
Синтаксический уровень. Предложение
Синтаксический уровень языка характеризуется набором своих единиц, к которым относятся словосочетание и предложение.
«Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, и представляющих собой сложные на- именования явления объективной действительности, например: студенческое собрание, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом эле- ментом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц» [4, c. 209].
Предложение – одна из основных грамматических категорий синтакси- са, противопоставленная в его системе слову и словосочетанию по формам, значениям и функциям. В широком смысле это любое – от развернутого син- таксического построения до отдельного слова или словоформы – высказывание (фраза), являющееся сообщением о чем-либо и рассчитанное на слуховое или зрительное восприятие. Предложение может быть простым или сложным. В уз- ком, собственно грамматическом, смысле простое предложение – это такая единица сообщения, которая, будучи образована по специально предназначен- ному образцу, обладает значением предикативности и своей собственной се- мантической структурой, обнаруживает их в системе формальных изменений и имеет определенную коммуникативную задачу, выражающуюся интонацией и порядком слов. Основными характеристиками простого предложения являют- ся: его синтаксическая структура, семантическая структура, порядок слов и ин- тонация по законам данного языка, члены предложения.
До сих пор среди ученых нет единого мнения относительно того, отно- сится ли предложение к языку или оно относится только к речи. Так, В. М. Солнцев считает, что конкретные предложения являются принадлежно- стью речи [11, c. 17]. А. И. Смирницкий определяет предложение как единицу речи. Более правомерной, видимо, является другая точка зрения, согласно ко- торой, предложение, как важнейшая синтаксическая единица, относится и к языку, и к речи. «Предложение характеризуется двуединой направленностью:
как ячейка речевого общения, элементарный цельный коммуникативный акт, оно обращено к речи, но как синтаксическое построение, система синтаксиче- ских форм и отношений с модально-предикативной связью в основе, – относит- ся к языку. Всякое предложение есть факт речи, а лежащая в его основании синтаксическая структура, или модель, – принадлежность языка» [7, c. 216]. Специфическая функция предложения – коммуникативная (служит для обще- ния, установления связи между явлениями и передачи информации).
В зависимости от цели сообщения предложения могут быть повествова- тельными, вопросительными или побудительными. При парадигматическом подходе к предложению как к единице, обладающей формоизменением, воз- можна и более детальная классификация предложений по цели высказывания, охватывающая также предложения со значениями сослагательности, условно- сти, желательности, долженствования. Простое предложение как элементарная синтаксическая конструкция состоит из двух форм слов, объединенных друг с другом специфическим, существующим только в предложении синтаксическим отношением, либо, реже, из одной формы слова (например: Ученик пишет. Ночь. Светает.). Предложение может быть распространено по правилам при- словных связей – согласования, управления, примыкания, либо словоформами, распространяющими предложение в целом; например, На Камчатке сейчас уже ночь; либо причастными, деепричастными и другими оборотами, либо специальными распространенными формами слов, союзными сочетаниями.
Элементарный отвлеченный образец, по которому строится простое не- распространенное предложение, составляет его предикативную основу, струк- турный образец. Эти образцы классифицируются по разным основаниям: одно- компонентные и двухкомпонентные, свободные и ограниченные со стороны лексического состава, имеющие или не имеющие парадигматические характе- ристики, нефразеологизированные и фразеологизированные. Каждый язык име- ет свою систему таких структурных образцов. Отдельные образцы в разных языках могут совпадать, но системы в целом всегда различаются. Например, для индоевропейских языков характерны так называемые двухкомпонентные структурные образцы, содержащие сказуемое, т. е. глагол в личной форме, и подлежащее, т. е. форму именительного падежа имени или инфинитив. Сказуе- мое всегда обозначает осуществляющийся во времени предикативный признак, а подлежащее – субъект, т. е. носителя или производителя этого признака. Ин-
доевропейским языкам принадлежат и другие образцы простого предложения, в том числе однокомпонентные. Структурные образцы лежат в основе конкрет- ных предложений, например, следующие предложения построены по одному глагольно-именному образцу: Ученик пишет. Наступила ночь. Эти – по двух- именному образцу: Сын – рабочий. Москва – столица. Следующие предложе- ния построены по глагольному образцу: Светает. Сквозит. Эти предложения составлены по собственно именному образцу: Ночь. Зима. Присутствие глагола в структурной основе предложения не обязательно. Существует много типов предложения, строящихся без участия глагола, средствами собственно имен.
Предложение, как информативная единица, обладает большими строевы- ми и коммуникативными возможностями. Оно несет в себе сообщение, как правило, не изолированно, а в окружении других сообщающих единиц и связа- но с ними содержательными, а часто и синтаксическими отношениями. Входя в текст в качестве его структурирующего компонента, предложение вместе с дру- гими единицами организует соответствующее сверхфразовое единство и соот- носит его части друг с другом.
Сложное предложение – это объединение двух (или более) простых предложений средствами союзов, союзных слов или союзных частиц в некое новое синтаксическое образование, части которого вступают друг с другом в определенные синтаксические отношения. При этом одна из частей может пре- терпевать существенные структурные изменения, либо вообще иметь такую формальную организацию, которая простому предложению не свойственна. В зависимости от того, какие средства связывают части сложного предложения, эти предложения делятся на сложносочиненные (с формально независимыми друг от друга частями) и сложноподчиненные (с главной и придаточной ча- стью). Однако внутренние отношения частей и в том и в другом случае часто оказываются не совпадающими с формальной организацией сложного предло- жения, и семантические характеристики сложносочиненных и сложноподчиненных предложений перекрещиваются.
Синтаксический уровень языка
Словосочетания и предложения
Словосочетания и предложения выступают как основные типы синтаксических конструкций, которые необходимы для порождения конкретных сочетаний слов и синтагм, высказываний и фраз.
Словосочетание является частью предложения, но оно существует и до предложения, представляя собой строительный материал для предложения и основу для создания составного наименования. Поэтому словосочетания необходимо отличать от сочетаний слов и от составных членов предложения.
Например, железная дверь, деревянный дом, песчаная насыпь – разные сочетания слов, но один тип — атрибутивного субстантивного словосочетания, построенного на синтаксической связи согласования. Эти сочетания слов и этот тип словосочетания могут быть использованы для образования наименования (ср. железная дорога) и построения предложений, ср.: Железная дверь — не деревянный дом, не горит; Железная — дверь, деревянный — дом.
Словосочетание как синтаксическая единица является синтаксической формой, наделенной определенным синтаксическим значением. Словосочетание — это типовое соединение словоформ, характерное для того или иного языка.
Основные виды подчинительных связей
согласование управление примыкание
Согласование — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово получает те же категории, что и стержневое слово. Так, прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и падеже. Согласование может быть полным и частичным; например, новую газету — полное согласование, черный кофе — частичное согласование (в роде), так как существительное кофе не склоняется и не имеет форм множественного числа; черного кофе, черному кофе и т. п.— падежные формы прилагательного показывают синтаксическую позицию словосочетания в предложении. Согласование бывает предикативным и непредикативным; предикативное (его называют также координацией) – это согласование сказуемого с подлежащим; предикативное согласование чаще бывает неполным; оно может быть и смысловым. Так, в предложении Дети — наше будущее согласование только в падеже; в предложении Пять студентов сдали экзамен досрочно согласование смысловое.
Управление — такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово имеет зависимую форму: она не повторяет категорий стержневого слова, а вызывается его грамматическими и лексико-грамматическими свойствами, например: читать книгу, управлять машиной, бояться оскорбления, войти в класс, строительство моста, вход в метро, полный нетерпения и т. п. Управление свойственно прежде всего глагольным словосочетаниям, хотя встречается и в словосочетаниях с другими стержневыми словами (существительными, причастиями и т. д.).
Примыкание — такой вид подчинительной связи, при котором не используется специальных средств подчинения. Подчинение выражается включением слов в словосочетания, несамостоятельностью синтаксической функции и смысловым подчинением зависимого слова словосочетания. Примером словосочетаний, построенных на примыкании, могут служить словосочетания: хорошо учиться, работать вдвоем, ехать медленнее, просить прочитать, повод поговорить, очень добрый, яйца всмятку.
Примыкание широко распространено по языкам мира; оно – основной вид подчинительной связи в тех языках, где нет аффиксов (например, во вьетнамском). Оно встречается также в тех языках, где имеются аффиксы и формы словоизменения. В этих случаях выделяется два основных вида примыкания — примыкание неизменяемых слов и примыкание словоформ изменяемых слов.
В русском языке примыканием первого вида обладают наречия и инфинитивы, а также деепричастия, компаратив (форма сравнительной степени) и неизменяемые прилагательные и существительные. В других языках примыкать могут и прилагательные. Так, в английском языке прилагательные, не изменяясь по родам, числам и падежам, в составе субстантивного словосочетания примыкают к существительному: the green tree — зеленое дерево, the large room — большая комната. Примыкают прилагательные в тюркских языках; ср., например, татарские словосочетания кызыл алма — красное яблоко, кызыл йорт — красный дом, кызыл кул-мэк — красная рубаха, платье.
Примыкание словоформ (предложных и беспредложных) возникает тогда, когда словоформа присоединяется к стержневому слову без установления связи согласования или управления, например: роман «Мать», товарищ Иванова, кепка блином, куплеты на память, конь в яблоках, идти группой, уйти с утра, планировать в рублях. Особо необходимо обратить внимание на субстантивные словосочетания, построенные на примыкании второго имени. Сюда относится не только примыкание имени собственного (как в сочетании товарищ Иванов, капитан Иванов), но и сочетание нарицательных существительных. Так, в немецком языке примыкают существительные к существительным, которые обозначают меру: ein Glas Tee — стакан чаю, ein Stück Brot — кусок хлеба.
Синтаксические связи слов используются не только при построении словосочетаний, но и при образовании сложных слов и составных наименований, а также при построении предложений.
Предложение. Оно является основной коммуникативной единицей языка и речи. Предложение как образец принадлежит языку, его реализация принадлежит речи. «Предложение,— писал В. В. Виноградов, — это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли. В предложении выражается не только сообщение о действительности, но и отношение к ней говорящего»1. Предложение является в то же время наиболее сложной единицей, в которой функционируют слова, словоформы и словосочетания. Иначе говоря, предложение является их минимальным контекстом, хотя само по себе имеет собственную структуру.
Двоякая обращенность предложения — к языку, его системе и норме, а с другой стороны — к речи, контексту и ситуации — делает его принципиально двухаспектной единицей. Поэтому предложение и рассматривается с этих двух точек зрения – конструктивной и коммуникативной, а сам термин становится двузначным.
Чтобы избежать этой двузначности, в современной грамматике используются два ряда терминов. С одной стороны, термин предложение обозначает единицу языка, потенциально нацеленную на акт общения; ее называют также образцом (моделью, формулой) предложения. С другой стороны, термин предложение обозначает единицу речи как языковую форму, связанную с конкретным сообщением, с конкретным текстом; вместо термина предложение в этом случае используются термины высказывание и фраза.
Сравним две фразы: Ученица читает газету и Ученик читал письмо. В этих фразах реализована одна и та же модель предложения; ее состав тождествен, лексическая и морфологическая вариантность не приводит к созданию двух предложений как синтаксических моделей. Эти фразы в то же время наполнены разным лексическим материалом и наделены определенной интонацией, так что передают конкретную мысль, являются двумя высказываниями. Единство модели построения и содержания высказывания и делает предложение основной коммуникативной единицей языка. Предметом синтаксиса предложения является не конкретное содержание высказываний, а обобщенная семантика предложения, его конструктивная основа, правила ее распространения и актуализации.
Предложение как синтаксический образец есть позиционная структура, которая обращена к формам мысли и формам языка, т. е. формам слов и словосочетаний. Наличие у предложения двух сторон — конструктивной и коммуникативной (предикативной) было отмечено уже в работах александрийских грамматиков.