Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
r1_2(2_1).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
250.37 Кб
Скачать

3. Правоспособность и дееспособность в семейном праве

Принятый и вступивший в действие новый СК РФ, равно как и прежний КоБС РСФСР, не содержали легального определения правоспособности и дееспособности. Анализ этих понятий позволяет согласиться с мнением М. В. Антокольской, сделавшей вывод о возможности использования в семейном праве понятий правоспособности и дееспособности, содержащихся в ГК РФ.

Отметим два момента:

а) изменение гражданской дееспособности непосредственно оказывает влияние на семейные отношения;

б) ограничение или лишение гражданской дееспособности приводит соответственно к ограничению или лишению семейной правоспособности.

Многие специалисты считают, что связь указанных явлений в семейном и гражданском праве является очень тесной, что позволяет говорить о едином понятии правоспособности и дееспособности в семейном и гражданском праве.

Семейная правоспособность (равно как и гражданская) – способность иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности.

Пункт 2 ст. 17 ГК РФ определяет, что гражданская правоспособность возникает с момента рождения. В. А. Рясенцев считал, что хотя семейная правоспособность, как и гражданская, возникает с рождения, с достижением определенного возраста она расширяется.

В соответствии с семейным законодательством входящие в состав правоспособности многочисленные правовые возможности, такие, как способность к усыновлению, вступлению в брак и другие, не могут до определенного возраста осуществляться ни действиями самого субъекта права, ни действиями его законных представителей.

Семейное законодательство не содержит общего законодательного запрета на совершение актов, направленных на ограничение правоспособности (за исключением ст. 42 СК РФ, содержащей указания на недопустимость включения в брачный договор условий, ограничивающих правоспособность и дееспособность).

Для участия в семейных правоотношениях наличие дееспособности не всегда является необходимым условием. Это можно продемонстрировать на примере правоотношений, которые складываются между родителями и несовершеннолетними детьми (которые не являются дееспособными).

Как в семейном, так и в гражданском праве полная дееспособность возникает с 18 лет. Признание полностью дееспособным в области семейного права несовершеннолетнего, вступившего в брак в результате снижения ему брачного возраста, автоматически приводит к возникновению у него полной гражданской дееспособности. Следовательно, правомерно говорить о неразрывной связи и взаимном влиянии этих категорий друг на друга.

В то же время возникновение полной дееспособности в области гражданского права не всегда должно автоматически приводить к признанию полной семейной дееспособности. Ст. 27 ГК РФ предусматривает возможность эмансипации несовершеннолетнего, достигшего 16 лет. При этом он становится полностью дееспособным. Семейное законодательство не связывает с этим фактом возникновение полной семейной дееспособности. Данная посылка не означает, что семейная дееспособность является самостоятельной категорией, отдельной от гражданско-правовой, а связана с достаточно широкой трактовкой в рамках российского законодательства термина «эмансипация».

Если в соответствии с российским гражданским законодательством в результате душевной болезни или слабоумия лицо, не способное отдавать отчет своим действиям и руководить ими, признается недееспособным, это автоматически приводит к утрате семейной дееспособности.

После введения в действие нового СК РФ в семейное законодательство было введено положение о неполной дееспособности (хотя не раскрывается его сущность). Так, согласно ст. 99 СК лица, не обладающие полной дееспособностью (несовершеннолетние от 14 до 18 лет и лица, чья дееспособность ограничена в судебном порядке) заключают соглашения об уплате алиментов сами, но с согласия своих законных представителей.

Действующее семейное законодательство, по сравнению с прежним, значительно расширило перечень случаев, когда для возникновения, изменения или прекращения семейных правоотношений (усыновление, восстановление в родительских правах и т. д.) необходимо согласие несовершеннолетнего ребенка. Это согласие следует рассматривать в качестве семейно-правового акта. Представляется, что в данном случае правомерно вести речь о наличии у ребенка частичной дееспособности.

Непосредственное влияние на семейную дееспособность оказывает ограничение гражданской дееспособности. В частности, лица, ограниченные в дееспособности, не вправе быть опекунами, попечителями, усыновителями. Если исходить из общих начал гражданского законодательства, такие лица не должны иметь права на заключение брачных договоров и алиментных соглашений (т. к. гражданское законодательство не разрешает им самостоятельно распоряжаться своим имуществом). Однако брачные договоры направлены на улучшение материального положения семьи и в конечном счете служат ее укреплению. Семейное законодательство не устанавливает ограничений по заключению указанных соглашений для ограниченно дееспособных. Таким образом, указанные категории лиц вправе их заключать с согласия попечителей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]