Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
форма предметов в прспективе.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
300.54 Кб
Скачать

Практические советы.

Рисунки с натуры могут получаться с искаженной перспективой и пропорциями, если рисовать натуру с близкого расстояния. Осо­бенно грубые ошибки при этом наблюдаются в определении направления уходящих горизонтальных ребер предметов. Рисующему надо находиться на таком расстоянии от натуры, чтобы можно было видеть весь объект, не поворачивая го­ловы. Это возможно при угле зрения в 30—40°. Угол зрения образуется лучами, идущими от крайних точек наблюдаемого предмета к глазу. Практически такой угол всегда получается, если находиться от натуры на расстоянии, равном двум-трем ее высотам.

Конструкция и пропорции предметов

На предыдущих страницах мы рассмотрели перспективное построение предметов. Задача реалистического изображения с натуры заключается не только в передаче перспективной формы предмета. Реалистическое изображение предполагает главным образом передачу основных, характерных особенно­стей предметов и объектов.

Каждый предмет является сложным целым и обладает многими свойствами. Воспринимая его как целое, мы воспри­нимаем вместе с тем и отдельные его части, а также разные качества, которыми он обладает. Обе эти стороны восприятия теснейшим образом связаны между собой: восприятие целого обусловлено восприятием его частей и свойств. Однако не все части объекта играют одинаковую роль в восприятии пред­мета. В процессе жизни человек постоянно получает впечат­ления от многих предметов. При этом признаки предметов и явлений не только запечатлеваются в памяти рядом, но и сопоставляются друг с другом по сходству: форма с формой, цвет с цветом и т. д. При этом прочнее запоминаются в каж­дом предмете наиболее постоянные, наиболее яркие, наиболее характерные признаки. Поэтому для узнавания предмета не обязательно воспринимать все его части. Каждый предмет имеет свои основные, характерные для него признаки, по ко­торым мы и узнаем его. В памяти они записаны рядом с про­чими признаками предмета, но записаны прочнее, ярче и вос­производятся они в сознании легче всего при каждой новой встрече с предметом, для которого служат основной приметой.

Следовательно, для того чтобы дать наглядное и правди­вое представление о предмете, достаточно изобразить наибо­лее характерные, типичные признаки, отличающие данный предмет от других. Отсутствие их мешает узнаванию пред­мета на рисунке, отсутствие же других, несущественных при­знаков не оказывает на восприятие никакого влияния и не снижает качества изображения. Более того, подчинение вто­ростепенного главному, выделение характерного, типичного усиливает правдивость изображения, позволяет зрителю легче воспринять изображаемое.

При рисовании с натуры не следует стремиться передать все те детали на предмете, какие мы видим или о которых знаем; необходимо научиться понимать, какие признаки пред­мета являются важными для восприятия его и какие можно без ущерба для правдивого изображения оставить без внима­ния. Все то, что является в форме предмета самым важным, следует изображать с возможной полнотой, менее важное можно передать только намеком, а все несущественное со­всем не рисовать.

Итак, задача изображения с натуры заключается не в том, чтобы с абсолютной точностью фотоаппарата передавать то, что мы видим, а в том, чтобы найти основные, характерные признаки данной видимой формы.

Основными, характерными признаками всякого рисуемого с натуры предмета являются его конструкция и пропорции.

Конструкция составляет основу всякого предмета, его строение, которое необходимо передать в рисунке прежде всего. Механическое срисовывание всего того, что видит глаз: внешнего контура, линий, деталей лица, светлых и темных пятен — не даст правдивого изображения.

Начинающие рисовальщики, как правило, копируют линии контура. При рисовании вазы тщательно срисовывают контур с одной стороны, а потом с другой. Рисуя портрет, они тоже кое-как намечают внешний абрис головы и вырисовывают контуры глаз, носа и других деталей лица. Во внешней форме предмета надо видеть внутреннюю конструкцию, скелет. Прежде чем рисовать предмет или его детали, надо разобраться в строении формы, определить основные грани, плоскости, об­разующие объем, расположение этих граней в пространстве. Например, рисуя куб, нельзя изображать только видимые его стороны, без учета сторон и ребер, скрытых от глаз. Без по­нимания конструкции в целом изображаемый куб будет вы­глядеть односторонним.

При рисовании кувшина, например такого, какой изобра­жен на рис 12, необходимо рассматривать его как конструк­цию двух форм: шара и цилиндра, которые определенным образом пересекаются. По этим двум составным формам раз­мещается светотень. Причем шар и цилиндр, как и всякую округлую форму, надо понимать не как контур в виде круга и прямоугольника, заполненный тушевкой, а как объем, обра­зованный различно повернутыми и сокращенными поверхно­стями.

Голова человека — это тоже не просто внешний силуэт и линии лица, а прежде всего объемная форма, состоящая из мелких форм. Форму каждой детали лица образуют пло­скости, находящиеся в разнообразных поворотах и перспек­тивных сокращениях. Рисуя голову, надо внимательно разобраться в строении ее формы, в связи деталей лица с об­щей формой головы, наметить строение черепа, мышц головы и шеи.

Если в рисунке нет конструкции, то изображаемый пред­мет будет выглядеть бесформенным, его трудно будет узнать.

Другой характерной особенностью всякого предмета, по которому мы и узнаем предмет в изображении, являются про­порции предмета: величинные отношения высоты к ширине, одной части предмета к другой. Каждый предмет или объект обладает определенными, присущими только ему пропор­циями. В повседневной жизни мы настолько привыкаем к оп­ределенным пропорциям предмета, что, видя на бумаге даже очень обобщенное изображение, но с правильно переданными пропорциями, легко узнаем предмет. Ни объем, ни цвет, ни материал не играют в узнавании предмета такой важной роли, как его пропорции. Хотя лист дерева обычно меняет свою окраску, мы тем не менее легко распознаем, к какой породе дерева он относится, потому что изменился только цвет, а ос­новной признак формы листа — пропорция — остался без из­менения.

Нарушение пропорций искажает правдивость рисунка. Если изобразить взрослого человека с короткими ногами и большой головой, то он будет походить на ребенка. И наобо­рот, достаточно бывает контурного наброска, если только верно переданы пропорции, чтобы вызвать правильное пред­ставление об индивидуальных особенностях человека.

Если соотношения частей предмета изображены на ри­сунке неверно, то ни правильное перспективное построение, ни отлично переданные светотень и цвет не сделают изобра­жение правдивым.

Передача пропорций предмета — одна из основных задач изображения с натуры.

В изображении нет необходимости передавать абсолютные пропорции, то есть рисовать предметы в натуральную вели­чину. Восприятие реального предмета сохраняется, если со­храняются пропорциональные отношения. Можно увеличи­вать и уменьшать предметы на изображаемой плоскости — характер реальной действительности не изменится, если это увеличение или уменьшение для всех предметов делается оди­наково пропорционально. Так, если в натуре высота и ширина предмета относятся друг к другу как 32 и 16, то на рисунке их отношения можно взять как 8 и 4, то есть пропорционально.

Отношение размеров в рисунке должно быть равно отно­шению размеров в натуре.