- •Введение
- •Характеристика состязательного судопроизводства (по уставу уголовного судопроизводства)
- •Принцип состязательности в уголовном процессе
- •Порядок рассмотрения уголовных дел
- •Участники в состязательном судопроизводстве (по уставу уголовного судопроизводства 1864г.)
- •Государственный обвинитель
- •2.3. Защитник
- •Заключение
2.3. Защитник
В XIX веке под адвокатурой в узком смысле было принято понимать правозаступничество (юридическая помощь, оказываемая нуждающимся в ней, специально занимающимся изучением законов лицам), а в более широком – совмещение правозаступничества с судебным представительством (замена в процессе одного лица другим, при которой все последствия судебной деятельности представителя падают непосредственно на представляемого).
Правозаступничество и судебное представительство были вызваны к жизни разными потребностями, сферы их деятельности не совпадали.
Во многих странах Европы адвокатура и судебное представительство развивались самостоятельно, как два различных института. В Западной Европе правозаступники получили название адвокатов.1
В России правозаступничество возникло не как самостоятельный институт, а в связи с судебным представительством. Судебное представительство постепенно превратилось в профессию. Затем лица, исполняющие обязанности представительства, одновременно стали выполнять и роль правозаступников.
Такой древнейший памятник, как Русская Правда, не упоминает о судебном представительстве. Следовательно, в процессе господствовал принцип личной явки.
В Псковской судной грамоте устанавливается ограничение судебной защиты: приглашать поверенных могли не все, только женщины, дети, монахи и монахини, дряхлые старики и глухие. В остальных случаях судебная защита влекла за собой наказание защитника.
Первоначально судебное представительство существовало в виде родственного представительства, но одновременно с ним начинают выпускать и наемные поверенные: в Псковской судной грамоте встречается запрещение поверенным вести более одного дела в день.
Сфера деятельности поверенных в разные времена было различна. В то время, когда уголовный процесс не отделился от гражданского, поверенные допускались к участию и в гражданских и в уголовных делах. Но постепенно роль поверенных меняется. В связи с разделением судопроизводства на 2 формы: состязательную (суд) и следственную (розыск), судебная представительство в следственном процессе уже не допускалось. При Петре I розыскной процесс становится основной формой и применяется в гражданском и уголовном судопроизводстве, следовательно, судебное представительство в это время отсутствовало.
Свод законов, закрепив право за любым лицом, «кто может по закону быть истцом и ответчиком производить тяжбу и иск через поверенного», и, определив, что поверенный, действуя в суде вместо доверителя, представляет его лицо, в тоже время обозначил круг лиц, которым запрещалось заниматься судебным представительством.
Каких-либо требований в виде образовательного и «нравственного» ценза к поверенным не предъявлялось. Фактически сложившейся профессии ходатаев по судебным делам занимались люди, не имеющие не только юридического, но и достаточно общего образования. Надзор за деятельностью ходатаев отсутствовал. Нередко в интересах своих интересов своих клиентов и в особенных интересах они прибегали к неправомерным действиям, то есть всякого рода уловкам и даже подлогом, что вызывало к званию ходатая недоверия населения.
Законом от 14 мая 1832г. был создан институт присяжных стряпчих. С этого момента заниматься практикой в коммерческих судах могли только те лица, которые были внесены в тот список присяжных стряпчих. В этот список включались кандидаты, представившие «аттестат, послужные списки и прочие свидетельства о звании их и поведении, какие сами признают нужными». Суд, «по личном осведомлении по делам, однако в любое время мог быть отстранен, что доказывает его полную зависимость от судей.1
Отношение к поверенным со стороны государства было достаточно критическим. Так, Петр I обвинял их в том, что они «своими непотребными пространными приводами судью более утруждают и оное дело толь паче к вящему пространству, нежели к скорому приводят окончанию».2
В 50-е гг. XIXв., с началом подготовки к судебной реформе, становилось очевидной необходимость принципиального, нового, по сравнению с дореформенными стряпчими и ходатаями статуса адвокатуры как полноценного юридического института. Русская профессиональная (т.н. присяжная) адвокатура была самой молодой в Европе. Она конституировалась лишь в результате судебной реформы 1864г.
К тому времени, в передовых странах Европы адвокатура уже имела многовековую историю и славные традиции: в Италии ее представляли античные гении Цицерон и Цезарь, а новое время – К. Гольдони и Д. Мадзини, во Франции – М. Робеспьер и Ж. Дантон, в Англии – Т. Мор и Вальтер Скотт, в Германии – И. Гете и Ф. Лассаль.3
В России же не только адвокатура как таковая, но и какие-либо (устные ли, письменные) толки о ней считались по разумению власти предосудительными.
По судебным уставам 1864 года адвокаты объединялись в самоуправляющуюся корпорацию, сословие присяжных поверенных. Могли быть присяжными поверенными только лица, имеющие, во-первых, высшее юридическое образование и, во-вторых, не мене чем пятилетний стаж службы по судебному ведомству (ст. 354 Уставов). При этом уставы перечисляли 8 категорий возможных соискателей адвокатуры, которая заведомо в условии не допускались:
не достигшие 25-летнего возраста;
иностранцы;
состоящие на службе у правительства;
осужденные;
находящиеся под следствием;
Судебная реформа 1864 года создала совершенно новую профессиональную группу, которая окажется очень важной для будущего Российской империи. Позднее её представителями станут Керенский и Ленин. Речь идет об присяжных поверенных - адвокатах. Органами адвокатского самоуправления стали общее собрание и советы присяжных поверенных. Присяжные поверенные были объединены в присяжную адвокатуру - коллегию адвокатов, членом которой можно было стать только на основании профессиональных знаний, что должно было гарантировать высокий профессиональный уровень. Присяжные поверенные занимались частной практикой. Адвокаты имели помощников. Объединения присяжных адвокатов были основаны, к сожалению, только в трех городах Российской империи, в Санкт-Петербурге, Москве и Харькове. Кроме присяжных поверенных и их помощников существовали «второсортные» адвокаты - частные поверенные, которые не были объединены в какую-либо организацию и существовали при судах, выдавших им свидетельства на ведение судебных дел.
Профессия адвоката приобрела особый политический и социальный вес. Так как в рамках заключительной речи перед судом можно было сказать значительно больше чем в общественности. Из-за риторики блестящих адвокатов они имели особый авторитет в России. Судебные процессы, которые носили политический характер и в которых принимали участие знаменитые адвокаты, становились общественными событиями первого ранга. Адвокатура имела огромное значение в качестве охранника законов, а так же третья сторона участников процесса. Они были одной из немногих профессиональны групп с четким интересом соблюдения государственности.
Судебная реформа создала не только новый суд, но и новую систему правоохранительных органов, более того, новое понимание и представление о законности и правосудии.
Фундаментом реформы и гарантом демократических принципов организации судопроизводства стал суд присяжных, который обеспечивал непосредственное участие населения в отправлении правосудия и был более демократичной формой судоустройства.
Судебными уставали 1864 г. была введена присяжная адвокатура.
Присяжные поверенные состояли при судах для следующих целей:
1. по избранию и поручению лиц, обратившихся к ним за юридической помощью;
2. по назначению в случае необходимости советов присяжных или председателем суда;
