
- •Причины обращения родителей к психологу-консультанту.
- •Характеристика проявлений дезадаптации у детей в семьях, обратившихся в центр психологической консультации.
- •Содержание и формы психологического консультирования по проблемам родительско-детских отношений.
- •1. Ограничение речи при диалоге.
- •2. Приближение разговорной речи консультанта к речи консультируемого
- •3. Анализ эмоциональных переживаний
- •Изучения родительско-детских отношений особенности изучения родительско-детских отношений.
Изучения родительско-детских отношений особенности изучения родительско-детских отношений.
Рассматривая семью как весьма сложную систему, следует отметить, что изучение нарушений родительско-детских отношений представляет собой чрезвычайно ответственный и сложный вид практической деятельности психолога-консультанта. По мнению Э.Г.Эйдемиллера и В.Юстицкис выявление нарушений, инициирующиx развитие нервно-психического расстройства у одного из её членов, по сложности может быть сопоставимо с поиском иголки в стоге сена[142,с.283].
Учитывая то, что система изучения родительско-детских отношений должна приближать консультанта к пониманию первоисточника нарушений и давать, тем самым, информацию о предпочтительном направлении дальнейшего изучения, Н.Эпштейн и Д.Бишоп разработали «модель Мак-Мастерса», которая способствует всестороннему изучению семьи [151]. По мнению авторов, это достигается с помощью следующих аспектов:
1. Способность семьи к решению проблем. С помощью чего, члены семьи должны: опознать проблему; получить информацию о проблеме; рассмотреть альтернативные пути решения; принять одно единственное решение; осуществить это решение; убедиться в успешности своих действий и оценить результат.
Способность семьи к коммуникативным действиям. С помощью чего определяется: открытость или замаскированность членов семьи; является ли коммуникация в семье прямой или косвенной.
Семейные роли. Позволяет определить её ролевые структуры: функции; привычные образцы поведения; навыки и умения; правила.
Способность семьи к аффективной отзывчивости. Позволяет определить эмоциональные отношения между членами семьи.
Аффективная вовлечённость. Позволяет определить мотивы отношений в семье: недостаточность эмоциональной вовлечённости в семье; «нарциссическая» (эгоцентричная) вовлечённость; сверхвовлечённость; симбиотическая вовлечённость (полная зависимость других членов семьи).
Способность семьи контролировать поведение. Позволяет определить способы влияния на поведение членов семьи: ригидный контроль; хаотический контроль; гибкий контроль [151].
Рассматривая процесс психического развития ребёнка, представленный в системе понятий Л.С.Выготского: «источник», «движущие силы развития» и «условия воспитания», Е.А.Стребелева подчеркивает, что при всестороннем исследовании семьи, консультант должен не только понять, какая именно информация ему нужна, но и уметь её получить [106, с.5].
Выстраивая психодиагностическую деятельность, Г.А.Епанчинцева указывает, что «конечной целью исследования и первейшей задачей психодиагностической деятельности должна быть не констатация уровня развития ребёнка, а получение психологической информации о ребёнке, из которой можно сделать вывод о возможных педагогических мероприятиях, стимулирующих его развитие» [52, с. 103].
Рассматривая исходные принципы психодиагностического процесса, представленные А.Анастази, А.А.Бодалёвым, В.В.Сталиным, Е.А.Стреблевой, Р.С.Немовым, Э.Г. Эйдемиллером, В. Юстицкис, М.К.Акимовой, К.М.Гуревич, В.Х.Зархиным, Г.А.Епанчинцевой, следует обратить внимание на способность консультанта правильно обозначить «психологическую оценку» испытуемым.
По утверждению А.Анастази, задачей психологической оценки становится выявление успешных и ошибочных действий испытуемо-г0) что позволяет рассматривать «психологическую оценку» не как «диагноз», а как «прогноз», ассоциируя его с временной перспективой [Ю].
Продолжая идеи А.Анастази, Я.Рейховского, Л.Ф.Бурлачук, в понимание «психологической оценки» включает способность психолога-консультанта предвидеть и выработать рекомендации, вытекающие из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе исследования [22]. Таким оценку как результат деятельности психолога, выраженный в описании и выяснении сущности индивидуально психологических особенностей личности, её актуального состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Вместе с тем, Л.Ф.Бурлачук указывает, что при недостаточности времени, отпущенного на обследование, отсутствие надёжных источников информации об испытуемом, есть вероятность получить неточный, ошибочный «диагноз» [22].
Классифицируя диагностические ошибки, З.Плевицкий разделил их на две группы. К первой группе, он отнёс инструментальные ошибки, связанные со сбором данных: ошибки наблюдения, регистрации. Ко второй группе - ошибки, связанные с обработкой данных: эффект «первого впечатления», ошибка атрибуции, ошибка ложной причины, переоценка гипотез, предельно осторожная формулировка гипотез [цит. по: Епанчинцева Г.А., 2003]. Между тем, снижение
точности
измерения обуславливается и такими
факторами, как:
нестабильность диагностируемого свойства;
несовершенность диагностических методик (некорректная инструкция, разнородные задания, нечётко сформулированные указания и т.д.);
нестабильность ситуации обследования (разное время, разная освещённость помещения, наличие посторонних шумов и т.п.);
различия в манере поведения экспериментатора (различно предъявляются инструкции, различно стимулируется выполнение заданий и т.д.);
колебания в функциональном состоянии испытуемого (усталость, утомление и т.п.);
• субъективность в способах оценки и интерпретации результатов.
Таким образом, в целях снижения вероятности получения недостоверных результатов, следует обратить внимание на значимость профессиональной честности и гуманности у психологов, осуществляющих психодиагностическое обследование респондентов. В этой связи, Н.В.Киршева и Н.В.Рябчикова перечислили профессионально-этические принципы психолога-консультанта при разработке сценария и технологии обследования:
Ответственность - способность отвечать за содержание, интерпретацию и заключение психологического обследования; обеспечение достоверности, валидности и надёжности используемых методик.
Компетентность — владение методологией, теорией психологии и психодиагностики, практическими и методическими умениями и навыками.
Этическая и юридическая правомочность психологического исследования - соответствие статуса и образовательного уровня диагноста существующим требованиям.
Конфиденциальность - хранение профессиональной тайны, не разглашение информации, полученной в ходе психодиагностического исследования.
Благополучие респондента - соблюдение правил добровольности.
6. Морально-позитивный эффект обследования - принцип «Не навреди»; использование результатов обследования в целях личностного роста человека [62, С.27].
Продолжая алгоритм требований к проведению психодиагностического обследования, Г.А.Епанчинцева указывает, что психологу:
следует особенно внимательно использовать слова «иногда»,«часто», «всегда», «все», «никогда», поскольку эти выражения несут для испытуемого некоторую неопределённость;
следует чётко формулировать вопросы; избегать водных фраз или предложений, не имеющих связь с основной мыслью; избегать подсказок, повторений и упрощений;
• следует использовать ограничения в самом вопросе, с целью снятия неопределённости [52, С.139-141].
При этом необходимо помнить, что помехами в эффективном взаимодействии между психологом-консультантом и клиентом служат фразы: «Давайте быстрее», «Говорите, я слушаю», «Это кто Вам сказал?», «Почему?», так как, они провоцируют проявление защитных механизмов: рационализации и интеллектуализации.
Анализируя профессиональные качества психолога-консультанта, по нашему мнению, важно выделить такую способность, как умение фокусировать своё внимание на проявлении аффективных переживаний у испытуемого в процессе обследования.
В этой связи, обозначим признаки аффективных переживаний, выделенные А.Н.Леотьевым, АХ.Лурия и А.А.Смирновым:
Удлинение времени реакции (длительное молчание, обдумывание).
Наличие отказных реакций или нежелание понимать.
Использование слов песен, цитат, пословиц, поговорок.
Наличие симптомов аффекта: нарушение дыхание; неадекватная реакция смеха; кашель; вегетативное покраснение лица, шеи (появление белых пятен на лице, шеи); слёзы.
Изменение форм двигательных реакций (одергивает или отряхивает чего-либо; сдавливание или трение одежды, рук, шеи, карандаша и т.д.) [77].
Согласно В.Франклу, такие реакции появляются тогда, когда затрагиваются значимые для клиента мысли, чувства или ситуация. По мнению К.Г.Юнга, «реактивные изменения в поведении клиента, такие как, внутренняя напряжённость, двигательная автоматизация, желание скрыть информацию, свидетельствуют об обнаружении аффективно важных комплексов, болезненно обострённых чувств, нечто того, что скрыто от глаз другого человека» [146, с. 185].
Наряду со сказанным, можно обозначить показатели, выделенные Г.А.Епанчинцевой, свидетельствующие об эффективности психодиагностического процесса:
рост любознательности (возникновение у испытуемого познавательного интереса к диагностическим методам);
наращивание темпа (увеличение числа выполненных заданий);
появление активного желания рефлексировать свои действия
снижение напряжённости и тревожности [53, С.83].
Основываясь на вышесказанное, следует отметить, что в целях получения всесторонних сведений по проблеме родительско-детских отмщений, психолог-консультант в работе семьёй должен использовать методики, способствующие изучению межличностных отношений в системе «родитель-ребёнок», через призму представлений родителей и «ребёнок - родитель», через призму представлений ребёнка.
При изучении межличностных отношений в системе «родитель-ребёнок», рекомендуется использовать методы, способствующие
изучению:
родительских установок и реакций;
отношения родителей к ребёнку и жизни в семье;
стилей семейного воспитания;
уровня родительской компетентности.
При изучении межличностных отношений в системе «ребёнок-родитель», рекомендуется использовать методы, способствующие изучению:
восприятия ребёнком внутрисемейных отношений;
социальной приспособленности ребёнка;
эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношении ребёнка к тому или иному родителю;
идентификации ребёнка с родителями