Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекция 2.1.rtf
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
739.22 Кб
Скачать

Изменения в системе военного управления в период реформы XVII в.

С образованием полков «нового строя» произошли изменения в системе высшего военного управления. Приказная система осталась, но она постепенно приспосабливалась к новой организационной структуре войск и системе их комплектования.

Наряду со старыми приказами, формируются новые управлен­ческие структуры: приказы Мушкетного дела, Ствольный, Каза­чий, Иноземский, Сбора даточных людей, Рейтарский и т.д. При царе Алексее Михайловиче их было уже 18.

В 80-х гг. XVII в. была предпринята попытка централизации управления вооруженными силами. Появление военно-террито­риальной организации России потребовало создания органов управления разрядами,

Во главе разряда стоял воевода, подчинявшийся главному воеводе, имевшему походный штаб. Управление стало более гибким.

Управление разрядами сосредоточилось в трех основных при­казах - Разрядном, Рейтарском и Иноземском, возглавляемых одним лицом - князем В.В. Голицыным. Однако установить единую систему военного управления не удалось, т.к. сохранилось сочетание территориальной системы управления (разряды) с системой управления отдельными родами войск (приказы). Четкого разграничения функций между ними не суще­ствовало, и зачастую они дублировали друг друга, внося дезорга­низацию и неразбериху.

В целях укрепления командного корпуса и повышения власти командиров в 1682 г. вводится единоначалие в войсках. Солдаты должны были «во всем послушными и покорными быть и делать по его (воеводы) повелению», а воевода имел полную власть над всеми воинскими людьми.

В полках «нового строя» командный состав получил офицер­ские и генеральские звания западноевропейского типа (прапорщик, поручик, капитан, ротмистр, майор, подполковник, полковник, ге­нерал-майор и др.). Стрелецкие «головы» стали полковниками, сотники — капитанами.

Таким образом, проведенные преобразования привели к дальнейшей центра­лизации военного управления, однако сложная политическая об­становка, обострившаяся из-за борьбы за власть придворных пар­тий после смерти царя Федора Алексеевича, затормозила созда­ние единой системы управления вооруженными силами. Оно осуществлялось по-прежнему несколькими приказами. Необходимо было реформировать весь государственный организм, а не отдельные его части, такие, как армия и управление ею.

Преобразование единой системы военного управления в первой четверти XVIII в.

Начало XVIII в. ознаменовалось в России крупномасштабными реформами, изменившими все стороны жизни государства. Завершение превращения постоянного войска в регулярную армию требовало создания единой системы военного управления. За выполнение этой задачи со свойственной ему энергией и бескомпромиссностью взялся Петр 1. Его преобразовательная деятельность выразилась в даль­нейшей централизации военного дела и решительном отказе от старых организационных форм и принципов.

В 1701 г. был создан Приказ военных дел вместо Иноземского и Рейтарского. Он занимался формированием и комплектованием полков, назначением командного состава. Снабжением войск всем необходимым занимался с 1701 г. Провиантский приказ. Приказ артиллерии вместо Пушкарского занимался артиллерийскими и ин­женерными делами. Однако и такое деление между приказами не дало желаемых результатов.

В 1718—1720 гг. упразднены большинство приказов и введены 12 коллегий. Важнейшими государственными считались 3 из них: Иностранных дел, Военная и Адмиралтейств - коллегия. Коллегии отличались от приказов коллегиальным (совместным) обсуждением и решением дел, единообразным организационным устройством и делопроизводством, четкой компетенцией дея­тельности.

Военная коллегия занималась всеми военными делами госу­дарства, определяла штат полков, вела учет командного состава и представляла к присвоению офицерских чинов. Первым президентом Военной коллегии был ближайший соратник Петра 1 фельдмаршал А.Д. Меншиков.

Военно-морскими силами стала управлять Адмиралтейств – коллегия - единый ор­ган управления всеми флотскими делами. В 1718 г. ее возгла­вил выдающийся флотоводец, сподвижник Петра Великого генерал-адмирал Ф.М. Апраксин.

Петр 1 неустанно заботился о повышении авторитета управ­ленческих органов, во всем показывая личный пример. Так, он долго добивался чина вице-адмирала, получив предыдущий чин в 1709 г. И всякий раз, когда открывалась вакансия, он писал чело­битную в Адмиралтейство, перечисляя все свои заслуги. Но дол­гое время ему отвечали, что хотя и признают его заслуги и наде­ются, что впредь он будет служить еще ревностнее, но в проше­нии ему отказывают, так как есть контр-адми­ралы, которые более его служат и имеют перед ним преимуще­ство. Петр 1 оставался доволен таким решением и терпеливо ждал своей очереди. Он получил долгожданный чин лишь после Гангутской победы в 1714 г.

Вместе с тем Петр I строго спрашивал с руководителей за не­порядки в подчиненных им ведомствах, не раз денежные штрафы платили А.Д. Меньшиков, Ф.М. Апраксин и др.

Благодаря активности Петра I и его постоянному контролю за работой коллегий они в первые годы были довольно эффектив­ны. Но, уже начиная с 1725 г. коллегии стали превращаться в бю­рократические образования, тормозившие процесс выработки верных управленческих решений. Президенты коллегий утрачи­вали власть, а при дворе стали возникать новые органы управле­ния (советы, комитеты).

Рода войск — пехота, кавалерия и артиллерия имели своих командующих, входивших вместе с главнокомандующим в со­став Военного совета для коллегиального решения важнейших вопросов. Военный совет играл роль совещательного органа. Полк стал ос­новной тактической единицей. Командиром полка был полков­ник, имевший в своем распоряжении штаб части.

В армии и на флоте вводилась единая система воинских зва­ний. Основы прохождения службы офицерами были закреплены в 1722 г. в Табели о рангах, упорядочившей офицерскую службу и разделившей все военные и гражданские должности на 14 рангов.

В основу чинопроизводства легли личные качества офицера, а не знатность рода. Это обеспечило способным дворянам возможность продвижения по службе, а также создало условия для производства в офицеры представителям других слоев общества.

В эпоху Петра Великого выдвинулась плеяда талантливых военачальников: Б.П. Шереметев, А.Д. Меншиков, А.И. Репнин, М.М. Голицын; видных флотовод­цев: Ф.М. Апраксин, Н.А. Сенявин, Ф.А. Головин. Петр I никогда не сковывал их инициативы, стремясь развивать у офицеров самостоятельность. Этим система военного управления в русской армии от­личалась от западноевропейских армий, где, например, такой вы­дающийся и известный полководец, как Фридрих II, требовал: «От офицера до последнего рядового никто не должен рассуж­дать, но лишь исполнять то, что приказано».

Таким образом, в результате петровских военных реформ была усовершенст­вована система военного управления. Военная коллегия и Адмиралтейств-коллегия стали прообразом Военного министерства. В центральном государственном управлении произошло окончательное разделение функций военных и государственных учреждений, что значительно улучшило управление войсками, подняв их боеспособность и организованность.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]