
II. Формы поведенмя общественных насекомых
«Тому, кто в мире бурно развивающейся
техники сохранил еще живое чувство любви к природе,
проникновение в жизнь пчел будет источником
радости и восхищения.»
К. Фриш
Общественные насекомые способны создавать наиболее сложную форму организации – индивидуализированные сообщества. В таком сообществе, во-первых, существует четкое разделение репродуктивных функций. При этом одни особи являются плодовитыми и участвуют в размножении, другие, которых большинство, – рабочими, которые бесплодны и выкармливают потомство плодовитых особей. Во-вторых, между членами сообщества наблюдается кооперация – совместное добывание пищи, выкармливание потомства, строительство, защита гнезда, что сопровождается внутривидовой коммуникацией. В-третьих, особи не менее двух последовательных поколений (материнского и дочернего) живут вместе. Так организованы сообщества перепончатокрылых – муравьев, ос, пчел, а также равнокрылых – термитов. Подобная социальность обнаружена еще у ряда японских тлей, у одного вида австралийских жуков и у представителей позвоночных – голых землекопов (родственников морских свинок и дикобразов). Они тоже делят между собой все групповые заботы и обязанности. Члены одного сообщества узнают своих собратьев, и ключевую роль в основном здесь играет специфический запах особей. Однако муравьям многих видов дана удивительнейшая способность не просто опознавать членов своей семьи по признаку «свой – чужой», а непосредственно знать друг друга и составлять небольшие группы и совместно действовать на своем кормовом участке.
К настоящему времени накоплены обширные сведения о социальном поведении насекомых, основанные на наблюдениях в естественных и в лабораторных условиях. В последнем случае используются ульи с прозрачными стенками и формикарии – искусственные прозрачные муравейники. Для наблюдения за контактами особей на насекомых ставятся индивидуальные и групповые метки в виде разноцветных точек, наносимых на разные части тела, которые позволяют знать насекомых «в лицо».
Основы социального поведения общественных насекомых рассмотрим на примере сообщества пчел.
Пчелы, муравьи и осы живут большими семьями и по сравнению с другими насекомыми имеют наиболее развитую нервную систему. Недаром муравьям и особенно пчелам приписывают такие чувства, как самопожертвование, бережливость, гнев, а иногда и другие разумные действия, какими обладает только человек.
Такое представление о муравьях и пчелах, конечно, неверно. Основное, чем человек отличается от животных, в том числе и от пчел, заключается в том, что у человека есть ум, он мыслит, сознательно относится к труду, чего нет и не может быть у животных. Поведение животных, часто весьма целесообразное, объясняется только проявлением инстинктов и рефлексов. Карл Маркс в “Капитале” так определил эту разницу между человеком и животными: “Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове”.
Существует расхожая фраза: «Животные ведут себя инстинктивно, а человек – разумно». Возможно, в самом общем смысле сказанное в какой-то степени и отвечает истинному положению вещей. Но все же принимать этот постулат приходится с великим множеством оговорок. Прежде всего, что такое «животные вообще»? Можно ли, скажем, поставить на одну доску пчелу и шимпанзе, приписав им нечто общее? Можно, если характеризовать их в том плане, что у них отсутствуют определенные качества, присущие человеку. Самое главное из таких качеств – это язык и возникающая на его основе членораздельная речь. И того и другого животные, бесспорно, лишены. Что же касается всего остального, то здесь психические отличия «животных вообще» от «людей вообще» могут сводиться лишь к степени, но не к качеству.
На протяжении всей истории человеческого общества пчелы и муравьи привлекали к себе внимание философов и писателей, ученых и просто любителей природы. Проникая в тайны мира общественных насекомых, исследователи всегда искали ответ на вопрос, как уживаются под одной крышей многочисленные семьи и общины этих шестиногих, ведь только в одном пчелином улье – около 60 тыс. жителей. Трудно договориться и жить мирно в такой многонаселенной квартире, если жильцы не умеют распределять свои обязанности и общаться между собой. Сейчас известно, что пчелиная семья состоит из матки, нескольких сотен трутней и пчел-работниц. И так же, как пчелы имеют свой язык, который помогает им направлять свои действия и вести общественный образ жизни. Какой же язык выбрали общественные насекомые для своего общения?
Большой вклад в изучение жизни и поведения пчел внес Карл Фриш. Проводя долгие часы у стеклянных ульев, исследователь обратил внимание на странные движения, похожие на своеобразный танец, который выполняют рабочие пчелы. Продолжая свои наблюдения, ученый сделал интересное открытие. Оказалось, что характерный танец, круговой или виляющий, не что иное, как язык этих общественных насекомых.