
- •Глава I. Форма правления и ее основы
- •Понятие и признаки монархии как формы правления
- •Понятие и признаки республики как формы правления
- •Глава II. Нетипичные формы правления
- •2.1. Причины модификации форм правления
- •2.2. Виды нетипичных форм правления
- •Глава III. Формы правления в некоторых современных государствах
- •3.1. Форма правления Российской Федерации
- •3.2. Функционирование президентской республики в сша
- •3.3. Функционирование смешанной республики во Франции
- •3120Конституционное право зарубежных стран. Под ред. Баглая м.В., Лейбо ю.И., Энтина л.М. М., 2011. С.457 - 458
- •33Зернов и.Н. Монархия как высшая стадия демократии // Москва. - 2008. - № 4. С.12.
- •41Чистяков н.М. Теория государства и права. Учебное пособие. Гриф умо мо рф -м.,2010. С.112
- •77Грачев м.Н.Конституция сша. История политических и правовых учений. Электронная хрестоматия:http://grachev62.Narod.Ru/hrest/chapt18.Htm
- •79Барак Обама будет править еще четыре года//Российская газета. —07.11.2012
2.2. Виды нетипичных форм правления
Существуют нетипичные формы республики:
смешанная полупрезидентская или полупарламентарная республика. Это упомянутые выше примеры Германии, Франции, Турции, Египта, Перу и др.
теологическая республика — это республика, при которой высшая политическая и духовная власть сосредоточена в руках религиозного служителя, который одновременно является и главой государства.
монократическая республика — это республика, в которой в условиях однопартийного политического режима лидер партии провозглашается пожизненным Президентом, хотя парламент реальных полномочий не имеет (страны Африки).
республика Советов — это долгое время существовавшая в отечественной юриспруденции, особая форма, в виде советской республики, отличавшаяся диктатурой пролетариата, отсутствием разделения властей при полновластии Советов, жесткой иерархией, правом отзыва избирателями депутатов до истечения срока их полномочий. Крах социалистического строя СССР привел к утверждению в России смешанного типа республиканской формы правления.
суперпрезидентская республика — это республики на территории Латинской Америки, объединенные в отдельную группу в связи со специфичностью их происхождения. Из-за частых переворотов и контрпереворотов вопрос о форме государства приобретает здесь особое значение по сравнению с другими странами. Несмотря на то, что президентская форма республики была перенята у США, она приобрела здесь особое внешнее выражение в сверхцентрализации власти, приоритете армии в политике, преобладании насильственных методов достижения власти. По словам О.А. Жуковой «реальной формой политического властвования в Латинской Америке в XIX веке стали диктаторские режимы».45
Суперпрезидентская республика отличается от монократической тем, что в пожизненное правление Президента было предусмотрено в Конституции последних.
монархическая республика. Выше речь шла о монархиях, которые имеют республиканский признак, а вместе с ними и о выборности главы государства. Вместе с тем в условиях тоталитаризма появились республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Часто это происходит тогда, когда диктатор (он может называться как угодно — вождем, Президентом и т.д.) захватывает власть в результате государственного переворота. В результате форма правления официально может провозглашаться республикой, но вся демократическая суть выхолащивается. Власть узурпируется на неопределенное время. Так поступил А. Гитлер в Германии в 1933 году, Ж. Мобуту в Заире (ранее Конго) в 1960 году, «черные полковники» в Греции в 1967 году, А. Пиночет в Чили в 1973 году. Именно эту форму республики называют монархической.
Создание смешанных и «гибридных» форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента либо за счет сокращения полномочий Президента, либо путем установления подчинения Правительства одновременно и парламенту, и Президенту, это создает известную неопределенность в его положении. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами. Например, превалирует долговременная тенденция значительного усиления власти премьер-министра, который из первого среди главных превращается по существу в хозяина Правительства в условиях парламентарной формы правления: сам назначает и смещает министров без утверждения парламента. Роль Правительства как коллегиального органа вытесняется единоличной властью премьер-министра.
«Чистые» формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, а также президентско-монистических республик в Африке. Парламентарной же в республике имманентно присуща нестабильность Правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Поскольку в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит от парламентского большинства (а оно нередко достигается путем коалиций различных политических партий), то утрата такой поддержки ведет к вотумам недоверия. За полсотни послевоенных лет в парламентарной республике Италии сменились более полусотни кабинетов министров, средняя продолжительность их существования была менее года. Включение элементов президентской республики в парламентарную, а парламентаризма в президентскую, применение других методов, помогает преодолеть недостатки «чистых» форм.
Возникновение смешанных, «гибридных» форм связано с распространением и восприятием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей, влиянием монистических идей и институтов. Под влиянием таких идей в эмиратах Персидского залива (Кувейте, Катаре, Бахрейне, ОАЭ, в 1992 г. в Саудовской Аравии как государстве, наиболее упорно сопротивлявшемся идеям конституционализма) приняты конституции. Правда, они остаются лишь внешней оболочкой абсолютистского по существу государства, но даже там, где они не приостановлены, а парламенты не распущены (в Кувейте, например, проводятся выборы), основные законы провозглашают, что вся власть исходит от монарха, парламент фактически и даже юридически (Катар, ОАЭ и др.) в соответствии с пренцепцией ислама аш-шура является лишь консультативным учреждением.
Наконец, изменения в форме правления, появление «гибридных» черт связаны с явлением и борьбой прогрессивных сил. Примерами могут служить появление новой конституции Непала 1990 г. и фактическое изменение формы правления в Иордании в связи Королевскими прокламациями в 90 - х годах при сохранении прежней власти одного и того же монарха.
Еще древнегреческий историк Полибий писал, что преодолеть круговорот политических форм способен только мудрый законодатель. Для этого необходимо, уверял Полибий, установить смешанную форму государства, сочетающую начала монархии, аристократии и демократии, чтобы каждая противодействовала другой. «Такое государство неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия». При этом он особо выделял Рим, где были представлены все три элемента: монархический (консулат), аристократический (сенат) и демократический (народное собрание).46
Вместе с тем, такой процесс имеет и свои минусы.
Во-первых, нарушается имманентно присущее той или иной форме единство структуры управления и одновременно возникают новые виды отношений, коллизии и несогласованности, которых не было в «отработанных» формах правления. Разрушаются сложившиеся стандарты разделения властей, имеющие свои устойчивые формы и в президентской, и в парламентарной республике. Происходит смешение разных начал, и это не всегда способствует соблюдению конституционной законности.
Во-вторых, возрастание роли парламента в президентской (полу президентской) республике при создании смешанных форм, усиление его контроля за деятельностью Правительства, есть часто лишь внешнее, обманчивое явление. В парламентарной же республике при создании смешанных форм значение парламента падает, происходит значительное усиление власти Президента, к чему эта форма не приспособлена, а потому не имеет достаточных гарантий против президентского всевластия.
В-третьих, в форме правления снижается роль институциональных факторов, она все более зависит от личности конкретного Президента. А носители президентской власти нередко обнаруживают стремление к персонализации власти, к авторитаризму. Наибольшие возможности для этого создаются, как мы видели, в президентской республике. Поэтому переход парламентарной республики (а также и парламентарной монархии в развитых странах с давно сложившимися традициями) к смешанной форме правления, а затем, возможно, и к президентской республике всегда означает усиление авторитаристских черт. Таковы же последствия рационализированного парламентаризма, если его результатом является усиление власти не Президента, а премьер-министра.47
Таким образом напрашивается вывод, о том, что наряду с традиционными формами правления широко распространены и нетипичные. Несомненно, создание нетипичных (смешанных) форм правления на опыте многих стран показало свои плюсы. Сюда входит стабильность управления государством, укрепление роли государственной власти на местах, не мешая местному самоуправлению, невозможность своевольного увольнения парламентом «неугодного Правительства» и т.д.