Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ландшафтоведение.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.08 Mб
Скачать

История становления ландшафтоведения как самостоятельной отрасли физической географии

Отрасль физической географии, изучающая конкретные геосистемы или ПТК ранга «ландшафт» как структурные части различных территорий географической оболочки получила название ландшафтоведение. Ландшафтоведение рассматривает проблемы генезиса, морфологии и динамики современных ландшафтов, законы их развития и размещения, а также их преобразования в результате хозяйственной деятельности человеческого общества.

Несмотря на то, что сам термин «ландшафт» в географической науке стал широко использоваться уже в XIX веке, на протяжении всего этого столетия он использовался только в описательном смысле, отражающем внешний облик территории земной поверхности, например, как «эрозионный ландшафт», «холмистый ландшафт», «болотный ландшафт», «озерный ландшафт» и т. п. Научная основа для развития учения о ландшафте и ландшафтоведения была подготовлена только в конце XIX работами и идеями великого русского ученого-географа Василия Васильевича Докучаева, который положил начало системному исследованию природных особенностей земной поверхности. В своем фундаментальном научном труде «К учению о зонах природы. Горизонтальные и вертикальные почвенные зоны» (1899) он писал, что изучаются, главным образом, отдельные тела природы, то есть, минералы и горные породы, растения и животные – и явления, «…но не их соотношения, не та генетическая, вековечная закономерная связь какая существует между силами, телами и явлениями, между мертвой и живой природой, между растительными, животными и минеральными царствами …». А между тем именно эти соотношения, эти закономерные взаимодействия и составляют сущность познания естества».

Именно эта идея В. В. Докучаева о взаимосвязи и взаимодействии природных компонентов (горных пород, почв, воздуха, влаги и тепла) позволила ему разработать учение о зонах природы, сущность которого он изложил следующим образом: «…благодаря известному положению нашей планеты относительно Солнца, благодаря вращению нашей планеты, ее шарообразности климат, растительность и животные распределяются по земной поверхности по направлению с севера на юг, в строго определенном порядке, с правильностью, допускающей разделение земного шара на пояса – полярный, умеренный, подтропический, экваториальный и пр.». Фактически этот великий ученый вплотную подошел к дифференциации земной поверхности на самостоятельные природно-территориальные комплексы.

Эти идеи В.В. Докучаева были развиты далее его учениками и последователями, один из которых Р.И. Аболин (1914) считал, что все природные компоненты настолько тесно переплетаются между собой и так влияют друг на друга, что образуют «одно сложное географическое явление, сложное комплексное образование в виде эпигенемы, выстилающее всю сушу от экватора до полюсов». Эпигенему Р.И. Аболина следует считать прообразом понятия о планетарном ПТК или географической оболочке.

В начале XX в. А.А. Борзов, а затем Л.С. Берг высказали мысль о том, что объектами изучения географической науки должны являться природно-территориальные комплексы, которые они назвали ландшафтами. А. А. Борзов (1912) считал, что «…география не занимается отдельно горными породами или растениями, животными, человеком, не изучает даже распространение этих явлений, ˗ это все дело других наук; география же рассматривает в какие формы, ландшафты слагаются все эти явления в разных местах земной поверхности, как связаны почва, реки, и вообще водные бассейны, климат, растения, животные и человек в каждой местности, в каждом ландшафте между собой, в каких формах выражается их влияние друг на друга; открывает влияние отдельного на другой и стремится представить, из каких ландшафтов слагается поверхность земли, и объяснить как жизнь каждого из них в отдельности, так и законы их распространения и взаимного влияния».

Содержание этого отрывка, демонстрирует, что А. А. Борзов характеризует ландшафт как целостную и самостоятельную природную систему, не называя его, однако, природнотерриториальным комплексом. Л. С. Бергу (1913) принадлежит первое научное определение ландшафта. В своей научной работе (1913) он определяет ландшафт как «…область, в которой характер рельефа, климата, растительного покрова, животного мира, населения и, наконец, культура человека сливаются в единое гармоничное целое, типически повторяющееся на протяжении известной (ландшафтной) зоны Земли» и «… очерченное естественными границами». Позднее уже в советское время он существенно углубляет свои работы в области ландшафтоведения и создает свою научную ландшафтоведческую школу. В своих научных трудах « Ландшафтно-географические зоны СССР» (1930) и «Географические зоны Советского Союза» (1947-1952) Л.С. Берг развил далее учение о природных зонах В.В.Докучаева. В последней научной работе он подчеркивал, что ландшафт не является застывшей частицей, а развивается во времени и для того, чтобы понять его эволюцию необходимо определить его генезис: «… ландшафты не есть нечто неизменное во времени … понять данный ландшафт можно лишь тогда, когда известно как он произошел и во, что со временем превратится …».

Следует отметить, что уже в этот ранний этап становления ландшафтоведения на стыке с геохимической наукой формируется новая научная дисциплина геохимия ландшафта. Основоположником ее является отечественный геохимик Б. Б. Полынов (1915, 1956), который предложил наряду с географическими ландшафтами выделять геохимические ландшафты. В зарубежной географической науке ландшафтоведческий подход к изучению природных особенностей земной поверхности получил

широкое распространение в 20-30 гг. XX в., причем сам термин «ландшафт» трактовался здесь преимущественно как совокупность характерных внешних черт земной поверхности, включая различные проявления деятельности человека (агроландшафт, селитебный ландшафт, дорожный ландшафт и т.п.). Лишь отдельные немецкие географы (Passarge, 1920; Troll, 1950) стремились определить ландшафт как некоторое природное единство.

Во второй половине XX – начале XXI вв. в ландшафтоведение, ставшем уже признанным самостоятельным разделом физической географии, развиваются далее идеи Л.С. Берга о ландшафте, как об основной ступени в системе ПТК, представителями московской и ленинградской школ ландшафтоведения. В этот период представителями этих двух ландшафтоведческих школ (Д. Л. Арманд, 1975; Н. Л. Беручашвили, 1986; А. А. Григорьев, 1956, 1970; С. В. Калесник, 1970; Н. А. Солнцев, 1948, 1949, 1961, 1962; 1981; В. Б. Сочава, 1978; А .Г. Исаченко, 1965 и др.) изучается морфологическая, функциональная и пространственно-временная структуры ландшафта, создаются классификации ландшафтов и формулируется представление о ландшафте как о целостной территориальной географической единице со строго ограниченным объемом и содержанием (см. вышеприведенное определение ландшафта). Однако отдельные географы (Н. А. Гвоздецкий, 1961) и др. считают, что понятие географического ландшафта имеет типологическое содержание, то есть к одному и тому же ландшафту они относят множество участков, которые могут быть территориально разобщены, но обладают сходством в существенных чертах природы, например, степной ландшафт, болотный ландшафт, таежный ландшафт и т. п. В то же время некоторые географы (Д. А. Арманд, 1975; Ю.К. Ефремов,1960; Ф.Н. Мильков, 1966, 1967 и др.) трактуют географический ландшафт как общее понятие, не ограничиваясь таксономическими рамками, то есть, как синоним любого природно-территориального комплекса. В таком смысле ландшафтом можно называть и степную зону, и Русскую равнину, и болотный массив.

В эти же годы интенсивно начинают развиваться и совершенствоваться методы полевых ландшафтных исследований и методы ландшафтного картографирования ( А.Г. Исаченко, 1961, 1980, К. В. Пашканг и др, 1973). Накопление фактических материалов ландшафтной съемки способствует развитию регионального ландшафтоведения. В этот же период натурные

и теоретические исследования в области ландшафтоведения приобретают практическую значимость. В связи с этим в ландшафтоведении формируется новый раздел, получивший название прикладного ландшафтоведения, в котором на пограничных областях наук формируются смежные научные направления: агропроизводственное, инженерное, мелиоративное, архитектурно-планировочное, рекреационное, экологическое ландшафтоведение, ландшафтное планирование, ландшафтный дизайн, и др. В содержание таких прикладных направлений входит: специализированная типизация ландшафтов, оценка их с точки зрения пригодности и целесообразности и разработка прогноза ожидаемых изменений и последствий (Преображенский,1981).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]