Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
filonov_book.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.27 Mб
Скачать

2. Юность. Петербург, 1897-1901. Александр Гуэ

Старшая сестра Павла Николаевича, Александра Николаевна Филонова, в 1894 году последовала в столицу за предпринимателем Александром Андреевичем Гуэ (бельгийцем по происхождению), инженером, известным санкт-петербургским купцом I гильдии. Гуэ начинал свою деятельность службой в фирме Товарищества торговли металлами «Износков, Зуккау и Ко», затем совместно с Августом Зуккау владел магазином электротоваров на набережной реки Мойки (дом 61) и несколькими домами. В начале ХХ века он был председателем высочайше утвержденного «Общества освещения Петербурга и использования электричества». За достигнутые на коммерческом поприще успехи Гуэ наградили золотой медалью на Станиславской ленте с надписью «За усердие».

Познакомились Александра Николаевна и Александр Андреевич в театре. Эта встреча коренным образом изменила их судьбы. Несмотря на то что Гуэ уже состоял в браке и имел четверых детей, он решил связать свою дальнейшую жизнь с Александрой Николаевной, которая была значительно моложе него.

Благодаря поддержке Александра Андреевича семья Филоновых переехала в квартиру значительно лучше прежней. Позже он взял на свое попечение всех младших Филоновых, оставшихся сиротами, и их 103-летнюю бабушку и перевез все семейство из Москвы в Петербург.

Жизнь будущего художника в столице приобрела совершенно иной уклад. В доме Гуэ были установлены определенные домашние правила, и некоторые из них долгое время вызывали сопротивление в душе подростка. Постоянная необходимость внутренне подчиняться «чуждым» нормам, возможно, позднее переродилась у Филонова в подсознательный конфликт, отрицание буржуазного быта, в противоположность более естественному стилю жизни в «его» Москве, когда еще была жива мама. Дети Александра Андреевича и Александры Николаевны (первенец -Николай - родился в 1894 году) говорили на русском и французском языках. Филонов, получивший более простое воспитание, все же был членом семьи и принимал участие в ее жизни.

Все домочадцы запомнили день 22 мая 1898 года, когда в Санкт-Петербурге открывали новую электростанцию, вторую из трех крупнейших, построенных в период «электрического бума» конца XIX века, оснащенную самым передовым оборудованием. Это событие особо торжественно отмечалось в их доме, поскольку имело самое непосредственное отношение к Александру Гуэ: «Концессией на пятьдесят лет и разрешением на строительство в Городской Управе с 29 марта 1897 года обладали Санкт-Петербургский I гильдии купец А. Гуэ и австрийский подданный Ф. Шматцер, владельцы немецкой фирмы "Шматцер и Гуэ"» Петербург стал для недавнего москвича миром новых технологий и современных машин. Величественная столица на рубеже ХХ века переживала этап бурного промышленного развития: облик города меняли силуэты фабричных труб, заводских зданий.

Гуэ активно участвовал в модернизации петербургской жизни. Он же сыграл немаловажную роль и в судьбе Филонова как художника. Именно он обратил внимание на то, что 14-летний подросток, копируя всё попадавшееся ему под руку, достиг определенного мастерства. Как человек практичного ума, Александр Андреевич решил дать своему новому родственнику соответствующее образование. Выбор пал на только что организованное учебное заведение при Обществе поощрения художеств - живописно-малярные мастерские в Демидовом переулке, где готовили мастеров-декораторов. Подобные мастерские, или особые отделения рисовальной школы для художественной подготовки молодежи ремесленного сословия, создавались в пригородах Санкт-Петербурга. Опираясь на последние европейские тенденции, Общество в 1892 году стало издавать новый журнал «Искусство и художественная промышленность» и сборник художественно-промышленного рисунка, а также устраивало художественно-промышленные конкурсы.

Годы обучения в живописно-малярной мастерской (1897-1901) прошли для Филонова быстро и были очень насыщенными. Подросток получил возможность познакомиться с декоративным убранством столичных дворцов и понять основные законы работы с красками на больших поверхностях. Трудиться приходилось в разных условиях, по 9-11 часов. О первых ступенях его художественного образования сохранились весьма скудные сведения. В автобиографии он писал, что приходилось делать все, «начиная со смоления люков помойных ям... до росписи квартиры министра Сипягина... промывки голубя в куполе Исаакиевского собора, раскраски еврейской синагоги... реставрации "Помпейских потолков" в Эрмитаже...». Посещал он и лепную мастерскую француза-лепщика Ле Гранжа, где научился работать с глиной и гипсом.

Дома он много и с увлечением писал маслом и рисовал акварелью, «делая копии всех сортов». С 1898 года, со второго года обучения, по вечерам юноша стал посещать Рисовальные классы Общества. Выходные дни он проводил в Музее Александра III, изучая технику живописи. Архитектурные ансамбли Петербурга сформировали пространственное чувство Филонова, их строгий стиль оказал влияние на будущего художника.

После получения звания «маляр» Филонов выдержал своеобразный экзамен: его и еще двоих выпускников выбрал смотритель училищ, художник Н. Рубцов, для выполнения задания особой важности. Принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, патронесса Общества поощрения художеств, готовясь к свадьбе своего сына, затеяла перестройки в имении Рамонь, под Воронежем. Именно туда предстояло отправиться бригаде художников под руководством Рубцова для выполнения декоративных росписей интерьеров и прочих «малярных» работ.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]