
- •Содержание
- •Глава 1. «Скучающий герой» и «Лишний человек» как литературные типы в русской литературе XIX века
- •Глава 2. «Лишний» или «скучающий» герой?
- •Глава 1. «Скучающий герой» и «Лишний человек» как литературные типы в русской литературе XIX века.
- •1.1.«Лишний человек» как литературный тип.
- •1.2. «Скучающий герой» как литературный тип.
- •1.3. Общее и различия двух литературных типов
- •Глава 2. «Лишний» или «скучающий» герой?
- •2.1. Александр Андреевич Чацкий
- •2.2. Евгений Онегин
- •Григорий Печорин
- •Павел Андреевич Чичиков
- •Заключение
- •Список используемой литературы
Глава 1. «Скучающий герой» и «Лишний человек» как литературные типы в русской литературе XIX века.
1.1.«Лишний человек» как литературный тип.
И в мире был он одинок.
Дж. Г. Байрон
«Лишний человек» - это определённый литературный тип, к которому относится совокупность персонажей, близких по своему мировосприятию, роду занятий, духовному облику.
Очень часто у самого общества рождается необходимость в изображении людей с устойчивым набором качеств. Успех книг, в которых изображаются такие люди, подталкивает писателей к повторению или вариациям каких-либо литературных типов.
Нередко литературному типу дается своё название, например, «маленький человек», «униженные и оскорбленные», «тургеневская девушка». «Ли́шний челове́к — литературный тип, характерный для произведений русских писателей XIX века. Обычно это человек значительных способностей, который не в состоянии реализовать свои таланты на государственной службе. Принадлежа к высшим классам общества, он в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии дать ему цель, достойную его, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению. К лишним людям относятся такие герои, как Евгений Онегин А.С. Пушкина, Печорин М. Лермонтова, большое количество героев Тургенева».2
«Лишний человек» — социально-психологический тип, запечатленный в русской литературе 1-й половины 19 в.; его главные черты: отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно - дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время - душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела. Сам лишний человек ощущает своё положение в обществе так: «кто-то из нас (Я или общество) – лишний».
Наименование «лишний человек» вошло во всеобщее употребление после «Дневника лишнего человека» (1850) И. С. Тургенева; сам же тип сложился раньше: первое законченное воплощение - Онегин («Евгений Онегин» А. С. Пушкина), затем Печорин («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова), Бельтов («Кто виноват?» А. И. Герцена), тургеневские персонажи: Рудин («Рудин»), Лаврецкий («Дворянское гнездо») и др. Черты духовного облика «лишнего человека» (подчас в усложнённом и измененном виде) прослеживаются в литературе 2-й половины 19 - начала 20 вв. (в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, вплоть до А. И. Куприна, В. В. Вересаева, М. Горького). Типология «лишнего человека» сказалась в лирике Лермонтова, Н. П. Огарева.
Но предпосылки появления данного термина встречаются, как отмечено Д. Благим, еще у Пушкина. В первоначальном наброске к «Евгению Онегину» А.С. Пушкин в черновом варианте VIII главы «Евгения Онегина» назвал своего героя «лишним»: «Онегин как нечто лишнее стоит»:
«Кто там меж ними в отдаленьи,
Как нечто лишнее стоит».
И там же сжато, намечены характерные черты образа:
«Ни с кем он, мнится, не в сношеньи,
Почти ни с кем не говорит.
Один, затерян и забыт,
Меж молодых аристократов,
Между полезных дипломатов,
Для всех он кажется чужим...»
Отчуждение от среды, доходящее до полного отрыва, выпадение из нее («Толпа мелькает перед ним,/ Как рой привычных привидений») — вот что раньше всего бросается в глаза в этих типах как русской, так и западной литературе. Но эти отчетливые черты все же являются внешними. Что делает этих людей «лишними» не субъективно, а объективно? Конечно, не разлад со средой. Дисгармония личности с окружающим миром может преодолеваться в процессах ее деятельности, ее воздействия на эту среду и обратного действия последней на личность. По-видимому, в понятие «лишний человек» входит отрицание такого преодоления, ибо в отношении среды он составляет величину отрицательную. Он неспособен к выполнению общественных функций, необходимых его классу, его социальной группе.3
«Лишний человек» - личность, способная на общественную деятельность, однако герой не принимает правил окружающего мира, не верит в возможность что-либо изменить.
«Лишний человек» видит всё неблагополучие существующего общества, однако не имеет возможности изменить что-либо.
На рубеже 50-60-х гг. революционные демократы Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов резко критиковали «лишнего человека», его нерешительность и пассивность, вместе с тем неправомерно сводя содержание проблемы «лишнего человека» к теме либерализма. С переоценкой «лишнего человека» выступил и Ф. М. Достоевский, осудив его индивидуализм и оторванность от народной почвы. Литературный образ «лишний человек»», возникнув как переосмысление романтического героя (Дж. Байрон, Пушкин), складывался под знаком реалистической портретизации, выявления разности между персонажем и автором. Существенным в теме «лишнего человека» был отказ от просветительских установок во имя беспристрастного анализа «истории души человеческой» (Лермонтов), что создавало почву для глубокого психологизма и последующих завоеваний реализма.