
- •2. Монгольское нашествие
- •1. Территориальное раздробление России
- •7. Монгольское влияние в России
- •8. Церковь и религия. Литература и искусство
- •Глава 4. Московское царство в XVI столетии
- •1. Расширение России в XVI веке
- •4. Монгольская система управления
- •5. Упадок власти монголов и возрождение Руси
4. Монгольская система управления
И в Китае, и в Персии монголы ниспровергли правящие династии и установили свой прямой контроль. В отличие от этого в большей части Руси они оставили князей дома Рюрика у власти в качестве своих вассалов. Эта разница в политике может быть объяснена тем, что на Руси не существовало централизованного государства, а никто из локальных русских князей не представлялся хану опасным, особенно с тех пор, как большинство из них признало его власть. Кроме того, как только монголы обнаружили, что южнорусские степи соответствуют их образу жизни и привычкам, они не пожелали селиться в лесной области на севере; они были заинтересованы только в эксплуатации ее людских и финансовых ресурсов. Эксплуатация ближайших к степи русских регионов (таких, как земли Переяслава, Киева и Подолии) не представляла трудностей. Монголы убрали князей из этих регионов и поставили их под свое управление. В других частях Руси князья продолжали править под сюзеренитетом хана, но их власть была решительно обуздана.
«Царь» — так русские называли хана — был не только политическим сюзереном. Он обладал также высшей властью по юридическим, военным и финансовым делам. Все русские
74
75
князья были подвластны высшему суду Золотой Орды, и некоторые из них были осуждены и казнены за действительные или мнимые преступления. Все судебные дела между русскими и монголами разбирались монгольскими судами. Все русские, зачисленные в монгольские войска, были обязаны подчиняться монгольским военным порядкам. Однако хан отнес судебные тяжбы между самими русскими в ведение их собственных князей. В первый период монгольского правления это фактически было чуть ли не единственным общественным делом, в котором русские князья могли проявить свои прерогативы.
В целях сбора пополнений в свою армию и налогов монголы провели три переписи населения Руси (в 1245,1257 и 1274 годах). Монгольская административная система была тесно связана с военным делом и, подобно ему, основывалась на десятичном принципе. Квота воинов, которую выставляла каждая местность, зависела от ее размеров. Каждый район, способный выставить десять человек, считался объединением десятки и так далее до единицы измерения в десять тысяч (тьма). Соответственно Русь делилась на «десятки», «сотни», «тысячи» и «тьмы». Монголы забирали у русских одного рекрута с каждых десяти мужчин. Это означает в среднем 10% всего мужского населения, или 5% от общего населения страны. Вот почему сотня соответствовала 2 000, а тьма — 200 000 мужчин.
Точно так же обстояло дело и со сбором налогов — каждый район был единицей измерения. Общая дань, собираемая в сельской местности, приравнивалась к тьме. Так, в великом княжестве Владимирском она соответствовала 15 тьмам, а в великом княжестве Нижегородском — 5 тьмам. Вся восточная и западная Русь была разбита на 43 тьмы. Поэтому можно вычислить, что население всех районов, разделенных на тьму, было около 8 600 000 человек. Добавив сюда большие города и несколько районов, не включенных в систему тьмы, для всего населения России этого периода мы можем принять цифру приблизительно в 10 000 000 человек.
Большинство русских занималось земледелием, и дань в этом случае имела форму земельного налога, выплачиваемого с каждой сельскохозяйственной единицы («плужная»). Купцы в городах в первое время платили сбор с капитала, позже он был заменен налогом с оборота и собирался как обычная пошлина. Чтобы лучше обеспечить действие их системы, в стратегических пунктах были расположены монгольские гар-
низоны. В случае какого-либо серьезного возмущения хан, чтобы сломить сопротивление, направлял карательные экспедиции. Таким образом, русских налогоплательщиков настолько выучили безусловному повиновению закону, что, когда монгольские чиновники и войска были выведены и хан поручил собирать налоги русским князьям, они не встретили трудностей. В то же время они нашли эту систему очень целесообразной и прибыльной: в ряде областей собиралось денег больше, чем отдавалось хану, и князья имели возможность положить этот остаток в свой карман.