
- •Глава 14. Новая экономическая политика и пятилетний план
- •1. Наследие гражданской войны и новая экономическая политика
- •5. Политическая структура Советской России
- •6. Восстановление народного хозяйства и внутрипартийная борьба
- •7. Пятилетний план: промышленная революция
- •9. Коммунистический Интернационал и советская внешняя политика
- •10. События на Дальнем Востоке, 1929—1932 годы
- •2. Генуэзская конференция и Коммунистический Интернационал
- •3. Дальневосточная политика в 1920—1927 годах
- •4. Признание Советского Союза западными державами
5. Политическая структура Советской России
Политические формы и управленческие механизмы, создание которых в основном было завершено к 1936 году, в основном складывались в период 1921—1927 годов. В октябре 1917-го большевики взяли власть под лозунгом, призывав-' шим к передаче всей ее полноты советам, и этот принцип определил общий характер новой политической структуры России. Второй всероссийский съезд советов санкционировал эту новую форму политического правления и сам взял на себя функции Учредительного собрания, выборы в которое были проведены два месяца спустя после переворота и разогнанного большевиками после первого же заседания. Позднее, действуя в качестве законодательного собрания, третий съезд официально подтвердил полномочия правительства Совета народных комиссаров, возглавляемого Лениным.
Тем не менее правительство Ленина не торопилось с определением четкой политической структуры государства. У него не было ни времени, ни желания для создания строго упорядоченной государственной системы. В тот период оно было перегружено практическими проблемами, связанными с вопросом о самом существовании нового государства, которые требовали незамедлительного решения. В их числе во внутриполитическом плане необходимо было укрепить власть большевиков внутри страны, а в области внешней политики — обеспечить заключение обещанного мира с внешними врагами. Новая конституция Российской Советской Федеративной
352
Социалистической Республики (РСФСР) была принята лишь на пятом съезде советов 10 июля 1918 года.
Система советской власти, вводившаяся конституцией первой советской республики, стала той моделью, на которой строились властные структуры всех субъектов Союза и сам Союз. В соответствии с положениями этой конституции высшим источником власти в стране являлся Всероссийский съезд советов — орган власти, созываемый по мере необходимости, но не реже, чем раз в год. Депутаты на съезд избирались на основе достаточно громоздкой схемы. На съезде советов утверждался выборным путем Центральный исполнительный комитет, у членов которого сосредоточивалась вся полнота власти между созывами съезда. В состав регулярно проводившего заседания Исполнительного комитета, который по сути дела играл роль парламента, входило более трехсот членов. Они обладали правом депутатской неприкосновенности, их нельзя было арестовывать без согласия президиума или председателя Комитета, и судить было можно лишь с разрешения самого Комитета или его председателя.
В перерывах между работой Центрального исполнительного комитета власть в свою очередь теоретически переходила к Президиуму, который в действительности являлся коллективным президентом советского государства.
В отличие от четко фиксированных ограничений, налагаемых на каждую ветвь власти в правительствах европейских и американских государств, в советских властных структурах повсеместно применялся принцип взаимозаменяемости, при котором права и обязанности автоматически переходили от одного учреждения к другому. Центральный исполнительный комитет обладал такой же законодательной и исполнительной властью, как и съезд советов в перерывах между созывами, а его Президиум получал те же прерогативы между заседаниями Комитета. Когда было необходимо, верховная власть переходила к Совету народных комиссаров.
По мере расширения географических пределов советской власти за границы самой России — РСФСР — в состав страны входили другие социалистические советские республики, такие, как Белорусская, Украинская, Эстонская, Латвийская и Литовская; последние три просуществовали непродолжительное время в 1918—1919 годах, а потом были восстановлены в 1940 году. Каждая из этих республик была организована по образу и подобию РСФСР, и каждая соответственно заключала союз с основным советским государством.
— 353
Однако постепенно в отношениях между братскими республиками стала ощущаться потребность в более тесной связи, и в декабре 1922 года все они выступили с совместным заявлением о создании союза. 31 января 1924 года была принята конституция Союза Советских Социалистических Республик (СССР). В то время Союз состоял из следующих четырех республик: 1) РСФСР; 2) Украинская ССР; 3) Белорусская ССР; 4) Закавказская СФСР, в состав которой входили Грузия, Армения и Азербайджан. В 1924 году были образованы две азиатские советские республики — Узбекская и Туркменская, которые также влились в состав Союза. Позже в центральной Азии были созданы еще три республики — Таджикская, Казахская и Киргизская, а Закавказская Федерация распалась на три составные части, каждая из которых получила права полноправной союзной республики. В результате принятия их всех в состав Союза к 1929 году он стал объединять уже 11 республик.
Конституция СССР в основных чертах была составлена на базе Конституции РСФСР, приспособленной к потребностям более широкого федеративного объединения. Теперь делегаты избирались на Всесоюзный съезд советов, который в свою очередь выбирал Всесоюзный исполнительный комитет, состоящий из двух палат — Совета союза и Совета национальностей. В Совет национальностей входило по пять представителей от каждой из союзных и автономных республик и по одному от каждого из автономных округов РСФСР.
Избирательная система, применявшаяся в Советском Союзе, была откровенным воплощением в жизнь принципов диктатуры пролетариата. Фабрично-заводские рабочие, в начале двадцатых годов составлявшие лишь 15 процентов населения, были представлены на съезде одним депутатом от каждых 25 тысяч избирателей; крестьяне — основная масса населения страны — одним депутатом от каждых 125 тыс. человек97. Несколько миллионов жителей страны, в число которых входили остатки представителей буржуазных классов, дворянства, священнослужителей и служащих старых полицейских сил, к выборам не допускались вообще. Члены этой группы населения были лишены не только избирательных прав — они не имели права служить на государственной службе, им было запрещено работать на фабриках и заводах, их детей не принимали в высшие учебные заведения.
Выборы проводились по многоступенчатой схеме — в городах, районах, областях; на каждой ступени из числа ее
12-1315
354
участников избиралось определенное количество людей, которые принимали участие в выборах следующей ступени. Эта система действовала с таким расчетом, чтобы исключить сопротивление оппозиции, поскольку на каждой стадии голосование проводилось поднятием рук, поэтому волеизъявление каждого его участника без труда контролировалось. Задача надзора за соблюдением ограничений избирательного права и контроля над проведением выборов сначала обычно возлагалась на силы, руководимые так называемой ВЧК (Всероссийской чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией и саботажем). В 1922 году, когда началось проведение предусмотренных нэпом реформ, ВЧК сменило ОПТУ (Объединенное государственное политическое управление), которое, как предполагалось, должно было работать без произвола, в рамках некоторых юридических ограничений. На деле тем не менее изменена была только вывеска, а не курс или методы работы этой организации.
Каковы бы ни были достоинства или недостатки советской системы в той форме, в которой она была организована в 1918—1923 годах, реальная власть на самом деле принадлежала не советам, а коммунистической партии. Хотя никаких упоминаний о партии в конституциях 1918 и 1924 года не было, контроль над страной сверху донизу твердо удерживали в своих руках коммунисты. Партия имела свои отделения во всех республиках Союза. Ее «ячейки» действовали повсюду, где принимались решения, — на каждой фабрике, в каждом местном совете, в каждом воинском подразделении. Правление партийных функционеров предотвращало как рост оппозиции, так и конфликты между республиками, входящими в состав Союза, а также регулировало противоречия, возникавшие в высших эшелонах советского правительства. Это была единственная политическая партия, разрешенная в Советском Союзе. В те годы советская система представляла собой диктатуру не столько пролетариата, сколько Коммунистической партии.
Деятельностью самой партии руководил Центральный Комитет, в состав которого входило около ста членов, и совсем небольшая группа из девяти человек, составлявшая Политическое Бюро (Политбюро). Оба этих органа избирались на партийных съездах и оба обладали властью над всеми партийными организациями всего Советского Союза. Членство в партии было строго ограничено; любой, кто хотел вступить в нее, предварительно должен был пройти немалый испытательный
___ 355
срок в качестве ее кандидата. Теоретическая и политическая подготовка кандидата проводилась на политических занятиях. Он должен был доказать безраздельную преданность марксистско-ленинской философии и партии. Кандидат — или член — партии мог критиковать незначительные недостатки советской администрации, однако ему было полностью отказано в праве свободы мысли в более широком смысле слова.
Кроме самой партии был создан Коммунистический союз молодежи (комсомол). К 1927 году в партии состояло около 2 миллионов членов и кандидатов, и более миллиона молодых людей вступили в комсомол. Считалось, что эти люди составляют элиту населения страны, которой было доверено построение нового общества. Они имели — и по сей день еще имеют98 — многочисленные привилегии в повседневной жизни, однако в ответ от них ждут напряженной работы на партию и суровой дисциплины. Коммунисты не могут отказываться от трудных задач в области управления, пропаганды или воинской службы, если таковые им поручаются. Вознаграждение за успех бывает иногда весьма значительным, но наказание за неудачи тоже оказывается немалым.