- •Ростов-на-Дону – 2012
- •1. Теоретическая основа работы
- •1.1. Исследование концепта как способ приближения к авторскому сознанию
- •1.2. Философское осмысление концепта в исследовании ж. Делеза и ф. Гваттари
- •1.3 Лингвистическое осмысление концепта в отечественных исследованиях
- •1.3.1 Понятие лингвокультурологического концепта
- •1.3.2 Понятие лингвокогнитивного концепта
- •1.3.3. Теоретический вывод
- •2. Языковое представление материального и нематериального как компонентов художественного мира
- •2.1 Философские воззрения автора
- •2.2 Основные концепты повести
- •2.2.1 Концепт Ум
- •2.2.2 Концепт Чувство
- •2.2.3 Концепт Тело
- •2.2.4 Концепт Душа
- •2.2.5 Концепт Жизнь
- •2.2.6 Концепт Смерть
- •2.2.7 Концепт Техника
- •2.2.8 Концепт Природа
- •2.2.9 Концепты Старость и Юность
- •2. 3 Взаимосвязь и взаимовлияние концептов
1. Теоретическая основа работы
1.1. Исследование концепта как способ приближения к авторскому сознанию
Внутренний мир автора неотделим от его произведения, он становится компонентом художественного мира и может воплощаться на любых уровнях: философском, психологическом и языковом. Платоновские представления о материальном и нематериальном как структурных составляющих человеческого бытия являются частью его специфической художественной мысли, становясь поэтому и компонентами художественного мира.
Дифференциация понятий материальности и нематериальности в данной работе происходит не по принципу деления на абстрактное и конкретное наполнение содержательных частей этих понятий в соответствии с законами реальной действительности, она происходит на ментальном уровне в действительности персонажей повести и непосредственно самого автора.
Погрузиться в авторское осмысление целого комплекса различных понятий представляется особенно возможным на языковом уровне, выявив и проанализировав основные концепты, что дает нам возможность составить представление о художественном мире произведения, а далее приблизиться к личности самого А. П. Платонова.
Говоря об анализе структур сознания, следует понимать, в какой степени язык может отобразить их в себе, и является ли язык средством создания целостного представления об этих структурах. Чувственные восприятия, положенные в основу языка, не всегда могут быть непременно соединены со словом, поэтому воспринять невербализированный замысел оказывается задачей более сложной, чем осмысление языка. З. Д. Попова и И.А. Стернин пишут: «Мышление невербально, язык служит не для осуществления мышления, а для выражения, сообщения и обсуждения результатов мыслительного процесса человека; последний же есть процесс оперирования концептами» [Попова, Стернин 2007: 41]. Концепт, таким образом, является неким исследовательским конструктом, который дает возможность двигаться от языка к сознанию. Чтобы дать определение понятию концепта, необходимо проследить ход его исследования в когнитивной науке.
1.2. Философское осмысление концепта в исследовании ж. Делеза и ф. Гваттари
Ж. Делез и Ф. Гваттари подходят к пониманию концепта с философского ракурса, чему и посвящена их книга «Что такое философия?». Концепт в их теории – это некая концентрация мысли, беспрестанно находящейся в движении. Они пишут: «Концепт одновременно абсолютен и относителен – относителен к своим собственным составляющим, к другим концептам, к плану, в котором он выделяется, к проблемам, которые призван решать, но абсолютен благодаря осуществляемой им конденсации» [Делез, Гваттари 1998: 34]. Из этого ясно, что концепт имеет двойственную природу: концепт не может быть простым образованием, но, постоянно претерпевая изменения в частностях, он остается неизменным и целостным, сохраняя монолитность мысли. Ж. Делез и Ф. Гваттари обращают внимание не на противопоставление образной и интерпретативной составляющих концепта, а на сопоставление коллективного и интеллектуального знания, которые отражаются в концепте.
В отличие от понятия, которое может быть описано с помощью какого-либо суждения и которому может быть дано определение, концепт нельзя описать как комплекс смыслов, и ему не соответствует ни одно высказывание. Представление концепта как комплекса смыслов невозможно, потому что «каждая отличная от других составляющая частично перекрывается какой-то другой, имеет с нею зону соседства, порог неразличимости», «для концепта характерно то, что составляющие делаются в нем неразделимыми; различные, разнородные и вместе с тем неотделимые одна от другой» [Там же: 31]. По поводу несоответствия высказывания
Ж. Делез и Ф. Гваттари пишут: «Концепт – это ни в коем случае не пропозиция, он не пропозиционален» [Там же: 35]. Из этого следует, что концепт не связан ни с каким компонентом реальной действительности, он нематериален, хотя и имеет воплощение в материальном. Являясь создаваемым, он в одно и то же время сам полагает себя и свой объект. Каждый концепт связан с другим концептом и может отсылать нас к нему, поэтому концепты бесконечно множатся.
Отличительными признаками концепта, по Ж. Делезу и Ф. Гваттари, являются его структурность и глобальность, в том числе связь со значительной проблемой. Любой концепт, по мнению ученых, соотносится с какой-либо проблемой, без которой концепт сам по себе не имел бы смысла, и которая может быть поставлена или понята только в процессе их разрешения. В этом заключается особое философское понимание концепта. Структурность, как свойство концепта, признают все исследователи данной темы. «Не существует простых концептов, – пишут Ж. Делез и Ф. Гваттари. – В концепте всегда есть составляющие, которыми он и определяется. Следовательно, в нем имеется шифр» [Тм же: 26]. Различие между философским и лингвистическим подходом заключается в степени системности структуры концепта. Ж. Делез и Ф. Гваттари утверждают, что отношения внутри концепта строятся не на основе включения или расширения, а только по принципу упорядочения. Нужно заметить, что иногда составляющие концепта могут становиться самостоятельными концептами, имеющими уже свои составляющие, поэтому иерархическая связь компонентов, находящихся на одном уровне, утрачивается. Вот почему концепт не может быть описан как сумма смыслов: с одной стороны, его составляющие неразделимы, а с другой – при необходимости эти составляющие могут образовывать самостоятельные смысловые группы с неопределенными границами.
Если бы концепт был оторван от своей конкретной концепции, он бы существовал в коллективном или в индивидуальном сознании сразу в нескольких своих частных вариациях, но не может существовать такого концепта, который соединял бы в себе все возможные составляющие. Развитие концепта говорит нам не о накоплении знаний, а о его перестройке, где одни составляющие прибавляются, а другие исчезают. Этому в огромной степени способствует продуктивность индивидуального сознания.
