
- •1 Бродильное производство растворителей.
- •4 Получение ферментов.
- •1. Бродильное производство растворителей
- •2. Производство органических кислот
- •3. Производство аминокислот
- •4. Получение ферментов
- •Эндоамилазы – это α-амилазы, они расщепляют α-1,4-глюкозидные связи в амилазе и амилопектине с образованием олигосахаридов с разной длиной цепи.
- •Технологии на основе культуры клеток и тканей
- •Вопросы для самоконтроля:
- •Производство аминокислот.
- •Биоэкстрактивная металлургия
- •2. Биополимеры
- •3. Биоповреждение материалов
- •Вопросы для самоконтроля:
Вопросы для самоконтроля:
Бродильное производство ацетона и бутанола.
Получение уксусной кислоты.
Производство лимонной кислоты.
Производство молочной кислоты.
Производство аминокислот.
Получение протеиназ.
Технологии на основе культуры растительных клеток и тканей (получение шиконина).
Факторы, влияющие на внедрение биотехнологии в химическую промышленность.
Лекция 9
Материаловедение и биотехнология
1 Биоэкстрактивная металлургия.
2 Биополимеры.
3 Биоповреждение материалов.
Биоэкстрактивная металлургия
Из всех микробиологических технологий меньше всего рекламируется и больше всего недооценивается применение микроорганизмов для экстракции металлов из минералов, для концентрирования и извлечения драгоценных металлов из растворов, а также для получения новых промышленных биоматериалов.
Еще за 1000 лет до н.э. римляне, финикийцы и люди других ранних цивилизаций извлекали медь из рудничных вод или вод, просочившихся сквозь рудные тела. В конце XYII в. валлийцы в Англии и в XYIII в. испанцы на месторождении Рио-Тинто применяли такой процесс «выщелачивания» для получения меди из содержащих ее минералов. Эти древние горняки и не подозревали, что в подобных процессах экстракции металлов активную роль играли бактерии.
Лишь в 50-е и 60-е гг. XX в. выяснилось, что в получении металлов из минералов решающую роль играют бактерии. В 1947 г. Колмер и Хинкл выделили из шахтных дренажных вод бактерию Thiobacillus ferrooxidans. Этот организм окислял двухвалентное железо и восстанавливал серусодержащие соединения и некоторые металлы.
Вскоре оказалось, что бактерия участвует и в переводе меди из рудных минералов в раствор.
Сейчас известны и другие микроорганизмы, активно участвующие в извлечении металлов из минералов:
Leptospirillum ferrooxidans – этот организм впервые был выделен в Армении, однако сейчас известно, что он встречается во многих местах, где осуществляется выщелачивание. Он может расти при 40 0С и при рН 1,2 на пирите (Fe S2) и, по-видимому, окисляет только железо, не затрагивая серу. Этим он отличается от Thiobacillus ferrooxidans, который окисляет серу так же хорошо, как железо.
Thiobacillus thiooxidans – эти ацидофильные организмы окисляют только серу и ее соединения. Они могут участвовать в окислении серы, образующейся в результате химической реакции между ионами трехвалентного железа и сульфидами меди.
Обнаружены различные термофильные, окисляющие пирит, железо и серу бактерии, которые лучше всего растут при температуре около 50 0С. Эта группа умеренных термофилов включает факультативных гетеротрофов и автотрофов, причем обнаруживаются все новые и новые организмы этого класса. Данные организмы могут играть существенную роль в выщелачивании саморазогревающихся минералов и угольных отвалов. Все упомянутые выщелачивающие бактерии переводят металлы в раствор различными путями. Окислительным процессом, катализируемым бактериями, является окисление железа:
4FeSO4+O2+2H2SO4→2Fe2(SO4)3+2H2O
и окисление серы:
S8+12O2+8H2O→8 H2SO4
Ряд минералов непосредственно окисляется некоторыми выщелачивающими организмами. Примером может быть окисление пирита:
4FeS2+15O2+2H2O→2Fe2(SO4)3+2H2SO4
Проведены многочисленные исследования природы организмов, участвующих в процессах выщелачивания металлов. Результаты этих исследований показывают, в частности, что бактериальное выщелачивание может широко использоваться в горнодобывающей промышленности.
В настоящее время бактериальное выщелачивание, известное также как биогидрометаллургия, или биоэкстрактивная металлургия, применяются в промышленных масштабах для перевода в растворимую форму меди и урана.
Методы, использовавшиеся в XYIII в. для извлечения меди из руд выветрившейся породы, в основном сохранились до наших дней.
Выщелачивание отвалов развивается в США; оно используется для получения меди из бедных руд (содержание <0,4% меди по весу), а также из отвальных материалов с очень низким содержанием меди.
Такие отвальные материалы накапливаются при крупномасштабной открытой разработке руды. Отвалы, образующиеся в результате работы землеройной техники, имеют огромные размеры, достигая в высоту 300 и более метров.
Для начала процесса выщелачивания отвал смачивают водой, подкисленной серной кислотой до рН 1,5-3,0, путем ее распыления, полива или иньекции через трубы, помещенные вертикально внутри породы. Этот кислый раствор, или «выщелачиватель» просачивается сквозь бедную руду или отвальные материалы. Он содержит кислород и углекислый газ и создает благоприятную среду для размножения ацидофильных гиобацилл, широко распространенных в сульфидных рудах. В некоторых случаях содержание Thiobacillus ferrooxidans превышает 106 клеток на 1 кг породы и на 1 мл выщелачивающегося раствора.
Поскольку при выщелачивании отвалов в среде развиваются природные тиобациллы, никакого засева не проводят. Проявлению необходимой активности микроорганизмов способствуют обеспечение кислотности отвала и обилие кислорода.
Из выщелачиваемых отвалов вытекают растворы, содержащие 0,75-2,2 г меди в 1 л. Эти растворы направляют в отстойники; медь из них получают путем осаждения с использованием железа или экстракцией растворителями. В первом случае создают условия, при которых растворы контактируют с железом и протекает следующая реакция:
CuSO4+Fe0↔Cu0+FeSO4
«Отработанные» выщелачивающие растворы вновь поступают в отвал. В последние годы для получения меди из раствора начали применять экстракцию растворителями. Ионы меди из водной фазы экстрагируют органическими жидкостями, только частично растворимыми в воде. Затем медь извлекают из органического растворителя.