Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Efimov_O_V_Istoria_Rossii_1894-1922_gg_kurs_le.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.72 Mб
Скачать

§ 3. Революционное движение в России конец XIX – начало XX вв.

Рабочее движение.

На грани столетий пропаганда и агитация революционных групп и партий стали проникать в среду наиболее сознательных рабочих. Это проявилось в проведении первых политических стачек, в участии рабочих в политических демонстрациях. За 1896-1900 гг. прошло около 800 стачек экономического характера/Большое значение для роста всего революционного движения имели политические выступления студентов в 1899-1902 гг. Американский историк Р. Пайпс даже склонен видеть именно в них исток трех российских революций. Однако все же начало революционным стихиям было положено в 1905 г., когда в политическую борьбу вступили различные слои населения, но студенты впервые действительно организованно повели открытое политическое массовое наступление под лозунгом «Да здравствует политическая свобода!» В студенческих политических демонстрациях в Харькове, Петербурге, Москве, Киеве в 1901 г. участвовали многие рабочие и городские жители. Политические выступления пролетариата начались в 1901-1902 гг. в день 1 мая сопротивление полиции оказали рабочие военного Обуховского завода в Петербурге (1901 г.); первомайские демонстрации 1902 г. прошли в Харькове, Баку, Тифлисе, Вильно, Сормове. Если экономические стачки проходили в основном стихийно, то во всех политических выступлениях заметную роль играли социал-демократические, эсеровские и бундовские кружки. На Обуховском заводе было около двух десятков небольших социал-демократических и эсеровских кружков, в остальных случаях кружков было меньше, но они вели активную агитацию. Социалистическая интеллигенция создавала рабочие организации, разрабатывала и выдвигала требования рабочих, внедряла в сознание рабочих марксистскую идеологию о передовой роли пролетариата. В организации всеобщей стачки 1903 г. на Юге страны, наряду с социал-демократами и эсерами, значительную роль сыграла Еврейская независимая рабочая партия. Забастовки и демонстрации прошли в Баку, Тифлисе, Одессе, Николаеве, Екатеринославе, Харькове. Впервые разрозненные выступления рабочих сливаются в единое движение.

Особенностью рабочего движения этого периода было также то, что в политических стачках самыми активными стали наиболее материально обеспеченные рабочие: металлисты, железнодорожники, нефтяники, типографщики и др. Среди них был выше процент грамотных людей, и они были более восприимчивы к пропаганде революционной идеологии.

Среднегодовое количество стачек в начале XX в. осталось почти на том же уровне, как и в конце 90-х годов (550 стачек), но увеличилась доля политических стачек, на которых выдвигались требования 8-часового рабочего дня, законодательного признания 1 мая праздником; а также лозунги «Долой самодержавие», «Да здравствует демократическая республика» и др. Значительная часть политических забастовок и демонстраций была подавлена полицией, казаками и войсками.

Крестьянское движение.

Новый век ознаменовался и ростом крестьянских выступлений. В 1895-1899 гг. произошло 385 волнений (в среднем 77 в год), а в 1900-1904 гг. - 1205 (241 в год), т.е. их количество увеличилось в 3 раза. Для страны, в которой было более 500 тыс. селений, это немного, но озабоченность правительства и царя вызвал размах крестьянского движения весной 1902 г. в Полтавской и Харьковской губерниях. Оно охватило 165 сел и деревень с населением в 150 тыс. жителей. В разгромах помещичьих усадеб участвовало 5 тыс. человек. Крестьяне разгромили 104 имения, вывозили скот, продукты, вещи. Причиной был неурожай 1901 г. и малоземелье крестьян при наличии рядом огромных латифундий помещиков. Выступления были направлены против помещиков, а не против правительства: большинство крестьян возлагало свои надежды на царя. На подавление восстания правительство послало несколько тысяч солдат. Под влиянием этого движения произошли волнения крестьян в Киевской, Черниговской, Пензенской, Орловской губерниях. Всплеск крестьянской волны был прообразом подобных выступлений в 1905 и 1906 гг.

Влияние социалистических партий в деревнях Полтавской и Харьковской губерний тогда было незначительным, но полтавский комитет РСДРП отпечатал и распространил листовку «Ко всем полтавским крестьянам!» в селах имения Мекленбург-Стрелецких - главного очага движения крестьян. Следствие отмечало, что в селах ходили слухи об указе царя, разрешающем передел земли, крестьяне перед восстанием стали

дерзко относиться к землевладельцам. В свою очередь это движение, во время которого выделялись народные вожаки, воодушевило эсеров и эсдеков создавать кружки в деревнях, привлекать к своей пропаганде сельскую интеллигенцию: народных учителей, врачей, агрономов, руководителей кооперации. В 1903 г. социал-демократические комитеты издали 23 листовки для крестьян с призывом к захвату помещичьих земель, а эсеры создали крестьянский союз и союз народных учителей. Хотя организации этих партий были еще малочисленными, их листовки вызывали широкие слухи о предстоящем переделе помещичьей земли.

В 1904 г. резко сократилось число и рабочих стачек (в 8 раз), и крестьянских выступлений, что было связано с окончанием экономического кризиса, хорошими урожаями, улучшением материального положения крестьян и рабочих.

Начавшаяся война с Японией вызвала в стране патриотический подъем, но затем дополнительные мобилизации, повышение налогов, известия о постоянных поражениях привели в конце года к нарастанию новой напряженности.

Власть и общество в 1904 г. Радикализация либерального движения.

Николай II после убийства Плеве решил продолжать реформы, но более либерального курса. Об этом свидетельствует назначение нового министра внутренних дел 25 августа 1904 г. слывшего либералом князя П. Святополк-Мирского и одобрение той программы, которую князь изложил как условие своего вступления в должность. Среди этих условий Мирский назвал вопросы веротерпимости, расширения самоуправления и прав печати, признание политическими преступниками лишь террористов и о «призыве выборных». Мирский был известен в обществе как сторонник более либеральных преобразований, чем Плеве, притом «мягкими методами». Он уволил из руководства МВД лиц правых взглядов (А. Стишинского, Б. Штюрмера и др.), выступил перед чинами министерства с речью о необходимости доверия к общественным и сословным учреждениям, отменил меры Плеве против земцев, ослабил давление на печать. Этот период в прессе получил название «весны» или «эры доверия». «Шаг вперед... впервые за сто лет», - писала суворинская газета «Новое время». Нелегальный журнал «Освобождение» заверил министра в поддержке либералов и приветствовал его.

Причин перехода к этой «весне» было несколько. В это время русские войска в Маньчжурии терпели поражение. В августе японцы выиграли крупное сражение под Ляоляном, и в тяжелое положение попала крепость Порт-Артур. Царь убедился, что третируемая им ранее «общественность», представляет довольно значительную силу, так как она включала не только интеллигенцию, но и многих близких его сердцу дворян, в том числе из самых высших кругов: князей Долгоруковых, Оболенских, Трубецких, Шаховских, Урусова, графов Гейдена, Шереметьева и многих других.

Министр юстиции Н. Муравьев после убийства Плеве говорил царю, что «нельзя управлять без общества». Это царь слышал и от матери, и от министров Витте, Ермолова и др. Мирский постоянно докладывал, что надо привлечь на свою сторону «общество» либеральными уступками и тогда оно отойдет от революционеров, которые реальной силы не представляют, их можно будет легко изолировать и победить. Поэтому были сделаны послабления обществу. Как же общество реагировало на эти уступки?

В конце XIX - начале XX вв. либеральное движение в России расширяется и радикализируется. Этому способствовало развитие революционного движения, возникновение нелегальных революционных партий и активизация их деятельности в народе. В этой связи ослабляется и жесткость режима по сравнению с правлением Александра Ш, так как основные силы полиции направляются на борьбу с революционерами, с рабочими и крестьянскими выступлениями. Руководители и идеологи либерального движения, ранее сосредоточенного в земских организациях, получают поддержку новых организаций, полулегальных и нелегальных. С 1899 по 1905гг. в Москве действовал полулегальный кружок «Беседа» в доме Долгоруковых. Он объединял около шестидесяти человек, в том числе 9 князей, 8 графов, 2 барона, много предводителей дворянства, занимался пропагандой идеи конституционализма. Статьи членов кружка в журнале «Право» и в других изданиях имели большой резонанс, как, например, статья князя Е. Трубецкого «Война и бюрократия» в сентябре 1904 г. «Бюрократия должна стать доступной общественному контролю и править с обществом, а не вопреки обществу», - писал Трубецкой. Кружок сыграл большую роль в распространении либеральных идей в великосветских салонах столиц, куда широко проникали предложения об ограничении самодержавия.

В это же время у членов кружка и у многих противников самодержавия возникли идеи создания нелегальных подпольных организаций и изданий для объединения всех антиправительственных сил. С июня 1902 г. в Штутгарте, а с 1904 г. в Париже стал издаваться двухнедельный журнал «Освобождение» под редакцией П. Струве (издано 79 номеров). Название журнала символизировало борьбу за освобождение от самодержавия. В 1903 г. состоялось совещание сторонников журнала в Швейцарии, которые основали Союз Освобождения. Название Союз, а не партия, было дано сознательно: в нем должны были объединиться все антиправительственные силы несоциалистического направления с широким спектром взглядов. Программой движения стал лозунг «Долой самодержавие», который из соображений конспирации лидеры называли «двучленною формулой». Позднее Милюков дополнил программу аграрным и рабочим вопросами, но сделано это было с тактической целью «привлечения масс к борьбе с самодержавием». Освобожденцы не ставили вопроса об улучшении самодержавия или о совершенствовании форм российской государственности. По словам В. Маклакова предполагалось создать «новый строй по последним рецептам теории». Журнал «Освобождение» и особенно его «Листок» (26 номеров) с актуальными информациями, политическими комментариями, с публикацией секретных документов были очень популярны среди интеллигенции, широко распространялись и переписывались. Союз провел до осени 1905 г. четыре съезда в России, проходивших нелегально. В Союз входили в основном представители интеллигенции. В сентябре 1904 г. в Париже прошло совещание оппозиционных и революционных партий. Приглашения были разосланы 18 партиям и организациям, а приняли участие 8 (Союз освобождения, эсеры, польские и латышские социалисты, польские и финские националисты, армянские и грузинские социалисты-федералисты). Из левых партий не участвовали социал-демократы. Совещание вынесло резолюции об «уничтожении самодержавия», о замене его «свободным демократическим строем» и о праве наций на самоопределение. От эсеров на совещании присутствовал провокатор Б. Азеф, который донес в полицию о его решениях. Главным инициатором совещания был финский социал-националист К. Циллиакус, получивший деньги на его проведение от бывшего японского военного атташе в Петербурге и от американских еврейских миллионеров. Значительные пожертвования поступали от российских предпринимателей и дворян. Более 100 тыс. руб. было дано на издание журнала «Освобождение». Конечно, революционеры и либералы в большинстве не знали об этих деньгах, они шли на борьбу не из-за денег. Но появившиеся партии, издания, большое количество профессиональных деятелей в революционных и либеральном движении без денег, естественно, существовать не могли. Литературная работа приносила мизерные средства, приходилось принимать пожертвования и даже идти на «экспроприации» - по существу обычные грабежи государственных и частных банков, магазинов, кредитных учреждений. Все это оправдывалось «революционной необходимостью».

Одновременно радикализировалось и земское движение. Часть земцев входила в Союз Освобождения и была среди его основателей, но многие из земцев стояли за переход к конституционному режиму путем реформ. В земском движении руководство принадлежало дворянам. Из 1100 губернских и уездных гласных 33-х губерний в оппозиционном движении участвовало 241 (или 22 %). Большинство из них были крупными помещиками, а 86 % - потомственными дворянами. Они в основном и верховодили в земском движении, хотя более радикальным был так называемый «третий элемент» земств: статистики, агрономы, служащие и т.п. В 1912 г. численность служащих составляла 85 тыс. человек, а вместе с оплачиваемыми земствами лицами - около 150 тыс.

Земское движение активизировалось в период «эры доверия». Земские деятели собрали съезд 6-9 ноября 1904 г. Съезд в основном занимался политическими вопросами. В его решении главным был десятый тезис о переходе к конституционному строю путем передачи законодательной власти народному представительству. Лишь меньшинство (27 голосов из 98) высказалось за законосовещательный выборный орган. Первые 9 тезисов о введении демократических свобод были приняты единогласно.

После съезда в большинстве губерний и уездов стали проводиться земские собрания в поддержку его решений. По всей России прошли также многолюдные банкеты с политическими речами, завершавшиеся резолюциями с требованием конституции. В 34 городах состоялось около 120 банкетов, на которых присутствовало 50 тыс. человек: врачей, адвокатов, учителей и т.п. Банкетная компания сопровождалась многочисленными митингами и демонстрациями по всей стране. Эти собрания использовались революционными партиями и либералами для антиправительственной пропаганды. Такой характер носили собрания многих легальных обществ: экономического, юридического, географического, исторического и др. Даже совещание 23 губернских предводителей дворянства обратилось к Мирскому с заявлением о желательности созыва народных представителей и с требованием отмены «государственного произвола». В. Ленин отметил этот факт как выражение кризиса внутренней политики самодержавия. Следовательно, процесс радикализации либерально-оппозиционного движения, нараставший после 1895 г., резко усилился в период «весны» министра Мирского. Так общество реагировало на уступки.

Губернаторы и полиция ждали указаний от правительства, а их не было. В этом была слабость власти, все привыкли ждать указаний сверху, а без этого ничего не предпринимали. Начальник харьковской (позднее петербургской) охранки писал: «Где же было правительство?.. Мы, его агенты на местах, не получали никаких указаний и обречены были оставаться почти молчаливыми свидетелями картины всеобщего развала». К царю обращались с протестами против политики Мирского великий князь Сергей Александрович и Д. Трепов, пригрозившие своей отставкой, князь А. Ширинский-Шихматов, подавший в отставку с поста тверского губернатора, и другие лица правого толка. Царица Мария Федоровна вынуждена даже была заявить, что она навсегда уедет в Копенгаген, если тронут Мирского. Царь решил после совещания с министрами и великими князьями, что он, поддерживая реформы особым манифестом, одновременно прикажет повести борьбу против незаконных действий оппозиции. 12 декабря 1904 г. он подписал указ с обещанием реформ и одновременно правительственное сообщение, объявляющее мысль о представительстве «чуждой русскому народу» и грозившее репрессиями за незаконные собрания. Николай Н понял, что одни уступки без проявления власти приводят только к хаосу и решил быстрее проводить реформы сверху. В указе предлагалось Комитету министров «озаботиться изысканием мер» для водворения законности, расширения свободы слова, веротерпимости, местного самоуправления, устранения излишних стеснений инородцев и законов об исключительных положениях, закончить работы по крестьянскому вопросу. По всем этим предложениям были созданы Особые совещания. Указ о веротерпимости был принят 17 апреля 1905 г., по ряду остальных вопросов подготовленные законопроекты были позднее внесены в Государственную Думу.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]