Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Mediaciya-.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
903.68 Кб
Скачать

Глава 5. Стили поведения в конфликте.

Разные формы разрешения конфликта, о которых шла речь выше, часто смешивают со стилем поведения в конфликте. Стиль поведения в конфликте – это то, каким образом человек предпочитает или вынужден вести себя в той или иной конкретной ситуации конфликта. Практически во всех учебниках по конфликтологии описана методика Томаса-Килманна, раскрывающая основные стили поведения, для определения которых авторы предложили специальный тест, состоящий из 30 вопросов. Тест К.Томаса переведен и адаптирован в России Гришиной Н.В. (Гришина Н.В., 1978). Как известно, исходя из соотношения возможностей удовлетворить интересы конфликтантов, выделяется пять стилей, а именно: избегание, приспособление, компромисс, соперничество и сотрудничество. (См. рис 1)

Рис. 1

Очевидно, встает вопрос, какой же стиль поведения наиболее эффективен. А.Я.Анцупов и А.И. Шипилов в книге «Конфликтология» (1999) пишут, что оптимальным является поведение, когда применяются все стратегии. И действительно человек должен владеть всеми стратегиями. Однако наш опыт показывает, что существуют определенные предпочтения в выборе стилей поведения и он различен для мужчин и женщин. (Исследования Аллахвердовой О.В.,1995-1999 г.г., методики «Рука», Томас-Килманн, 120 чел – 63 женщины, 57 мужчин)

Таблица 2

Стиль поведения

Мужчины

Женщины

Избегание

5 %

9 %

Приспособление

10%

45 %

Компромисс

35%

12 %

Соперничество

47%

27%

Сотрудничество

3 %

7 %

Как видно из таблицы 2, у мужчин преобладает стиль соперничества, а у женщин стиль приспособления. Данное поведение, по-видимому, является отражением сложившегося менталитета, как принято сейчас говорит о психологии постсоветского периода. Многие психологи и социологи рассматривают это как следствие авторитарного режима СССР. Однако прошло уже почти 15 лет и менталитет среднего поколения видимо постепенно меняется. Так, можно отметить тенденцию изменения преобладаний стиля поведения, например, наблюдения в группах обучающихся переговорам (1994-1998 г.г , более 150 чел. 69 женщин, 81 мужчина) показали тенденцию преобладания

Рис. 2

стилей поведения в конфликте по линии «Приспособление – компромисс – Соперничество». (См. рис. 2) Причем выбор стиля зависит от того, как партнер оценивает субъективно свои возможности, свою позицию по отношению (статус, авторитет, физические силы) к партнеру (оппоненту). Если субъективно есть ощущение «силы» выбирается стиль – соперничество, а если чувствует себя «слабым» по отношению к партнеру, выбирается стиль приспособления. В практике есть наглядное подтверждение такого выбора. Подчиненный приспосабливается к начальнику, но тот же подчиненный может соперничать с коллегой по работе. Дети приспосабливаются к родителям, но могут соперничать с братом или сестрой.

Приспособление – пассивно-агрессивная форма поведения, реализуемая в ситуации страха потерять любовь, принятие, признание человека, ради которого отказывается от других важных интересов. Иными словами интерес отношений в иерархии интересов из страха потерять становится более сильным и значимым, чем тот, который ущемляется. Интерес сохранения взаимоотношений представляется более важным, чем достижение потребности. Например, дети приспосабливаются к родителям, чтобы не получить наказания, отказываясь от желания пойти погулять, посмотреть телевизор или допоздна читать книгу. Или подчиненный терпит несправедливые претензии и давление начальника, ради получения премии или сохранения своей работы, если опасается, что может быть уволен.

Наблюдения и исследования последних лет (1999 - 2006 г.г, более 200 чел) в аналогичных группах обучения переговорам и медиации показывают, как уже было сказано, тенденцию изменения стилей поведения в конфликте по линии (см. рис.3) «Избегание – Компромисс – Сотрудничество» . Видно, что эта линия выбора стиля поведения в конфликте отражает тенденцию людей вести себя в конфликтных ситуациях конструктивно, в отличие от линии «Соперничество – Компромисс – Приспособление».

Рис. 3

Надо сказать, что компромисс линии «Соперничество – Приспособление» отличается от компромисса «Сотрудничество – Избегание». В первом случае это манипулирование с использованием давления и представляет собой позиционный торг партнеров: «что я получу за то, что тебе дам». А на линии избегание - сотрудничество это скорее переговоры уступок, т. е. самостоятельный выбор, когда стороны понимают взаимные структурные ограничения, мешающие сотрудничеству. Они вместе ищут и разрабатывают варианты решения проблемы.

Хотелось бы также сказать несколько слов о стиле поведения в конфликте в контексте Эго-состояний по Берну.

Как известно, Берн выделяет три эго-состояния личности. Для каждого состояния характерна своя мотивация поведения. Так, Родитель – исходит из мотивации долженствования: должен – не должен. Взрослый исходит из мотивации возможностей: могу - не могу. Ребенок (Дитя) исходит из мотивации желаний: хочу - не хочу. (См. Э.Берн, 1997). Рассматривая в этом контексте стили поведения по К. Томасу-Килманну, можно сказать, что поведение «соперничество – приспособление», это родительско-детские взаимоотношения. И если взять направление соперничество – компромисс – приспособление, то поведение из родительского переходит в детское и, наоборот. В ситуации компромисса переговоры будут происходить как вариант борьбы или игры, в зависимости от того, в каком Эго-состоянии будут находиться участники. Если же взять направление «уход – компромисс – сотрудничество», то поведение реализуется как взрослое. Участники взаимодействия исходят из мотивации: могу - не могу. Если участники переговоров не видят серьезных причин для конфликта, они выбирают поведение «ухода от спора». Если же интересы действительно сталкиваются так, что это приводит к конфликту, стороны находящиеся в эго-состоянии взрослого человека выбирают путь к сотрудничеству или компромиссу, который как уже было сказано, направлен на поиск того, что они могут или не могут сделать для урегулирования проблемы.

Но вернемся к переговорам как технологии урегулирования конфликтов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]