Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
r1_2(2_1).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
250.37 Кб
Скачать

Введение

Учебная дисциплина «Семейное право» предполагает изучение законодательства, регламентирующего личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми, формы и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Принятие новых Гражданского и Семейного кодексов РФ ознаменовало существенные изменения в определении семейного и гражданского права. Пересмотрено соотношение между этими отраслями права, изменилась концепция. Некоторые юристы подвергают сомнению концепцию о самостоятельности семейного права как отрасли права и утверждают, что семейное право следует считать подотраслью гражданского права. В то же время этой точки зрения поддерживаются не все авторы.

Семейное право, будучи одной из самостоятельных отраслей права, с одной стороны, обладает всеми признаками права как такового, а с другой стороны, имеет свою специфику. Благодаря нормам семейного права государство защищает семью, интересы ее членов и собственные интересы.

В результате изучения семейного права студент должен получить представление об истории развития семейного права, о проблемах совершенствования семейного законодательства РФ. Ставится задача усвоения содержания семейного права, законодательства России о браке и семье. При этом студент должен научиться анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейных отношений.

Проблема соотношения гражданского и семейного права, по мнению М. В. Антокольской, никогда не была только теоретической. Она считала, что от признания или непризнания существования семейного права в качестве отдельной отрасли зависел вопрос о возможности применения к семейным отношениям гражданско-правовых норм. Различные нормативные акты решали его по-разному. Например, в ст. 2 Гражданского кодекса 1964 г. указывалось, что семейные отношения регулируются только семейным законодательством. Это означало, что гражданское законодательство могло применяться к семейным отношениям лишь в случаях, прямо указанных в законе. Так, ст. 11 Кодекса о браке и семье РСФСР (в дальнейшем КоБС) содержала отсылку к нормам Гражданского кодекса, регулирующим исковую давность. Поэтому пробелы в семейном законодательстве при таком подходе должны были восполняться только с помощью аналогии семейного закона или права. Однако прибегать к субсидиарному применению норм гражданского права приходилось и тогда. Это было связано с тем, что семейное право не располагает рядом основополагающих понятий, которые приходится заимствовать из гражданского права (например, в семейном праве нет законодательного определения правоспособности и дееспособности, не разработана теория обязательства, договора, ответственности). Поэтому возможность субсидиарного применения гражданско-правовых норм к семейным отношениям нуждалась в законодательном закреплении. Это и было сделано в Основах гражданского законодательства 1991 г., в п. 3 ст. 1, где указывалось, что «к семейным отношениям гражданское законодательство применяется в случаях, когда эти отношения не регулируются семейным законодательством».

В новом ГК семейные отношения вообще не упоминаются. По мнению М. И. Брагинского, это означает, что новый ГК занимает такую же позицию, что и ГК 1964 г. Он полагает, что для применения гражданско-правовых норм к семейным отношениям необходимо либо включение соответствующих норм в ГК, как это сделано в статье 256, регулирующей отношения общей совместной собственности супругов, либо в СК должна содержаться прямая отсылка к нормам гражданского законодательства. По мнению М. В. Антокольской, если согласиться с данной точкой зрения, следует признать, что новый ГК делает шаг назад по сравнению с Основами. Она считает, что такой подход к соотношению семейного и гражданского законодательства не оправдан. Во-первых, в ст. 2 Семейного кодекса РФ (в дальнейшем СК) сказано, что гражданское законодательство применяется ко всем семейным отношениям, не урегулированным семейным законодательством, если это не противоречит существу семейных отношений. Таким образом, даже если рассматривать семейное и гражданское право как различные отрасли, создается возможность для неограниченного субсидиарного применения гражданского законодательства к семейным отношениям. Во-вторых, в п. 1 ст. 2 ГК записано, что гражданское законодательство регулирует «другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников».

Разработчики Гражданского кодекса использовали в качестве критерия вместо ссылки на прямое указание закона характер самих регулируемых отношений (как это было в ГК 1964 г.). Чтобы ответить на вопрос, регулируются ли семейные отношения ГК, нужно решить, обладают ли они признаками гражданско-правовых отношений: автономией воли, равенством и имущественной самостоятельностью участников. Ранее отмечалось, что семейные отношения обладают всеми указанными признаками. Поэтому гражданское законодательство должно применятся к семейным отношениям не как к отношениям, регулируемым другой отраслью права в порядке субсидиарного применения, а как к собственно гражданским отношениям. Если же продолжать придерживаться взгляда на семейное право как на самостоятельную отрасль, то применение гражданского законодательства к семейным отношениям должно рассматриваться как субсидиарное, причем не ограниченное никакими законами. В то же время свободное регулирование отношений, составляющих предмет одной отрасли права, нормами другой отрасли подрывает самостоятельность первой. В связи с этим логичнее рассматривать соотношение норм гражданского и семейного законодательства как отношение общих и специальных норм. Если существуют специальные нормы семейного законодательства, то семейные отношения регулируются ими. Если же их нет, то следует применять общие гражданско-правовые нормы. Заметим, что СК содержит в том числе прямые отсылки к целым институтам гражданского законодательства: исковой давности, опеке и попечительству, договорному праву. Таким образом, семейное законодательство регулирует лишь специфические черты семейных правоотношений. В той же части, в которой они не обладают спецификой, они регулируются нормами гражданского права.

Статья 5 СК, регулирующая восполнение пробелов, подтверждает данный вывод. Она гласит, что если семейные отношения не урегулированы нормами семейного законодательства и нормы гражданского законодательства, прямо регулирующие данные отношения, отсутствуют, то применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения. Здесь речь идет об аналогии закона, и в этом случае гражданское законодательство применяется на равных основаниях с семейным. Нормы семейного и гражданского права при этом могут применяться как в совокупности, так и отдельно. В этом случае нормы семейного права приоритета над нормами гражданского права не имеют. При выборе применимых норм следует руководствоваться тем, какие из них регулируют отношения, наиболее близкие по своему характеру с теми, которые требуют урегулирования. В то же время применение норм гражданского законодательства по аналогии закона может быть ограничено, если это противоречит существу регулируемых семейных отношений.

Если отсутствует семейный и гражданский закон, регулирующий сходные отношения, права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов гражданского или семейного права, а также принципов гуманности, разумности, справедливости. Здесь имеет место аналогия права.

Хочется подчеркнуть, что независимо от решения вопроса о самостоятельности семейного права как отрасли права вопрос о самостоятельности законодательства и о сохранении отдельного Семейного кодекса, по мнению М. В. Антокольской, должен быть решен положительно. Наличие кодифицированного законодательства хотя и рассматривается в ряде случаев как один из признаков самостоятельности отрасли права, но само по себе еще ни о чем не говорит. Существует множество подотраслей гражданского права, нормы которых собраны в кодексы исходя из соображений юридической техники. Поэтому наличие самостоятельного Семейного кодекса РФ свидетельствует об определенной специфике семейных отношений в рамках предмета гражданского права.

Раздел 1 Общие положения семейного права

Тема 1.1

Предмет, метод, источники семейного права

1. История семейного права

До принятия христианства сведения о семейном укладе народов, населявших территорию России, были весьма отрывочны и немногочисленны.

Поляне имели моногамную семью, у радимичей, вятичей, кривичей сохранялась полигамия. В этот период времени семейные отношения регулировались обычным правом. Существовало несколько способов заключения брака: похищение невесты женихом без ее согласия; покупка невесты у ее родственников; привод невесты ее родственниками в дом к жениху. Церемония брака сопровождалась обрядом: невесту приводили вечером в дом к жениху, и она снимала с него обувь. На следующий день после свадьбы ее родственники приносили приданое.

Развод в этот период производился свободно (причем в браке с приданым инициатором развода могла быть и женщина).

С принятием христианства в России начинает действовать Номоканон – собрание византийского семейного права. Оно состояло из канонических правил и светских постановлений византийских императоров. В последующем Номоканон получил название Кормчей книги. В XI в. среди высших слоев общества практиковалось церковное венчание. Остальное население заключало браки по традиционным обрядам (особенно распространен был обряд заключения брака «у воды»).

Согласно Кормчей книге венчанию предшествовало обручение – сговор, во время которого жених и родители невесты договаривались о заключении брака и уславливались о приданом. Сговорная запись оформляла акт обручения. В случае нарушения обязательства вступить в брак предусматривалась неустойка – заряд. Возраст вступления в брак – 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. В то же время священникам предписывалось отказываться венчать престарелых лиц. Запрещались браки с близкими родственниками, а также между лицами, состоящими в духовном родстве, основанном на совершении обряда крещения. Не допускалось вступление в брак при наличии другого нерасторгнутого брака. Согласно церковным правилам непременным условием было взаимное согласие на вступление в брак (но на практике согласие невесты практически никогда не спрашивалось). Венчание производилось только священником в присутствии не менее двух свидетелей.

Православная церковь (как русская, так и византийская), в отличие от католической, допускала возможность развода. Основным поводом к разводу являлось прелюбодеяние. Законодательство того периода по-разному относилось к прелюбодеянию мужа и жены. В частности, если прелюбодеяние совершила жена, то муж по византийским законам был обязан развестись с ней под угрозой бесчестия. Обязанность развестись с неверной женой в России предусматривалась только для священнослужителей, однако право развестись признавалось за всеми. Муж считался совершившим прелюбодеяние, только если он находился в связи с замужней женщиной. Поводами к разводу считались неспособность к брачному сожитию, бесплодие жены, безвестное отсутствие одного из супругов и др.

Часто встречался развод в связи с принятием одним из супругов монашества. Предусматривался развод по обоюдному согласию супругов. По взаимному согласию в браке и разводе мог предусматриваться частноправовой договорный элемент.

Замужняя женщина (после окончания периода принятия христианства на Руси) рассматривается уже не в качестве имущества мужа, а как относительно самостоятельное лицо. До московского периода замужние женщины пользовались относительной свободой, после наступила «эпоха терема», в период которой женщины из высших слоев общества кроме ближайших родственников практически ни с кем не общались.

В случае, если муж избивал жену, он подвергался достаточно легкому наказанию. Жена, убившая мужа, закапывалась в землю живьем. Муж был вправе заложить жену. Власть мужа и отца распространялась на жену и детей, так как его власть практически ничем не ограничивалась.

Характеризуя имущественные отношения супругов в России, следует отметить, что замужняя женщина обладала в них некоторой самостоятельностью. По поводу имущества супругов в браке устанавливались при обручении взаимные права и обязанности супругов. Невесте ее родители или родственники давали приданое. Во времена до царствования Петра 1 дочь не наследовала после своих родителей, однако они должны были дать ей приданое (данная обязанность в случае смерти родителей переходила на их наследников). Если не было наследников, имение переходило в пользу казны, но из него выделялось дочерям приданое.

В период Древней Руси отношения между родителями строились на власти отца. Убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. Так, по Уложению 1648 г. за убийство ребенка отец приговаривался к одному году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.

Не допускались жалобы детей на родителей. Так, Уложение 1648 г. предписывало «бить их кнутом нещадно» только за одну попытку подать жалобу.

Родители в отношении наказания детей имели достаточно большие права: отдавать в холопство, насильственно (несмотря на осуждение церкви) постригать в монахи, обращаться к публичным властям с просьбой о наказании (в этом случае дети часто приговаривались к порке кнутом).

Реформы Петра 1 ознаменовали новый этап в развитии семейного права. В браке решающее значение стало придаваться добровольности, что нашло закрепление в статье 12 Свода Законов Российской Империи. Указ 1722 г. запрещал женить «дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся». В это время обручение становится расторжимым. С 1721 г. впервые православные христиане получили возможность вступать в брак с христианами других конфессий.

В 1810 г. Синодом был составлен перечень запрещенных степеней родства: запрещались браки восходящих, нисходящих родственников, боковых родственников до седьмой степени включительно. Равным образом запрещались браки между свойственниками. Светское законодательство распространило ограничения только до четвертой степени бокового родства и свойства. В 1744 г. Указ Синода запретил браки лиц старше 80 лет. С 1830 г. возраст вступления в брак мужчин – с 18 лет, женщин – с 16 лет. В то же время предполагалось обязательное согласие родителей (в случае их несогласия брак считался действительным, однако дети лишались права наследования имущества родителей).

В императорской России процедура развода была достаточно сложной. Процесс осуществлялся судами Духовных консисторий.

В период империи существенно изменились права и обязанности супругов. Власть мужа, сохранявшаяся формально до 1917 г., приобретает более цивилизованные формы. С 1845 г. муж не вправе был подвергнуть жену физическому наказанию.

Место жительства супругов определялось по месту жительства мужа. Жена обязывалась нести имя мужа и следовать его состоянию. Приданое жены в это время рассматривается как ее раздельное имущество, пользоваться которым он не мог.

В дореволюционной России право родителей применять физическое наказание в отношении детей так и не было отменено, однако начиная с XVIII в. оно стало существенным образом ограничиваться.

18 декабря 1917 г. вышел декрет «О гражданском браке, детях и о ведении книг актов гражданского состояния», который закрепил для всех граждан России единственную форму брака – заключение гражданского брака в государственных органах. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было взаимного согласия будущих супругов и достижения брачного возраста: 18 лет – для мужчин и 16 лет – для женщин.

19 декабря 1917 г. принимается декрет «О расторжении брака», на основании которого бракоразводные процессы изымались из компетенции судов Духовных консисторий и были переданы в юрисдикцию местных судов.

22 октября 1918 г. принимается «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» – первый отдельный кодифицированный семейно-правовой акт.

Документ оставлял неизменным брачный возраст. Супруги полностью уравнивались в правах по решению вопросов семейной жизни и выбору места жительства. Однако существовавший ранее режим раздельности имущества супругов был сохранен. Супруги имели право на содержание. Алиментные дела рассматривались отделами социального обеспечения. Процедура развода еще более упростилась. При взаимном согласии супругов развод производился органами ЗАГСа. При расторжении брака по заявлению одного из супругов дела рассматривались судьей единолично.

Права детей не распространялись на имущество родителей (родители также не имели прав на имущество детей).

В 1926 г. был принят новый Кодекс законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО), который придавал правовое значение фактическим брачным отношениям. Не менее важным новшеством была замена режима раздельности супружеского имущества режимом общности. Право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания ограничивалось одним годом со дня расторжения брака. Был установлен единый брачный возраст для мужчин и женщин – 18 лет.

Кодекс 1926 г. внес в семейное законодательство элемент стабильности и просуществовал до 1968 г. (только в 1936 и 1944 гг. в него вносились незначительные изменения).

30 июля 1969 г. был принят Кодекс о браке и семье РСФСР. Он признавал только зарегистрированный брак. Фактический брак не порождал никаких правовых последствий. Развод по взаимному согласию супругов при отсутствии несовершеннолетних детей или споров по поводу имущества производился в органах ЗАГСа. В остальных случаях спор о расторжении брака решал суд.

Размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, устанавливался законом. В то же время размер алиментов на совершеннолетних детей, родителей, супругов и других членов семьи устанавливался судом исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов (они приобретали это право только при наличии нетрудоспособности и нуждаемости).

Существенно расширились права несовершеннолетних детей, которые получили возможность непосредственного обращения за защитой в органы опеки и попечительства в случае злоупотребления родителей своими правами.

За время действия КоБС РСФСР в связи с коренными преобразованиями, проходившими в нашей стране, в него был внесен целый ряд изменений и поправок, что в конечном итоге привело к принятию 8 декабря 1995 г. нового Семейного Кодекса РФ.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]