Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
filonov_book.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.27 Mб
Скачать

Е. Ф. Ковтун некоторые термины аналитического искусства

Сделанность

Важнейшее положение аналитического метода Филонова. Впервые печатно о принципе сделанности было заявлено в манифесте 1914 года: «Цель наша - работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке - это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу». Сделанность по Филонову - это не формальный прием, но, прежде всего средство воплощения содержания произведения, его духовной наполненности.

Качество сделанности имеет два аспекта. Один из них, можно сказать, - ремесленный: настойчивая, упорная, сосредоточенная работа над каждым элементом произведения. «Форма делается упорным рисунком. Каждая линия должна быть сделана. Каждый атом должен быть сделан, каждая вещь должна быть сделана и выверена». В работе художника нет главного и второстепенного: любая деталь произведения делается с максимальным приложением сил.

Второй аспект сделанности - это принцип органики, то есть работа художника по законам, аналогичным тем, по которым растет и развивается все живое в природе. Художник «вводит в действие все предикаты объекта и сферы: бытие, пульсацию и ее сферу, биодинамику, интеллект, эманации, включения, генезисы, процессы в цвете и форме, - короче, жизнь целиком; и предполагает сферу не как пространство только, а биодинамическую, в которой объект пребывает в постоянной эманации и перекрестных включениях». Филонов выдвигает принцип «биологической сделанности картины».

Единица действия

Точка, то есть касание кистью холста, - это «единица действия» в системе Филонова, это функциональные «атомы», элементарные «кирпичи», из которых строится все здание произведения. Из этих «атомов-касаний» художник «выращивает» свою картину - процесс, подобный органическому росту в живой природе. Единица действия - это живописная «монада» и одновременно начальный элемент пластической структуры. Филонов отвергал работу большой кистью, широким мазком: «Все крупнейшие мастера учились на маленькой кисти и никогда не расставались с ней. Маленькой кистью можно сделать всё, что требуется в настоящей высокоценной по живописи и рисунку картине. Писать цветом - это значит ежесекундно рисовать и добиваться нужного рисунка, а рисовать цветом можно только маленькой кистью».

От частного к общему

Один из главных принципов аналитического метода. Филонов не признавал способ работы от общего к частному, от предварительных набросков и эскизов к детализации и конкретизации завершенного произведения. Вопреки правилам всех Академий мира он вел работу над картиной от частного к общему, поэтому в его системе нет таких понятий как «эскиз», «этюд», «подготовительный набросок». Работа над произведением с самого начала имела «окончательный характер». Художник советовал: «Начинай и веди работу от частного к общему, от частного до последней степени хорошо сделанного и развитого. Это значит: начал делать глаз или нос, тогда сделай его как можно лучше, доведи до совершенства, на какое ты способен, потом возьмешься за другое частное, за другой член. Заметишь неточность или недоразвитость на том частном, которое уже сделал хорошо, сейчас же доработай, до развей терпеливо, выдержанно и настойчиво». Только такое «частное» может привести к настоящему общему, к синтезу. Мастер аналитического искусства мог начать работу с любой детали, доведя ее до окончательной сделанности, переходя затем к другим частям картины.

Канон и закон

Филонов считал, что есть два противоположных способа создания произведения, соответствующих понятиям «канон» и «закон». Первый способ - упрощение или геометризация видимых форм, как это происходило в кубизме. Филонов считал этот способ «предвзятым» развитием пластической формы. Он противопоставлял ему «органическое» развитие формы (закон), которое осуществляет аналитическое искусство. В первом случае происходит обобщение «сверху», во втором - обобщение «изнутри». Аналитический метод не «диктует» изображаемым явлениям определенные геометрические формы, а выявляет скрытые в них тенденции формообразования и потенциальные структуры. Происходит как бы саморазвитие и самовыявление формы. Филонов отмечал, что «чистая форма в искусстве есть любая вещь, писанная с выявленной связью ее с творящейся в ней эволюцией, т. е. с ежесекундным претворением в новое, функциями и становлением этого процесса». Способ действия мастера аналитического искусства уподоблен образу «действия» живой природы. В аналитическом искусстве тоже происходит геометризация, но это геометрия органических форм неэвклидова по своей природе. Беспредметные структуры филоновских картин, в противоположность супрематической прямой Малевича, можно определить как «криволинейный супрематизм».

Глаз видящий и глаз знающий

Филонов не раз отмечал, что художники до аналитического искусства оперировали только двумя видимыми свойствами действительности - цветом и формой, оставляя вне пластического изображения невидимые качества и процессы предметного мира. В этом едины, по Филонову, такие, казалось бы, несовместимые художники как Репин и Пикассо. «Глаз видящий» воспринимает только цвет и форму предметов. Но интуиция художника - или «глаз знающий» - открывает в явлениях действительности целый мир невидимых свойств и процессов. Филонов писал: «Но знающий глаз исследователя-изобретателя мастера аналитического искусства... видит там, где вообще не берет глаз художника. Так, например, можно, видя только ствол, ветви, листья и цветы, допустим, яблони, в то же время знать (или, анализируя, стремиться знать), как берут и поглощают усики корней соки почвы, как эти соки бегут по клеточкам древесины вверх, как они распределяются в постоянной реакции на свет и тепло, перерабатываются и превращаются в атомистическую структуру ствола и ветвей, в зеленые листья, в белые с красным цветы, в зелено-желто-розовые яблоки и в грубую кору дерева».

«Глаз знающий» способен сделать зримыми в произведении невидимые процессы биологические, социальные, духовно-интеллектуальные. Этот невидимый мир в картинах Филонова выражен в беспредметных пластических структурах. Такие картины художника часто имеют название «формулы»: «Формула весны», «Формула петроградского пролетариата», «Формула вечности» и др.

Интимная мастерская

«Интимная мастерская», созданная Филоновым, это не просто учебная студия, а объеди­нение единомышленников, подобное монастырскому братству, исповедующему единую веру. Принципы мастерской несут на себе печать эзотеричности, избранности, а также оттенок мессианства, столь свойственный русскому авангарду. Искусство для Кандинского, Малевича, Филонова - не только художественное творчество, но и вера, духовное делание.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]