Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовик.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
83.45 Кб
Скачать

2.2Ответ рабочего класса

Наступление на права трудящихся приобрело столь широкие масштабы, что в первые 2-3 года своего правления неоконсервативному правительству удалось вызвать растеряннгость в рядах рабочего класса. Этому во много способствовали и правореформистская агентура буржуазии в рабочем движении, захватившая руководящие позиции в ряде крупных профсоюзных организаций ( например, в национальном профсоюзе электриков ), отсуствие единства в Генеральном совете Британского конгресса тред-юнионов, развернутая средствами массовой информации злобная антирабочая кампания. Правительство назойливо и методично упрекало профсоюзы в том , что они препятствуют модерназации экономики, « обновлению Британии», требующему проводения ряда значительных структурных реформ.

Поощряемый правительством перевод капиталов и квалифицированной рабочей силы из традиционных отраслей бритснской промышленности( угольной, машиностроительной, текстильной ) в так называемые перспективные отрасли ( микроэлектронику, аэрокосмическую промышленность, в производство средств кабельной связи и т.п ) приводил к понижению жизненного уровня крупных отрядов рабочего класса, к массовым увольнениям, к хроническому бедствию целых промышленных районов. Добавим к этому, что режим « жесткой экономии» держал на скудном пайке государственные отрасли промышленности, а часть из них ( к 1985 г.- 13 крупных предприятий ) была денационализирована и распродана частным владельцам. Тем самым правительство усиливало расслоение в рядах рабочего класса, полагая, что трудящиеся будут лишены возможности выступить единым фронтом против правительственной политики.

К середине 1982г. профсоюзное движение начало обретать былую мощь, осознавая, что политика кабинета правых тори грозит самому его существованию.Осенью в острый конфликт с правительством выступили работники медицинских государственных учреждений, добивавшиеся повышения заработной платы и улучшения условий труда, протестовавшие против планов правительства сократить расходы на государственное здравоохранение. 114-й съезд Британского конгресса тред-юнионов (БКТ), собравшийся в сентябре 1982 г., сумел верно оценить обстановку и призвал к солидарности с борющимися медиками. Дело в том , что лишь единство рабочего класса могло бы представить реальный вызов разработанному правительством антирабочему законодательству, которое прямо запрещает забастовки солидарности, грозит их участникам штрафами, увольнениями и тюремными заключениями.

22 сентября того же года по призыву генерального совета БКТ был проведен « день профсоюзных действий». С утра на работу не вышли не только медики, но так же и шахтеры и строители, опустело большинство государственных учреждений, нарушена была работа предприятий связи. Столь широкая волна протеста явилась отражением глубокой социальной пропасти между правительством и трудовой Англией. В том же году БКТ представил на рассмотрение трудящихся « альтернативную экономическую стратегию», направленную на радикальное улучшение социально- экономического положения страны. В противовес перераспределению бюджета в пользу крупных монополий, осуществляемому правящей партией, БКТ потребовал выделения бюджетных ассигнований в целях сбалансированного экономического развития и , в частности, ассигнования 24 млрд фунтов стрелингов на дорожное строительство и развитие электроэнергетики, на строительство муниципальных домов, на восстановление угольной и машиностроительной промышленности. В целях обеспечения занятости и равных возможностей трудоустройства профсоюзы потребовали от правительства выделения 7 млрд.фунтов на программы обучения и переподготовки рабочей силы. По расчетам экономистов, разработавших эти программы , ее претворение в жизнь привело бы к созданию почти 700 тыс. дополнительных рабочих мест, к промышленному росту в 4%, а также и к снижению темпов роста инфляции до 1.1%.

Правительство не только игнорировало эти рекомендации, но , более того, осуществляло прямо противоположные программы. После относительного затишья в рабочем движении в период избирательной кампании осенью 1983 г . волна забастовок и трудовых конфликтов вновь начала нарастать. В ноябре 1983г.забастовку объявили 5 тыс рабочих полиграфической промышленности, парализовав на несколько дней выпуск ряда ежедневных газет. В начала 1984 г. национальный резонанс приобрел конфликт между правительством и рабочими и служащими « Центра правительственной связи» в Челтенэме. Ссылаясь на секретный характер работы этого центра, правительство отказало им в праве на формирование своего профсоюза.

Не случайно, что подавляющее большинство трудовых конфликтов в период правления правых консерваторов происходит на государственных предприятиях. Ведь именно их рабочие испытывают на себе в первую очередь проводимый правительством режим «жесткой экономии» и курс на свертывание национализированных отраслей промышленности.

12 марта 1984 г. три четверти британских шахтеров отказались спуститься в забои, начав самую длительную и упорную забастовку в истории английского рабочего движения. Поводом для конфликта явилось объявленное правительственным национальным управлением угольной промышленности намерение закрыть 20 шахт уволить 20 тыс.рабочих. В ходе забастовки выяснилось, что правительство по сути дела, само спровоцировало этот конфликт. Так, еще до начала забастовки были созданы сверхнормативные запасы угля: по инициативе правительства создана сеть частных автотранспортных контор для штрейкбрехерских перевозок угля и нефти. Намереваясь закрыть шахты, неоконнсервативное правительство преследовало далеко идущие цели:

  1. Сократить производство угля как нерентабельное, а высвободившиеся средства направить на развитие более прибыльных для частного бизнеса отраслей промышленности;

  2. Нанести сокрушительный удар по Национальному профсоюзу горняков- одному из наиболее сплоченных и боевитых отрядов британского рабочего класса.

Плана Национального управления угольной промышленности закрыть в ближайшие годы по крайне мере 70 шахт из 178 действующих в Англии, Шотландии и Уэльсе являлся, по словам руководителя Национального профсоюза горняков А. Скаргилла, «важнейшим элементом долгосрочной стратегии правительства, направленной на уничтожение нашей отрасли промышленности и нашего профсоюза».

Шахтеры решились на неравный бой с правительством, осознавая, что от их позиций зависит во многом не только их личная судьба, но и будущее всего рабочего класса страны. Обращаясь к делегатам 116-го съезда БКТ, А. Скаргилл говорил: «Правительство стремится нанести поражение всем вам, всему профсоюзному движению, так как наша борьба является одновременно и вашей борьбой». Понимая борющимися горняками своей классовой непримиримостью с интересами правительства и стоящего за ним мира капитала придало забастовке высокий политический накала, помогло забастовщикам пережить полицейские репрессии, травлю правой печати, голод и лишения.

Столкновение забастовщиков с властями приобрело столь острый характер, что временами информация о ее ходе проходила на сообщения с театра веонных действий. Тысячи рабочих побывали за решеткой, сотни получили ранения в столкновениях с полицией. ЗА время забастовки на горняков было заведено более 10 тыс.судебных дел. Мобилизуя репрессивный аппарат на борьбу с трудящимися, правительство М.Тэтчер применило на практике введено им антирабочее законодательство, запрещавшее «летучие пикеты» и стачки солидарности.14

Расчет правительства быстро сломить сопротивление непокорившихся шахтеров был опрокинут не только их самоотверженностью, но так же материальной и моральной поддержкой, оказанной им братьями по калссу в Англии и за ее пределами. Стачки и другие акции солидарности с шахтерами проводили в стране работники железнодорожного и автомобильного транспорта, металлурги, докеры. Так, в августе забастовка английских докеров полностью парализовала работу семи зи десяти главных портов Великобритании. Через эти порты вывозится более половины британских экспортных грузов.

По всей стране по инициативе коммунистов, левых лейбористов, общественных организаций производился сбор пожертвований в пользу семей бастующих. После поездки по ряду Западноевропейских стран А. Скаргилл сообщил, что более 50 иностранных профобъединений воспрепятствуют поставке угля с континента в Англию в знак солидарности с британскими шахтерами.

«Осенний политический сезон» 1984 г., по словам газеты «Гардиан», стал «самым значительным за все послевоенные годы». Национальные конференции профсоюзов и политических партий проходили в атмосфере непрекращающейся борьбы горняков за право на и труд и достойное человеческое существование.

Отношение различных политических партий к забастовщикам еще раз показало, что в стране образовалась беспрецедентно глубокая пропасть между трудом и капиталом, между правительством и рабочими организациями.

Выступая на конференции консерваторов Брайтоне, Тэтчер обрушила весь свой гнев на Национальный профсоюз горняков и персонально на его руководителя А.Скаргилла. Она представила дело так, что в стране якобы идет борьба между экстремистским меньшинством и разумным большинством, причем интересы последнего неукоснительно блюдет правительство. А экстремизм, дескать , представляют в стране как раз непокорные шахтеры.

К середине октября 1984 г. забастовка стоила Англии уже 2 млрд.фунтов стерлингов. Но правительство полагало, что сломить волю горняков важнее ущерб, который наносится экономике страны. 15

Стремясь разрешить во что бы то не стало вспыхнувший конфликт с бастюющими в свою пользу, правительство Тэтчер мобилизовало на это огромные материальные и пропагандистские ресурсы. Используя тактику кнута и пряника, власти оказывали на участников забастовки беспрецедентное по своим масштабам давление, пытаясь расколоть их единство, обещая трудоустроить всех, кто вернется в забои. Начиная с осени 1984г. руководители Национального управления угольной промышленности, поощряемые правительством, отказались вести какие- либо переговоры с профсоюзом горняков о компромиссном урегулировании. Шахтеры и члены их семей перенесли чрезвычайно трудную зиму когда в дополнение к нужде добавился и холод.

В этих условиях ( 5 марта 1985 г. ) было принято решение об организованном прекращении забастовки, продолжавшейся почти год. К этому времени в стране еще более ухудшилось экономическое положение, а так же обострилась внутриполитическая напряженность, углубился раскол в британском обществе.

В марте 1985 г. рекордной цифры ( 900 млн.фунтов стерлингов) достиг торговый дефицит. Вновь стала усиливаться инфляция, темпы роста которой составили в мае 6% вместо запланированных 3%. По сообщению министерства энергетики, забастовка нанесла серьезный удар по угледобывающей промышленности, без которой экономика Соединенного Королевства, как выяснилось все же не может обойтись. В апреле 1985 г. добыча угля все еще составляла только половину от требуемого количества.

В канун 40-летия Победы над гитлеровской Германией лидеры лейбористов Н.Киннок предъявил премьер-министру чрезвычайно серьезное обвинение в том, что она проводит такую социально-экономическую политику, которая в 30-х годах нашего столетия привела к установлению фашистского режима в ряде европейских стран. « Г-жа Тэтчер утверждает, - продолжал Киннок,- что ее мечта – бесклассовое общество. А в действительности именно она навлекла на Британию кошмары социального неравенства, бедности и безработицы».

Англичан более всего тревожит и заботит безработица и отсутствие ясных перспектив ее ликвидации. Это нашло отражение в выступлениях делегатов на ежегодной конференции лейбористкой партии в борнмуте в октябре 1985г. На конференции отмечалось, что в результате проведения тори жесткого монетаристского курса за 6 лет пребывания их у власти производство сократилось на 8 %, капиталовложения уменьшились на 20%, торговой дефицит увеличился до 4 млрд.фунтов стерлингов, уровень безработицы по стране составляет 13.2% самодеятельного населения.

3.Выборы 1987 года. На парламентских выборах 1987 года консерваторы вновь победили, получив 42,3 % голосов против 30,83 % у лейбористов. Это было связано с тем, что Тэтчер, благодаря принятым ею жёстким и непопулярным мерам в экономике и социальной сфере, удалось добиться стабильного экономического роста. Начавшие активно поступать в Великобританию иностранные инвестиции способствовали модернизации производства и увеличению конкурентоспособности выпускаемой продукции. При этом правительству Тэтчер долгое время удавалось сохранять инфляцию на очень низком уровне. Кроме того, к концу 80-х благодаря принимаемым мерам значительно сократился уровень безработицы[.

Особое внимание со стороны СМИ уделялось взаимоотношениям премьер-министра с королевой, с которой еженедельно проводились встречи для обсуждения текущих политических проблем. В июле 1986 года британская газета «Sunday Times» опубликовала статью, в которой автор утверждал о существовании разногласий между Букингемским дворцом и Даунинг-стритом по «широкому кругу вопросов, касающихся внутренней и внешней политики» В ответ на эту статью представители королевы опубликовали официальное опровержение, отвергнув любую возможность конституционного кризиса в Британии. После ухода Тэтчер с поста премьер-министра окружение Елизаветы II и далее называло «вздором» любые утверждения о том, что королева и премьер-министр конфликтовали друг с другом. Впоследствии бывший премьер-министр писала: «Я всегда считала отношение Королевы к работе Правительства совершенно корректным… рассказы о противоречиях между „двумя влиятельными женщинами“ были слишком хороши, чтобы их не придумывать».