Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ГОС по социологии - все части.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.64 Mб
Скачать

Тема 4: Хозяйственное действие и типы рациональности

Основы хозяйственной мотивации. Различия понятий «мотив», «стимул», «принуждение». Формы принуждений (внеэкономическое, экономическое, технологические, идеологическое). Источники хозяйственной мотивации (интерес, социальные нормы и принуждение).

Экономический подход к рациональности. Понятие «рациональности». Субъективная и объективная рациональность. Иерархия предпочтений.

Социологический подход к рациональности. Формальная и субстантивная рациональность. Социальные отношения как основа хозяйственного интереса.

  1. Дайте определение понятия «принуждение». Какие формы принуждения могут быть использованы в хозяйственной деятельности?

Всякая экономическая активность людей осуществляется, в конечном счете, во имя реализации их потребностей, которые можно определить как необходимость и возможность приобретения, сохранения и использования, различных благ — экономических и неэкономических, материальных и нематериальных. Если некое благо оказывается значимым, желаемым для человека, то оно превращается в стимул — внешний объект стремления, актуализированную потребность. Когда же импульс стремления к этому объекту проходит через сознание человека, стимул перерастает в мотив — внутреннее побуждение к действию.

С точки зрения экономиста, хозяйственное действие мотивировано интересом. При возникновении стимула в виде натурального или денежного блага, человек просчитывает возможные последствия предполагаемого действия, оценивая, прежде всего два фактора:

• относительную полезность получаемого блага, настоятельность своей потребности в нем;

• масштаб издержек (затрат времени и других ресурсов), необходимых для получения блага.

Взвешивая два рода оценок, хозяйствующий субъект определяет эффективность действия. Его интерес состоит в максимизации полезности или минимизации издержек для получения оптимального набора благ.

Следование интересу предполагает, что человек обладает известной свободой выбора между способами своего поведения. Но часто возникают ситуации, когда у человека эта свобода отсутствует или существенно ограничена. При жестких ограничениях интерес замещается принуждением — безальтернативным подчинением человека внешним по отношению к нему условиям.

Можно выделить, по меньшей мере, четыре формы принуждения к хозяйственной деятельности. Первая — внеэкономическое принуждениевыражает отношения непосредственного господства и подчинения, личной зависимости человека от других людей, административных, политических или военных органов. В условиях внеэкономического принуждения человеком движет страх — перед возможным физическим насилием (вплоть до уничтожения), перед лишением юридического, гражданского или социального статуса — быть избитым, посаженным за решетку, уволенным с работы.

Вторая форма — экономическое принуждение, под которым понимается односторонняя зависимость человека от материальных условий его существования. Когда не обеспечен минимум базовых потребностей, у человека фактически отсутствует выбор: им также руководит страх — перед голодом, нищетой, деградацией. Причем, речь идет не только о физиологическом, но и о социальном минимуме, определяемом принадлежностью к какому-то сообществу или конкретным группам. “Достойно содержать” себя и свою семью, быть “не хуже других” — в этом содержится немало принудительных элементов.

Третья форма — технологическое принуждениевыражает одностороннюю зависимость человека от условий труда и производства, порождаемую его узкой профессиональной квалификацией, прикреплением к рабочему месту. Наглядный пример — “монозаводские” города, где наиболее вероятным исходом для большинства трудоспособного населения является работа на единственном предприятии. В результате закрепления несложных узкопрофессиональных навыков, покинуть свое место с годами становится все труднее, да и уходить особенно некуда. Люди становятся придатками конкретного технологического процесса.

Четвертая форма — идеологическое принуждениенаиболее тонкая из перечисленных форм воздействия. Она возникает как продукт манипулирования личным интересом: используется страх Божьей кары, потери жизненных ориентиров, разрыва социальных связей с референтной группой. И без того условная грань между негативной и позитивной мотивацией здесь практически стирается.

Особым источником мотивации выступают социальные нормы, которые не являются для хозяйствующего субъекта сводом чисто внешних ограничений. Они успешно осваиваются и становятся внутренними элементами его личных побуждений. Возникает вопрос, не выступает ли следование норме проявлением эгоистического интереса. Ведь для экономиста социальные институты возникают как продукт “естественного” отбора наиболее эффективных правил взаимодействия. Мы солидарны с иной точкой зрения: в основе своей социальные нормы отбираются вовсе не потому, что они полезны для большинства членов сообщества, и соблюдаются не потому, что это выгодно (хотя нередко это действительно так). Суть нормы в ином. Близким друзьям не платят за их услуги и не дают деньги под проценты, хотя во многих случаях это было бы удобно и позволило бы эффективнее использовать ресурсы. Решает здесь, однако, другое: так “не принято”, и все.

Юн Эльстер. «Социальные нормы и экономическая теория».

Рациональное действие ориентированно на результат. Социальные нормы как я их понимаю, не ориентированны на результат. Рациональность по сути своей обусловлена и ориентирована на будущее. Социальные нормы или безусловны или если обусловлены, то не ориентированны на будущее. Чтобы быть социальными, нормы должны разделяться другими людьми и в какой-то мере опираться на одобрение или неодобрение ими того или иного типа поведения. Социальные нормы оставляют значительный простор для выбора, интерпретации, манипулирования и проявления мастерства. Поэтому рациональные субъекты нередко используют нормы для достижения своих целей.

Необходимо отличать социальные нормы от ряда других, сходных явлений. Во-первых, социальные нормы отличаются от нравственных норм. Во-вторых, социальные нормы отличаются от правовых норм. Соблюдение правовых норм обеспечиваю специалисты, и делают это в собственных интересах, а соблюдение социальных норм обеспечивают члены всего сообщества. В-третьих, более широкое понятие, чем, к примеру, обычай. Многие социальные нормы не выгодны никому. В-четвертых, социальные нормы отличаются от индивидуальных норм, представляющих собой самоограничения, выработанные людьми, чтобы преодолеть собственное безволие. Индивидуальные нормы, как и социальные не ориентируются на результат и источником их является стремление избежать чувства смятения и вины. В то же время они не зависят от одобрения или неодобрения других людей, поскольку совсем не обязательно разделяются ими. Наконец, поведение, опирающееся на нормы надо отличать от привычек и принудительных неврозов. В противоположность неврозам и индивидуальным нормам, привычки не являются принудительными.

Если существует норма, то, как правило, существует и совокупность дополнительных норм, определяющих допустимые исключения.

Социальные нормы – не что иное, как средства индивидуальной, коллективной и генетической оптимизации. Признание того, что социальные нормы могут быть мотивами человеческого поведения, е означает отказа от методологии индивидуализма. Признание социальных норм механизмом мотивации также не означает отрицания важности рационального выбора. Обычно действия предпринимаются под влиянием интересов и норм. Иногда результат представляет собой компромисс между тем, что приписывает норма и тем, что диктует рациональность. В то же время иногда рациональность блокирует социальную норму и наоборот, социальные нормы могут блокировать рациональный выбор.

Иногда люди обращаются к социальной норме, чтобы реализовать свой интерес. Люди предпочитают те нормы распределения, которые им выгоднее. Тонкое искусство провоцировать других на первый шаг и не поддаваться на такие провокации дает примеры рационального использования социальной нормы.

Поведение, регулируемое нормами обеспечивается угрозой социальных санкций, которые делают выполнение социальных норм рациональным. Люди обладают внутренним «стержнем», который побуждает их постоянно соблюдать нормы, независимо от реакции окружающего мира.

Некоторые социальные нормы, безусловно, полезны, но не все. Социальные нормы полезны тем, что позволяют людям экономить силы на принятии решений.