
6. Культурное развитие русского народа. Роль Византии
Корни русской цивилизации уходят глубоко в древнюю индоевропейскую основу, общую для всех европейских наций. Древние славяне в их основных духовных представлениях, возникших в дохристианскую эру, и в зачатках их материальной культуры существенно не отличались от других индоевропейских народов, таких, как германские и балтийские (литовцы). В то же время в Средиземноморье греки (а позднее
— 19
романские народы), начав все с той же индоевропейской основы, развились в блестящую цивилизацию намного раньше, чем их северные родственники.
Славяне же в скифскую и сарматскую эпохи много получили от общения с другой ветвью индоевропейской семьи — иранцами4, которые твердо держались в южнорусских степях. Славянская мифология перекликается с иранской тематикой, в старом русском фольклоре много иранских мотивов. Есть очень много общего между иранским и турецким эпосом, с одной стороны, и некоторыми старыми русскими былинами — с другой. Искусство древней России испытало сильное влияние со стороны иранской цивилизации. Многие явления средневекового и даже современного русского народного искусства происходят из иранской модели скифского и сарматского периодов. Следовательно, древняя русская цивилизация представляет собой сочетание коренных славянских и привнесенных иранских элементов.
В IX и X веках появился новый элемент, который утвердился как элемент громадной важности для всей последующей умственной и культурной истории России. Это было христианство в его византийской форме. К первому тысячелетию нашей эры Россия официально перешла в новую эпоху. К этому времени Константинополь был одной из культурных столиц мира, и различие между романской и греческой церквами еще не было таким, как позже, после их формального разрыва. Итак, принятие Россией христианства из Византии на первых порах не отделило ее от Запада, а, наоборот, сильно способствовало ее единству со всем христианским миром. Все основные элементы византийской цивилизации перешли в Россию вместе с церковным учением, и, хотя переданная культура достигла народа после многих изменений, она заложила основу для тесной связи между Европой и Евразией. Объединяющее влияние действовало, однако, сравнительно недолго. Принадлежность русских к греческой ортодоксии во время разрыва между романской и византийской церквами в середине XI века привела к отторжению России от западных народов. Позже это отделение было еще более углублено постоянным давлением, которое оказывали на границы России ее западные соседи — поляки, немцы и шведы. Этот новый раскол между Западом и Востоком продолжался до конца XVH века, когда необходимость приобретения технических новинок, полученных благодаря европейскому развитию, привела к другой попытке культурного сближения. Но к этому време-
20
ни пропасть была такой широкой, что правительству России пришлось прибегнуть к ускоренному процессу приспособления к западным путям. Высшие классы двигались вперед, заимствуя западную цивилизацию, в то время как основная масса народа медленно следовала позади. Возможно, обстоятельства этой последней встречи России с Западом и были главными причинами двойственности, а также кризиса в религии и национальной психологии масс, которые очевидны в ХУШ,Х1ХиХХвеках.
■
7. Периодизация русской истории
История — это непрерывный процесс, который не имеет пауз, и любое предложенное нами деление, конечно, будет весьма схематичным и произвольным. Тем не менее история может изучаться только по частям, и деление на периоды нужно оценивать положительно, если оно не механическое, а в историческом процессе выделены важные события. В предыдущих разделах мы намеревались указать в широком плане контур объективных и субъективных событий, на которых будет основываться сегодняшняя история. Соотнесение этих событий с их местом в истории русского народа покажет читателю историческую перспективу, которая поможет впоследствии при рассмотрении вопроса по главам.
Фундаментальная основа, принятая здесь, — это изменяющаяся взаимная связь между лесной и степной зонами; взаимная связь, которая может быть рассмотрена в большой степени с точки зрения их социологической причастности и результата. На заре русской истории начались попытки объединить эти две области так, чтобы от преобразования их естественных богатств выгадали они обе. Первые слабые попытки такого рода предпринимались обитателями лесов и степей еще до того, как Россия заявила себя в качестве самостоятельного исторического субъекта. После появления русского народа они проводились хазарами, а потом варяжскими князьями. Завершающая попытка объединения в этот период была совершена князем Святославом, который постарался соединить под своей властью Днепр, низовья Волги и низовья Дуная. Этот период кончился вместе с крушением империи Святослава после его смерти в 972 году. Это время так же важно, как отметка постепенного приближения русских к христианству.
21
Последующие два с половиной века — или больше (точнее, с 972 по 1237 год) — характеризовались затяжной борьбой между лесом и степью. В ходе ее русские потеряли выходы к Черному морю, южные степи были заняты турецкими племенами — сначала печенегами, потом куманами5. Русские были еще в состоянии удержать за собой промежуточную лесостепную зону, но основная масса их ресурсов была теперь в зоне лесной. Хотя периодические турецкие нападения на границы региона доставляли беспокойство, причиняя большой ущерб и принося тяжелые потери, турки в этот период не были достаточно сильны, чтобы сломить сопротивление русской нации. В ХП веке установилось своего рода равновесие сил, а в начале ХШ века отношения между русскими и куманами стали более дружественными.
В целом давление степных кочевников не предотвратило развития у русских их свободных политических институтов или их цивилизации. В действительности этот период — называемый Киевским (так как Киев был в это время политической и духовной столицей России) — демонстрирует расцвет русско-византийской культуры. Россия поддерживала тесные связи и с Византией, и с нациями Запада, и даже духовный разлом между Константинополем и Римом на первых порах серьезно не сказался на отношениях между русскими и их западными соседями — венграми, чехами, поляками и немцами.
Третий большой период русской истории (1237—1452 годы) начался с монгольского нашествия, которое, наконец, положило конец длительному конфликту между лесом и степью. Победа вторгнувшихся кочевников имела для степи решающий характер. Она привела к объединению нескольких русских государств под властью Золотой Орды. Монгольское правление над Западной Россией длилось около столетия и затем было заменено господством Польши и Литвы. Восточная Россия, которая оставалась под монгольским контролем еще сто лет, постепенно стала собираться вокруг Москвы. В то время как русские накапливали силы и ресурсы, Золотая Орда стала распадаться и в середине XV века рассыпалась на несколько маленьких ханств. Правители Москвы были достаточно проницательны, чтобы извлечь выгоду из нового положения вещей и отстаивать перед ханом свое по существу независимое положение. С основанием в 1452 году вассального татарского княжества в Касимове Москва продемонстрировала, что она принимает на себя роль наследника Золотой Орды.
22
Внешний мир, который монголы оказались в состоянии обеспечить в течение двух столетий, позволил русским постепенно избавиться от страшного шока вторжения и начать строительство своего собственного сильного государства, находясь под опекой ханов. Поскольку во время нашествия произошло повсеместное разрушение большинства русских городов, России потребовалось несколько этапов, чтобы ремесло и промышленность собрались с новыми силами. Однако сельское хозяйство весь этот период продолжало расширяться, а внешняя торговля находилась под особым покровительством ханов. Строгое повиновение, которого требовали ханы от всех русских князей, тяжелые налоги и военная повинность, введенные монголами, привели к изменению традиционной системы правления и управления6. Свободные политические институты киевского периода подверглись суровому испытанию и пали, исключая Новгород, который у монголов пользовался автономией. Когда события сделали возможным сопротивление монголам и национальное руководство взял на себя московский великий князь, он использовал для своей и национальной выгоды ту систему управления и налогов7, которую создали ханы.
Что касается религии, то русская церковь сильно окрепла, когда монгольский хан поставил ее под свое покровительство. Постепенное ослабление Византийской империи также способствовало высвобождению русских от административной зависимости от Константинополя. Позиции русской церкви еще более усилились со времени Флорентийской унии 1439 года, когда она осталась независимой, в то время как византийская церковь временно подчинилась власти пап. С крушением Византийской империи и захватом Константинополя оттоманскими турками в 1453 году Россия в глазах ее народа стала главным государством ортодоксального христианства.
Четвертый период характеризовался великим русским распространением на юго-восток и повторным установлением власти лесной зоны над степной культурой кочевников. Через два с половиной столетия после 1452 года были завоеваны ослабевшие Казань и Астрахань и колонизирована Сибирь, а также занято — после многовекового перерыва — устье Дона. Захват в 1696 году Петром Великим Алова закончил эту эру. Тяжелая борьба России против монголов и турок (так же как и против поляков и шведов) потребовала напряженных усилий всей нации. Личные и политические свободы были принесены в жертву национальному выживанию. В результа-
___ 23
те представители всех социальных классов в той или иной форме были обязаны служить государству. Крестьяне стали крепостными. Церковь во всем сотрудничала с царями в их политике. Глазными событиями в области религии были разделение русской церкви на две с центрами в Москве и Западной России — и образование в Москве патриаршества; защита православия от проникновения римского католицизма с Запада; раскол на основе старых ритуалов.
Пятый период, продолжавшийся с 1696 по 1917 год, ознаменовался постепенным распространением Российской империи до естественных границ Евразии. В эту эпоху было достигнуто окончательное объединение леса и степи — две великие зоны слились в единое экономическое целое. Земледелие заняло господствующие позиции во всей Евразии. В то же время начал обрабатываться весь континент и, бурно развиваясь, промышленность стала использовать богатые разведанные естественные ресурсы. Культурная история этого времени отмечена вновь возникшими конфликтами и брожениями. Духовная жизнь этих дней отягощалась жестким кризисом в религиозных представлениях людей, когда церковь (в лице ее руководства) стала субъектом влияния государства.
Современная эра истории России начинается, конечно, революцией 1917 года.