Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая ири 1.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
215.5 Кб
Скачать

Глава I

Одной из занимательных и любопытных фигур конца XIX – начала XX века можно считать русского художника Константина Андреевича Сомова.

К. Сомов родился 30 ноября 1869 года в Санкт-Петербурге. Он происходит из культурной дворянской семьи. Его отец – Сомов Андрей Иванович – русский искусствовед и музейный работник Императорского Эрмитажа, ведавший картинной галерей и создавший ее научный каталог. Картинная галерея Эрмитажа, особенно работы "малых голландцев", были для Сомовых чем-то "удивительно близким", почти домашним. Начал рисовать очень рано, и отец трепетно отслеживал развитие его дара, возлагая на него большие надежды. Юный художник, напротив, страдал неверием в себя, в свои способности. Его мать, Надежда Константиновна, занималась детьми, Константином и Анной, и была отличным музыкантом и широко образованным человеком. Она привила своим детям любовь к живописи, музыке, театру. С сестрой Анной у Константина Андреевича сложились очень теплые и хорошие отношения так, что разлучить их смогла только смерть художника.

В 1879 по 1888 гг. Сомов учился в Петербургской гимназии Карла Мая, где познакомился с кругом будущих художников «Мира искусства», из которых особенно он подружился с А.Н.Бенуа. Оптимистичный Бенуа благоприятно влиял на меланхолического, замкнутого, склонного к мучительным сомнениям Сомова. Бенуа стал первым восторженным ценителем его искусства, первым отметил "милость Божию" в его творческом даре, помог Сомову поверить в себя. В сентябре 1888 года поступает в Петербургскую Академию художеств. Окончил в 1892 году научный курс Академии и в октябре 1894 года начинает заниматься в мастерской Ильи Ефимовича Репина. Из «мирискуссников» Сомов единственный, кто закончил Академию художеств, проучившись в ней 6 лет. И, хотя обучение в мастерской Репина не прошло для него даром, все-таки его художественные вкусы формировались в другом направлении, в духе ретроспективных мечтаний его друзей.

В 1894 году впервые участвовал в выставке Общества русских акварелистов. Также художник принимал участие в петербургской Ученической выставке в Академии художеств и "Blanc et noir" . В сентябре 1897 г. Сомов едет в Париж, где останется до лета 1898 г. Пишет портреты А.И. Сомова и А.А. Михайловой, картины "Беседка", "В августе", "Конфиденции", "Радуга" и др. В октябре 1898 года участвует в выставке русских и финляндских художников. Второй раз едет Париж, где посещает мастерскую Коларосси, в которой будет заниматься два года. Пишет автопортрет, картины "Поэты", "В детской". В мае 1899 года художник участвует в первой выставке "Мира искусства". В 1899 г Сомов вернулся на родину и поселился в Петербурге. Здесь он занялся портретной живописью, создал портреты А. Бенуа, А. Остроумовой, художницы Е. Мартыновой (“Дама в голубом”, 1897 — 1900).

 Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестямН. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901), нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока «Театр» и др.

К. Сомов экспонировал свои произведения на выставках “Мира искусства”, Союза русских художников, персональной выставке в Петербурге (1903), берлинском “Secession”, парижском “Salon d'Automne” (“Осенний салон”, 1906), чем приобрел широкую известность не только в России, но и в Европе. После Октябрьской революции, как и многие другие деятели искусства, Сомов испытывал бытовые трудности, не имея заказов на работу.

Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) состоялась в Петербурге в 1903 году; в Гамбурге и Берлине в этом же году были показаны 95 произведений. В 1905 году начал сотрудничать в журнале «Золотое руно».

В декабре 1911 г. едет на а юг Франции, в Больё. Там он пробудет до апреля 1912 г. Пишет два варианта картины "Арлекин и дама".

Получает статус действительного члена Академии художеств. Создает эскиз занавеса для "Свободного театра" в Москве, пишет портрет М.Д. Карповой, и др.

В январе 1914 г. получает звание академика Академии художеств. Вновь посещает Больё, затем возвращается в Петербург через Венецию и Вену. Пишет портреты: Д.Г. Карышевой, Е.П. Олив, В.Ф. Нувеля, картины "В лесу" и "Итальянская комедия".

В 1918 году в издательстве Голике и Вильборга (Санкт-Петербург) вышло наиболее известное и полное издание с эротическими рисунками-иллюстрациями Сомова: «Книга маркизы» («Le livre de la Marquise»), где художник создал не только все элементы оформления книги, но и подобрал тексты на французском языке. Существует редкий вариант этого издания так называемая «Большая „Книга маркизы“» дополненный ещё более фривольными иллюстрациями. В этом же году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Е. Н. Званцевой. В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка, в Третьяковской галерее. посвященную своему пятидесятилетнему юбилею. Пишет картины "Лето" и др.

В декабре 1923 г. через Ригу, Берлин и Лондон выезжает в Америку с Выставкой русского искусства в качестве представителя от петроградской группы художников. Совместно с И. Грабарем составляет каталог выставки.

В 1923 году Сомов выехал из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки»; в январе 1924 года на выставке в Нью-Йорке Сомов был представлен 38 произведениями. В декабре 1923 г. К. Сомов вместе с Русской выставкой выехал в США в качестве уполномоченного от Петрограда. На родину он больше не вернулся, навсегда оставшись во ФранцииВ 1923 г. Сомов отправился в заграничную командировку вместе с Грабарем И.Э., оба сопровождали Российскую выставку в США. Сомов стал председателем выставочного комитета в Нью-Йорке после отъезда Грабаря. Цель выставки - продать долю произведений в США ради материальной поддержки русских художников, оставшихся в СССР. Цель была достигнута частично и из-за деятельности Сомова, потому США шли к экономической депрессии. Встреча с родственниками Сомова за рубежом, с семьей Рахманиновых, с Метрополитен-музеем оживила жизнь художника, заново связала со здешним окружением. Он вернулся в Париж, где встретил ряд старых знакомых-эмигрантов, привычных поклонников и меценатов и остался там навсегда. Среди парижских знакомых Сомова в это время - семья Шухова, Г.Гиршман, В. Нувель, баронесса Нольде, во французской усадьбе последней близ городка Ле-Манс художник работал, пользовался русском библиотекой Нольде. Елизавета Поляк стала добрым другом старом художнику, дарила книги, взяла на себя часть домашних дел художника..В Россию он не вернулся. С 1925 года жил во Франции; в январе 1928 года приобрёл квартиру на бульваре Эксельманс (фр. Boulevard Exelmans) в Париже.

Скоропостижно скончался 6 мая 1939 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в 30 км от Парижа.

Он до смерти вел личный дневник. Доля его архива хранится в Государственном Русском музее, ибо сестра художника (Сомова-Михайлова) - осталась вСССР и переписывалась с братом почти до смерти в 1939 г. Доля документов приобретена музеем из других источников. Часть дневников художника и архива художника французского периода музея переслал Брайкевич Михаил Васильевич с Лондон. Записи в дневниках и письмах дают возможность отследить пути произведений художника, их судьбу ( провенанс). Ведь Сомов фиксировал, кому и когда продавал свои произведения.

Кумирами Сомова стали современные английские мастера: Прерафаэлиты, график Обри Бердслей и Джеймс Уистлер, основоположники стиля модерн и символизма. Вообще его эстетический кругозор был весьма обширен. Он был хорошо осведомлен в современном искусстве, часто путешествовал по Европе. Мировая история искусств была для него открытой книгой для стилизации и творческой интерпретации. Любимыми мастерами прошлого для Сомова были художники французского рококо, особенно Ватто, Ларжильер, Фрагонар, голландские жанристы эпохи барокко – «малые голландцы». Из русских мастеров: художники школы Васнецова, и Федотов.

Наиболее яркое качество натуры Сомова – эстетизм, который проявлялся в изысканном стиле поведения, одежде, в коллекционировании. Он окружал себя драгоценными вещами: обстановка, картины, украшающие стены, кисти, краски – все должно было быть самого высокого достоинства. Такого рода любовь к "драгоценному материалу" соединялась у него с пристрастием к своеобразной "художественной кунсткамере". В Париже он вместе с Бенуа собирал старинные картинки, в которых встречались курьезы, нелепости и уродства. Он любил неожиданность вымысла, смешные комбинации форм и цветов. Эти картинки часто становились материалом для стилизаций.