- •Введение
- •Характеристика состязательного судопроизводства (по уставу уголовного судопроизводства)
- •Принцип состязательности в уголовном процессе
- •Порядок рассмотрения уголовных дел
- •Участники в состязательном судопроизводстве (по уставу уголовного судопроизводства 1864г.)
- •Государственный обвинитель
- •2.3. Защитник
- •Заключение
Государственный обвинитель
Институт судебных следователей в Российской Империи был образован указом императора Александра II от 8 июня 1860 года, которым утверждено «Учреждение судебных следователей»
В статье 1 «Учреждения судебных следователей» говорилось: « Для производства следствий по уголовным делам, подлежащим рассмотрению судебных мест, состоят в уездах и городах судебные следователи». Одновременно были приняты «Наказ судебным следователям» Значение «Наказа судебным следователям», по справедливому определению А.Ф. Кони, заключалось в том, что он « был преддверием к Уставу уголовного судопроизводства 1864 года. Им было положено начало деятельности созидающей в великой творческой работе русского судебного преобразования.
Судебные следователи по своему положению приравнивались к категории лиц судейского звания, пользовались правами членов уездного суда: «Судебные следователи суть члены уездного суда» (ст.2 «Учреждение судебных следователей»); «Судебные следователи пользуются общими всем служащим правами государственной службы» (ст. 5).1
В соответствии с «Основными положениями об устройстве судебных мест», утвержденными 29 сентября 1862 года, судебные следователи стали членами окружных судов, в отношении них действовал принцип несменяемости. Следователем могло быть назначено лицо, имевшее стаж практической судебной деятельности не менее 4 лет, вследствие чего приобретшее достаточные познания в этой области.
Требования об образовательном цензе и стаже практической деятельности по судебной части были сформулированы с точки зрения целесообразности. Как писал А.А. Ключевский: « их деятельность такого рода, что на каждом шагу нужна самодеятельность, саморешимость, ему некогда и не с кем совещаться, она гораздо труднее, чем деятельность члена суда, большею частию проявляющаяся в докладе готового содержания, в заявлении своего мнения. Следователь, едва ли не более чем судья, сам пополняет пробел закона. Как бы ни были точно определены его обязанности, по сложности их, по разнообразию случаев и обстоятельств, закон в своем применении, находит в нем разъяснителя, толкователя и притом большею часть единственного, без совещания с другими компетентными лицами. От следователя, начинающего уголовное судебное производство по уголовному делу, зависит дальнейшая его участь: он собиратель всего, что должно осветить дело. Ему необходимы столько же опытность, сколько и знания; эта необходимость до поразительной очевидности высказывается самой практикой: множеством прекращений дел по неоткрытию обвиняемых и недостатку улик против них, нареканием на неудачи в производстве наших предварительных следствий. Во многих из них оказывается верное соблюдение форм, прикрывающее бедность содержания»1
Судебные следователи осуществляли деятельность по расследованию преступлений в пределах определенных для них участков: «Каждому судебному следователю может быть назначен участок уезда, город или часть города, в пределах которых он обязан производить следствия… (ст. 7) Назначением участков и их изменение производилось губернатором по согласованию с губернским прокурором. ( ст. 8)
Судебный следователь приступал к производству следствия по следующим поводам: по письменному требованию судебных мест, губернского прокурора, стряпчих, городских и земских полиций, исправника и становых приставов того уезда, в котором следователь стоял на службе. Непосредственно следователь приступал к следствию:
В случае явки преступника с повинной;
Когда преступление или проступок обнаружены им во время их совершения;
Когда преступление или проступок обнаружены при производстве следствия по какому-либо другому преступлению или проступку;
По устному или письменному объявлению полицейских служителей, чинов волостной и сельской полиции и частных лиц.
От судебного следователя следовали ход и направление следствия и лишь суд, рассмотрению которого подлежало дело, был вправе остановить или прекратить производство по делу или дать ему другое направление. (ст. 18).1
Все законные требования судебного следователя должны были исполняться присутственными местами и должностными лицами «в точности и без замедления» (ст. 20)
Судебные уставы 1864 года внесли существенные изменения в правовое положение судебных следователей, их взаимоотношения с полицией, прокуратурой и судом, изменился порядок производства предварительного следствия.
Судебные следователи в соответствии со статьей 249 Устава уголовного судопроизводства производили при содействии полиции и при наблюдении прокуроров и их товарищей предварительное следствие о преступлениях и проступках, подсудных окружным судом. Однако предварительное следствие осуществлялось не по всем уголовным делам, подсудных уголовным судам: статья 544 Устава уголовного судопроизводства устанавливала, что предварительное следствие было обязательным по делам, которые рассматривались судами с участием присяжных заседателей. В других случаях, если прокурор или суд не считали производство предварительного следствия необходимым, обвинительный акт представлялся непосредственно к судебному рассмотрению. В порядке исключения судебные следователи могли производить предварительное следствие также по следующим категориям:
По делам, подсудным Судной палате;
По некоторым должностным преступлениям, подсудным Сенату;
По некоторым преступлениям, подсудным военным судам.
Подследственность дел о преступлениях военнослужащих определялась военным законодательством. Однако судебные следователи окружных судов производили предварительное следствие по общим преступлениям, совершенными офицерами и генералами, за исключением:
Нарушение воинской дисциплины;
Нарушения в местах, находящихся в исключительном ведении военного начальства;
Нарушения, совершенные одним военнослужащим против другого во время отправления ими воинских обязанностей.
Кроме судебных следователей в рассматриваемый период органами предварительного следствия могли быть:
Мировой судья по делам, подлежащим ведомству мировых установлений, но он может возлагать производство дознания и собирания сведений на полицию (ст. 57 УУС);
Общая полиция, которая, во-первых, есть орган предварительного следствия, заменяющий отсутствующий судебного следователя (ст. 256-259 УУС), во-вторых, нормальный орган дознания негласно и, в-третьих, помощник судебного следователя в необходимых для него разведках, которые производятся по его поручению (ст. 271 УУС)
Специальная или жандармская, полиция и должностные лица казенных управлений, заменяющих общую полицию;
Различные органы, заменяющие судебного следователя по производству предварительных следствий, как-то: начальство обвиняемых по делам о должностных преступлениях, член судебной палаты и сенатор по делам о преступлениях политических, где судебный следователь превращается в орган дознания.
Устав уголовного судопроизводства точно не регламентирует сроки производства предварительного следствия, тем не менее, его статья 225 гласила: «Предварительные следствия должны быть производимы со всевозможной скоростью. Производство их не останавливается и в табельные или воскресные дни, если обстоятельства дела того потребуют».
