- •Содержание введение
- •Глава 1. Пение – как искусство
- •1.1 История возникновения искусства пения
- •1.2 Возникновение вокальных школ
- •Глава 2. Три манеры пения. Их характеристика и особенности
- •2.1 Народная манера пения
- •2.2 Классическая (академическая) постановка голоса
- •2.3 Эстрадный вокал
- •2.4 Сходства и различия основных манер пения
- •Заключение
- •Список использованной литературы
2.2 Классическая (академическая) постановка голоса
Академическое или классическое пение основывается на глубокой профессиональной традиции, берущей свое начало в ХVI веке. К академическому (классическому) пению мы относим, прежде всего, оперное пение, исполнение оперетты, мюзикла, романса. В классической манере исполняются и некоторые эстрадные песни.
Академическая манера пения предполагает классическую постановку голоса и приемы звукоизвлечения, характерные для классической музыки: высокая вокальная позиция, высокий купол (высокое небо), объемное звучание чистого голоса без лишних шумов, хрипа, без форсирования звука.
Исполнение оперных партий, а также номеров из оперетты и мюзикла требует большого вокального мастерства и профессионального обучения пению. На уроках вокала с нашими преподавателями - солистами музыкальных театров Москвы и других столиц мира - вы получите все необходимые вокальные навыки и знания.
Академическая манера пения имеет ряд отличительных особенностей как в звукообразовании, так и в расположении артикуляционных форм. Академической манере пения свойственен легкий зевок при звукообразовании, куполообразная форма рта, приподнятое мягкое небо, округленные гласные. Звук усиливается за счет вокально-дыхательного подсвязочного давления в резонансовый пункт с максимальным выявлением акустической возможности голосового аппарата. Максимально приподнятое мягкое небо и маленький язычок дают возможность округлить ротовую полость («акустический зал»), опустить нижнюю челюсть, корень языка, небную завесу растянуть и приподнять. Корень языка должен быть опущен как можно ниже. Положение формы рта и корня языка меняется в зависимости от произносительных норм гласных и согласных.
Технологические формы звукообразования академической манеры пения в отличие от народной имеют большие диапазонные возможности в подборе художественно-исполнительского репертуара.
Вот о каком интересном событии из жизни будущего великого певца Италии читаем мы в книге А. Лесса «Титта Руффо».
«И вот однажды, раздувая кузнечные мехи (он работал кузнецом) Руффо начал рассказывать своему приятелю Пьетро о голосе Бенедетти (некоторое время жившем в их доме, баритона) стараясь показать, как он поет. И вдруг Руффо в самом деле запел. Запел огромным, вулканическим голосом. Вначале он даже испугался этой звуковой волны, разлившейся подобно наводнению. Затем, увлекшись, стал подражать Бенедетти, то сгущая звук, то расширяя его, то давая крайние в регистре баритона верхние ноты. Пьетро замер в изумлении, а Руффо, не помня себя от радости, побежал домой, бросился к матери, и задыхаясь от волнения, проговорил: «Мама... у меня голос... баритон!»
Рождение голоса (даже классического) для одних неожиданность, хотя это вполне можно объяснить, а для других — долгий кропотливый труд.
История вокального искусства знает много имен прекрасных певцов: Титта Руффо, Энрико Карузо, Виньиамино Джильи, Марио Ланца, Галли Курчи, Рената Тебальди, Джульетта Симионанато... и русских певцов: Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Антонина Нежданова, Надежда Обухова... Их голоса являются эталоном звучания в академической манере (прикрытого звучания голоса).
Прикрытие звука, которым человек обычно от природы не владеет, дает возможность певцу получить выровненный (по тембру и силе звучания) двухоктавный (и более) диапазон смешанного звучания с плавным переходом от грудной части диапазона к головной.
Академическая постановка голоса является оптимальной с точки зрения реализации природных голосовых данных человека.
«Кто умеет прикрывать, тот сумеет и открыть. Но тот, кто поет только открытым звуком, никогда прикрыть не сможет».
Интересно, что можно иногда наблюдать ловкие подражания академических певцов «открытому» пению. Шаляпин, исполняя народные песни или создавая народные образы, применял более «открытый» звук. Это была сознательная стилизация народного пения.
