / 10 * 18 000 |
3600 |
16 200 |
3800 |
4 |
1 / 10 * 18 000 |
1800 |
18 000 |
2000 |
|
Итого |
18000 |
|
|
Метод снижения остатка
Метод снижения остатка предусматривает определение суммы амортизационных отчислений умножением балансовой стоимости объекта основных средств на начало отчетного периода на постоянную норму амортизации. Эта норма рассчитывается по формуле:
Норма амортизации:
НА =
,
где n - количество лет полезной эксплуатации объекта.
В нашем примере норма амортизации равна:
НА
=
= 1 - 0,5623 = 0,437 = 44 %
Используя данную норму, получим расчет амортизационных отчислений по годам (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Расчет амортизации методом снижения остатка
Год |
Расчет |
Амортизац-ные отчисления |
Накопленная амортизация (износ) |
Балансовая стоимость |
0 |
- |
- |
- |
20 000 |
1 |
0,44 * 20 000 |
8800 |
8800 |
11 200 |
2 |
0,44 * 11 200 |
4928 |
13 728 |
6272 |
3 |
0,44 * 6272 |
2760 |
16 488 |
3512 |
4 |
0,44 * 3512 |
1545* |
18 033 |
1967 |
|
Итого |
18033 |
|
|
4 |
18000 – 16488 |
1512 |
18000 |
2000 |
|
Итого |
18000 |
|
|
АО’4 = АC - АН(n-1)
АО’4 = 18000 – 16488 = 1512 (грн.)
Метод удвоенного снижения остатка
Разновидностью рассмотренного метода является метод удвоенного снижения остатка. При этом методе в качестве нормы амортизации используется удвоенная ставка амортизационных отчислений, рассчитанная методом прямолинейного списания.
Для определения годовой суммы амортизационных отчислений полученную норму амортизации следует умножить на балансовую стоимость объекта к началу отчетного года:
АО год = (НА * БС)/ 100
В нашем примере годовая норма амортизации станка составляет 25%. Следовательно, удвоенная норма будет равна 50%.
Расчет амортизации для каждого года полезной эксплуатации станка с использованием данной нормы приведен в табл. 2.5.
Таблица 2.5
Расчет амортизации методом удвоенного снижения остатка
Год |
Расчет |
Амортизацион- ные отчисления |
Накопленная амортизация (износ) |
Балансовая стоимость |
0 |
- |
- |
- |
20 000 |
1 |
0,50 * 20 000 |
10 000 |
10 000 |
10 000 |
2 |
0,50 * 10 000 |
5000 |
15 000 |
5 000 |
3 |
0,50 * 5 000 |
2 500 |
17 500 |
2500 |
4 |
18000 - 17500 |
500 |
18 000 |
2000 |
Сумма амортизации последнего года рассчитывается таким образом, чтобы остаточная стоимость объекта в конце периода его эксплуатации была равна его ликвидной стоимости.
В ряде стран норма амортизации увеличивается не в 2, а в 1,5, 3 или 4 раза. Так, во Франции применяются следующие коэффициенты: 1,5 - при сроке службы объекта 3-4 года; 2 - 5-6 лет; 2,5 - если срок службы объекта превышает 10 лет.
Однако наиболее часто, особенно в США, применяется метод удвоенной нормы амортизации.
