
- •22. Понятие и критерии определения личного статута юридических лиц
- •28. Значение определения гос. Принадлежности (национальности) юр.Лиц в аспекте мчп
- •Вопрос 35. Основные критерии определения статута деликтных обязательств
- •Вопрос 36. Конвенции об ответственности за причинение вреда.
- •Вопрос 38. Принцип и основные теории об автономии воли сторон в мчп.
- •Вопрос 39. Женевские вексельные конвенции. Общая характеристика.
- •Вопрос 40. Статут наследования в мчп
- •Вопрос 41. Системы охраны авторских прав в мчп.
- •Вопрос 42. Охрана авторских прав иностранных граждан на территории рф.
- •Вопрос 43. Многосторонние международные соглашения об охране авторских прав.
Вопрос 38. Принцип и основные теории об автономии воли сторон в мчп.
Заключая договор, стороны могут установить, каким законодательством он должен регулироваться. Это выбор они могут сделать как при заключении сделки, так и в отдельном соглашении. Одним из принципов, которые используются при заключении сделок, является принцип автономии воли сторон, то есть возможность устанавливать по своему усмотрению содержание договора, его условия в пределах, установленных правом. Принцип автономии воли действует и при выборе права, подлежащего применению, если договор осложнен иностранным элементом. Таким образом, автономия воли – это одна из формул прикрепления (коллизионного принципа), которая занимает главенствующие позиции во внешнеэкономических обязательствах.
(«Автономия воли» как способ выбора права, компетентного регулировать договорные обязательства, закреплен во всех международных договорах, касающихся данного вопроса. Среди них: Кодекс Бустаманте 1928 г. Гаагская конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже товаров. 1955г. Гаагская конвенция о праве, применимом к агентским соглашениям, 1978 г., Римская конвенция о праве, применимом к договорным обязательствам, 1980 г., Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров … г., Межамериканская конвенция о праве, применимом к международным контрактам, 1994 г. и др.)
Автономия воли сторон обычно признается в законодательстве различных государств. Однако допустимые пределы автономии воли сторон понимаются в законодательствах государств по-разному. В одних странах она ничем не ограничивается. Это означает, что стороны, заключив сделку, могут подчинить ее любой правовой системе. В других странах действует принцип локализации договора: стороны могут свободно избрать право, но только такое, какое связано с данной сделкой. Однако в сделках купли-продажи товаров часто отсутствует выбор закона самими сторонами. При отсутствии прямо выраженной воли сторон по вопросу определения применимого права у суда или арбитража появляются большие возможности свободы усмотрения при толковании предполагаемой воли сторон. Английская судебная практика идет в таких случаях по пути отыскания права, свойственного договору (Суд должен избрать закон так, как это сделали бы справедливые и разумные люди). По такому же пути идет судебная практика США.
Из принципа автономии воли сторон исходит Германский закон о новом регулировании МЧП 1986 г. При отсутствии соглашения о применяемом праве подлежит применению право государства, с которым договор связан наиболее тесным образом.
Общее ограничение свободы выбора права сторонами состоит в том, что при помощи такого выбора нельзя исключить применение императивных норм, подлежащих применению к соответствующим правоотношениям, а также нельзя исключит применение норм права, в большей степени отвечающих интересам потребителя и работника (в трудовом договоре).
По зак-ву КНР стороны могут определит применимое к договору право, если закон не устанавливает иного. Если сторонами такой выбор не сделан, то применяется право той страны, с которой договор связан наибольшим образом.
По российскому праву соглашение сторон о выборе подлежащего применению права д.б. прямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора либо совокупности обстоятельств дела. Выбор сторонами права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным с момента заключения договора (без ущерба для третьих лиц). Стороны могут выбрать право для применения как к договору в целом, так и для отдельных его частей. Если из совокупности обстоятельств дела, существовавших на момент выбора права, следует, что договор реально связан только с одной страной, то выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных норм страны, с которой договор реально связан (ст. 1210 ГК).