Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
контрольная.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
285.7 Кб
Скачать

3. Подпольное движение в Беларуси в годы Великой Отечественной войны

Одновременно с вооруженной партизанской борьбой разворачивалась подпольная антифашистская деятельность в городах и других населенных пунктах. Партийно-советские власти накануне оккупации Беларуси позаботились о том, чтобы оставить законспирированные группы, организовать явки, разработать различные виды связи. На это ориентировали директива ЦК КП (б) Б от 30 июня 1941 г. «О переходе на подпольную работу парторганизаций районов, занятых врагом». Обращалось внимание на то, что партизанская борьба должна находиться в поле зрения и вестись под непосредственным руководством законспирированных подпольных партийных структур. Местные парторганы в сжатые сроки провели работу по созданию на территории Беларуси партийно-комсомольского подполья. До полной оккупации республики в 89 районах Минской, Витебской, Могилевской, Гомельской, Полесской и Пинской областей были организационно оформлены районные подпольные парторганы (райкомы, тройки) во главе с секретарями или членами бывших партийных органов.

В четырех областях - Гомельской, Могилевской, Минской и Пинской - оставались областные парторганы. Для организационно-руководящей деятельности в тылу врага были оставлены свыше 1200 коммунистов, в том числе 8 секретарей обкомов и 120 секретарей горкома и райкомов партии. Всего же для нелегальной работы в Беларуси оставалось свыше 8500 коммунистов. Руководство комсомола республики на оккупированной территории оставила 73 руководящих работников, более 1400 ячеек, в которых в общей численности насчитывалось свыше 5 тыс. человек. По мнению партийного и комсомольского руководства, оставшиеся в тылу врага коммунисты и комсомольцы, должны были явиться тем ядром, вокруг которого сплотятся все сознательные и патриотические силы. Надо отметить, что с поставленной целью оставшиеся партийные и комсомольские работники, рядовые коммунисты и комсомольцы справились успешно, о чем свидетельствуют размах, глубина и общие результаты сопротивления захватчикам.

Как и партизанские формирования, предварительно созданное и самостоятельно возникшей подполье сразу же приступила к диверсионно-боевой и политической деятельности. В Минске уже во второй половине 1941г. подпольщики взрывали склады с оружием и военным имуществом, цеха и мастерские по ремонту боевой техники, изготовления продовольствия, уничтожали вражеских чиновников, солдат и офицеров. В декабре 1941 г., во время напряженных боев под Москвой, они осуществили успешную диверсию на железнодорожном узле: результатом ее явилось то, что в сутки отсюда на фронт отправлялось только 5-6 составов, вместо 20-25 запланированных.

Оккупационная администрация в Минске получала сведения об активной диверсионно-боевой деятельности подпольщиков Бреста, Гродно, Мозыря, Витебска, других городов Беларуси. За сентябрь-октябрь в Белостоке было сожжено три военные склады, в Бресте - один продуктовый, в Вилейке - склад с оружием и боеприпасами. В начале ноября гомельские подпольщики во главе с Т. С. Бородиным, Р. И. Тимофеенко и И. Б. Шиловым спрятали в ресторане коробку с взрывчаткой и миной с временной наводкой. Когда там собрались немецкие офицеры, чтобы почтить успехи войск вермахта под Москвой, грянул мощный взрыв, который уничтожил десятки офицеров и одного генерала. На Оршанском железнодорожном узле действовала группа К. С. Заслонова. В декабре 1941 г. минами, замаскированными под угольные брикеты, она вывела из строя несколько десятков паровозов: часть из них была взорвана и заморожена на станции, другие взорвались на пути к фронту. Жалуясь по этому поводу, оршанская группа безопасности и СД сообщала своему руководству: «Диверсии на железнодорожной линии Минск-Орша стали такими частыми, что каждую из них в отдельности не опишешь. Не проходит ни одного дня, чтобы не было совершено одной или нескольких диверсий » [1, c. 501].

Опасную для своей жизни деятельность в оккупированном Могилеве проводила группа медиков-подпольщиков. В ее состав входили врачи В. П. Кузнецов, А. И. Паршин, Ф. И. Пашанин, которые все погибли, средний и младший медперсонал. Уничтожив настоящие медицинские карточки и сфабриковав новые, они сумели отправить за город сотни бойцов и командиров Красной Армии.

После победы в Московской битве подпольная борьба в городах и населенных пунктах Беларуси ширилась и углублялась. Очевидную роль в этом сыграл тот фактор, что была проведена работа по установлению связи руководства подполья с Большой землей, откуда через аэродромы партизанских формирований подпольщикам поступали не только необходимые сведения, но и значительная помощь оружием, минно-взрывной техникой, медикаментами. Укрепилось связь подполья с населением, партизанскими отрядами и группами. Все это вместе самым положительным образом сказалось на деятельности подполья.

Минские подпольщики в 1942 г. свое внимание сосредоточили на массово-агитационной работе среди жителей города, систематических диверсиях на различных объектах, сборы для партизан разведывательных сведений, освобождения военнопленных и тайной отправке их в лес к партизанам. Не обошлось и без тяжелых потерь. В марте-апреле 1942 г. за тюремные решетки попали более 400 человек, в том числе члены подпольного ГК КП (б) Б С. И. Заяц (Зайцев), И. П. Козинец, Г. М. Семенов. 7 мая они были повешены, а еще 251 человек были расстреляны. Минское подполье нашло в себе силы снова подняться на борьбу. На совещании в мае 1942 г. были проанализированы причины провала, и были созданы отделы: разведки, агитации и пропаганды, военный, организации диверсий, сформированы пять подпольных райкомов партии, ряд подпольных партийных и комсомольских организаций на предприятиях и в учреждениях. Подпольщики выпускали газету "Звязда", листовки, имели связь с подпольем Осипович, Орши, Бобруйска, Дзержинска, Узды, Колодищ, Смолевичей, других городов и населенных мест Беларуси.

В ночь на 26 сентября 1942 г. снова начались аресты участников подполья. Среди них - секретарь подпольного горкома И. К. Ковалев, члены комитета Д.А. Короткевич, В. К. Никифоров, К. И. Хмелевский, секретари райкомов Н. Я. Герасименко (с семьей), М.К. Корженевский, И.И. Матусевич, М. А. Шугаев, руководители подпольных организаций и групп, активные подпольщики Л. Я. Одинцов, М. А. Богданов, Е. М. Баранов и другие. Удар, нанесенный оккупантами минскому подполью осенью 1942 г., был очень тяжелым, но и он не заставил патриотов покориться. Свидетельством тому были расклеены 21 октября 1942 г. более чем в 300 местах города листовки с призывом еще сильнее бить оккупантов [1, c. 502].

С целью дискредитировать подполье была разработана версия о предательстве руководством ГК КП (б) Б, в первую очередь его секретарем И. К. Ковалевым. К сожалению, этой фальшивке гитлеровских спецслужб поверили в ЦК КП (б) Б, и на долгие годы над минским подпольем нависла туча недоверия. Минское подполье и после второго провала продолжала свою деятельность. Тесную связь с ним имел ряд партизанских бригад. В городе практически не было ни одного предприятия или учреждения, где бы ни действовали патриоты. Десятки диверсионных групп были созданы на Минском железнодорожном узле. Во второй половине 1943 г. здесь было проведено более 50 диверсий. По уточненным данных, в составе минского подполья самоотверженно боролась свыше 9 тыс. человек, более тысячи коммунистов и свыше 2 тысяч комсомольцев, антифашисты зарубежных стран. За время оккупации в Минске было проведено свыше 1500 диверсий. Здесь нашли свою погибель многие высокопоставленные лица, в том числе генеральный комиссар Беларуси В. Кубе.

В Витебске в 1941-1942 гг. действовало 56 подпольных групп. Одной из них с октября 1942 г. руководила В. С. Хоружая, которая была направлена ​​сюда от БШПД. 13 ноября 1942 г. фашисты схватили и после долгих допросов замучили ее, а также С. С. Панкова, Е. С. Суранову, К. Д. Балдачеву, семью Воробьевых. Посмертно В. С. Хоружей присвоено звание Героя Советского Союза.

Широкий размах приобрело подпольное движение в Осиповичах, Борисове, Бобруйске, Орше, Жлобине, Петрикове, Полоцке, Брагине, Добруше, Калинковичах, Мозыре, других населенных пунктах. Особенно активно действовали подпольщики на железнодорожном транспорте. На территории Беларуси фактически не было ни одной сколько-нибудь значительной станции, где бы ни сражались патриоты. Широкую известность приобрели боевые подвиги молодых Обольских подпольщиков. Подпольная комсомольская организация «Юные мстители» на железнодорожной станции Оболь Витебской области была создана весной 1942 г., возглавляла эту организацию комсомолка Ефросинья Зенькова. В состав ее входило около 40 человек. Всего молодые подпольщики сделали 21 диверсию: сожгли льнозавод, пилораму, электростанцию, несколько мостов, добывали и передавали партизанам оружие, медикаменты, полезные разведданные, распространяли листовки, сводки Совинформбюро и др. Почти все подпольщики были арестованы и казнены, в том числе Н. А. Азолина, М. П. Алексеева, Н. М. Давыдова, С.М. Артнова, Ф. Ф. Слышанкова и другие. После войны Евфросинии Зеньковой и Зинаиде Портновой присвоено звание Героя Советского Союза.

В западных областях Беларуси также действовали антифашистские организации, создаваемые по инициативе коммунистов, бывших активистов КПЗБ, комсомольцев, других патриотов. В мае 1942 г. на базе антифашистских групп Василишковского, Щучинского, Радунского, Скидельского районов был создан «Окружной белорусский антифашистский комитет Барановичской области". Организатором комитета являлись Г. М. Картухин, А. И. Иванов, А. Ф. Манкович и Б. И. Гордейчик. Комитет провел значительную работу по созданию новых и активизации деятельности существующих групп и организаций. Осенью 1942 г. под руководством этого комитета борьбу с оккупантами вели более 260 подпольщиков.

Важная роль в развертывании антифашистского движения в Брестской области принадлежала созданному в мае 1942 г. по инициативе бывших членов КПЗБ И. П. Урбановича, М. Е. Криштофовича, И.И. Жижки «Комитету по борьбе с немецкими оккупантами». Комитет не ограничивал свою деятельность только районами Брестской области, а распространял влияние на ряд районов Барановичской и Белостокской областей.

В Гомеле активную борьбу с врагом вели подпольные группы на железнодорожном узле, вагоноремонтном заводе, лесокомбинате, городской электростанции, других предприятиях города - всего более 400 человек. Их деятельностью руководил оперативный центр в составе Т. С. Бородина, И. Б. Шилова, Р. И. Тимофеенко. 8 мая 1942 г. во время подготовки подрыва городской электростанции эти лица и десятки других активных подпольщиков были схвачены разведывательно-карательной службой врага. Весной 1942 г. около 40 групп Могилева (более 400 человек) объединились в подпольную организацию «Комитет содействия Красной Армии», которую возглавлял местный учитель К. Ю. Мэтэ. Комитет координировал деятельность группы железнодорожников, учителей, рабочих хлебозавода, авторемонтного завода, фабрики искусственного шелка, работников областной больницы, бывших военнослужащих и других. Благодаря бдительности, надежной конспирации и удачной структуре организации могилевскому подполью долгое время удавалось избегать массовых провалов и арестов.

В Осиповичах в ночь на 30 июля 1943 г. была осуществлена ​​одна из самых крупных диверсий второй мировой войны. Один из руководителей подполья комсомолец Федор Крылович, подложил две магнитные мины под эшелон с горючим, который должен был отойти в сторону Гомеля. Но партизаны повредили железную дорогу, и эшелон был переведен в парк, где в это время находилось еще три эшелона с огнеопасными грузами. Через некоторое время раздались взрывы. Пожар перекинулся на другие эшелоны, нагруженные военной техникой, боеприпасами и авиабомбами. Почти 10 часов немцы не могли ликвидировать пожар, сопровождавшийся взрывами авиабомб, снарядов и мин. В результате операции были полностью уничтожены 4 эшелона, в том числе один с танками "тигр", 31 цистерна с горючим, 63 вагона со снарядами, авиабомбами, минами.

Анализ такого исторического явления периода Великой Отечественной войны, как деятельность антифашистского подполья на временно оккупированной немцами территории Беларуси, свидетельствует, что подполье с начала и до конца своего существования (а через него за годы войны прошло свыше 70 тыс. человек) было тесно связано с народными массами, опиралось на их постоянную поддержку и конкретную помощь. В его возникновении и деятельности большую роль сыграли коммунисты, находившиеся во вражеском тылу и пользовавшиеся доверием местного населения. Свидетельством этого является и тот факт, что за три года вражеской оккупации в партию непосредственно на оккупированной территории Беларуси вступило свыше 12,5 тыс. патриотов.