Нисходящая модуляция боли
Известно, что микроинъекции морфина в периакведуктальное серое вещество (РАС) среднего мозга (Tsou, Jang, 1964) (центральное серое вещество ЦСВ), также как и его электрическая стимуляция (Reynolds, 1969) вызывает настолько глубокую анальгезию, что у крыс даже хирургические вмешательства не вызывают каких-либо заметных реакций. Когда были открыты области сосредоточения опиоидных рецепторов и естественных опиатов, стало понятно, что эти отделы ствола мозга являются релейной станцией супраспинальных нисходящих модуляторных контрольных систем. Вся система, как стало сейчас понятно, представляется следующим образом.
Аксоны группы клеток, использующих В - эндорфин в качестве трансмиттера, расположенные в области nucl. arcuatus гипоталамуса (который сам находится под контролем префронтальной и островковой зон коры головного мозга), пересекают перивентрикулярное серое вещество в стенке третьего желудочка, оканчиваясь в периакведуктальном сером веществе (РАС). Здесь они ингибируют местные интернейроны. освобождая, таким образом, от их тормозного влияния клетки, чьи аксоны проходят вниз к области nucleus raphe magnum в середине ретикулярной формации продолговатого мозга. Аксоны нейронов этого ядра. преимущественно серотонинергических (трансмиттер - 5 - гидроксит-риптамин), направляются вниз по дорсолатеральному канатику спинного мозга, заканчиваясь в поверхностных слоях заднего рога. Некоторая часть raphe - спинальных аксонов и значительное число аксонов из ретикулярной формации являются норадренергическими. Таким образом, как серотонинергические, так и норадренергические нейроны ствола мозга выступают как структуры, блокирующие ноцицептивную информацию в спинном мозге (Field, 1987). Присутствие соединений биогенных аминов в контролирующих боль системах объясняет причину анальгезии, вызываемой трициклическими антидепрессантами. Эти препараты подавляют повторное поглощение серотонина и норадрена-лина синапсом и, таким образом, усиливают тормозное действие трансмиттеров на нейроны Ьпинного мозга. Наиболее мощное торможение болевой чувствительности у животных вызывается прямой стимуляцией nucl. raphe magnus (ядра шва). У человека перивентрикулярное и периа-кведуктальное серое вещество представляют собой места, наиболее часто используемые для стимуляции через имплантируемые электроды для устранения боли (Richardson, 1982). Упоминаемые выше коллатерали от спиноталамических аксонов к ретикулярной формации могут объяснить эффект гетеросегментарной акупунктуры, поскольку спинальные неспецифические нейроны могут быть активированы таким стимулом, как укол иглы (Bowsher, 1987).
КЛИНИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛИ
Боль можно классифицировать следующим образом:
1 .Ноцигенная
2.Нейрогенная
3.Психогенная
Данная классификация может быть полезной для первоначальной терапии, однако, в дальнейшем подобное разделение групп невозможно из-за их тесного сочетания.
Ноцигенная боль
Когда при раздражении кожных ноцицепторов, ноцицепторов глубоких тканей или внутренних органов тела, возникающие импульсы, следуя по классическим анатомическим путям, достигают высших отделов нервной системы и отображаются сознанием, формируется ощущение боли. Боль от внутренних органов возникает вследствие быстрого сокращения, спазма или растяжения гладких мышц, поскольку сами гладкие мышцы нечувствительны к жару, холоду или рассечению. Боль от внутренних органов, особенно имеющих симпатическую иннервацию, может ощущаться в определенных зонах на поверхности тела. Такая боль называется отраженной. Наиболее известные примеры отраженной боли - боль в правом плече и правой стороне шеи при поражении желчного пузыря, боль в нижней части спины при заболевании мочевого пузыря и, наконец, боль в левой руке и левой половине грудной клетки при заболеваниях сердца. Нейроанатомическая основа этого феномена не совсем понятна. Возможное объяснение состоит в том, что сегментарная иннервация внутренних органов та же, что и отдаленные областей поверхности тела. Однако это не объясняет причины отражения боли от органа к поверхности тела, а не vice versa, Ноцигенный тип боли терапевтически чувствителен к морфину и другим наркотическим анальгетикам и может контролироваться состоянием “ворот”.
