Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Все вопросы ко 2-му ГОСУ.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
738.82 Кб
Скачать

Вопрос 24. Консультирование враждебно настроенных и немотивированных клиентов.

Враждебные.

Враждебно настроенных клиентов в консультировании подробно описал Bird(1973).

Причины неудовлетворенности клиента могут быть различными – не нравится вид или слова консультанта, консультант слишком молод и т.д. Причины, как правило, существуют. Чтобы разобраться в подоплеке озлобленности клиента и эффективно реагировать на нее, консультант должен понимать основные черты этого состояния. Прежде всего, злость не является чем-то патологичным или необычным. Враждебность имеет свой смысл – она является средством самозащиты, кроме того, она значительно действеннее страха. Она обуславливает самозащиту, порождая агрессию.

Нельзя игнорировать злость клиента, надо сказать, что он кажется враждебно настроенным или недовольным и проанализировать причины его состояния. Следует помочь клиенту вербализовать свои переживания, открыто выразить их, потому что любые невыраженные сильные эмоции, особенно отрицательные, дезорганизуют логическое мышление и поведение, способствуют возникновению психосоматических симптомов и затрудняют процесс консультирования.

Консультанту важно знать происхождение озлобленности. Оно всегда скрыто в жизненных обстоятельствах клиента. Злость «исторична», т.е. имеет свое прошлое, у каждого человека неповторимое. В течение жизни формируется индивидуальный «стиль враждебности», то из-за чего мы злимся, как накапливается и вымещается злость. Одни клиенты злятся, когда консультант говорит повелительным тоном, другие, когда точно не указывает, что делать, третьи – когда задает много личных вопросов и т.д. Т.е. одни и те же обстоятельства одних клиентов делают враждебными, других – нет. Здесь важно понять, что злость «привнесена» в консультирование и напрямую не связана с тем, что говорит и делает консультант, а в большей степени связана с переносными реакциями.

Консультант, по отношению к которому клиент не может свободно выражать свою неудовлетворенность или злость – плохой консультант.

Иногда злость скрывает тревожность. В таких случаях необходимо помочь клиенту разобраться в его подлинных чувствах и трансформировать враждебность.

Существует большая разница между злостью клиента, возникающей в консультировании, и прямыми оскорблениями в адрес консультанта. К ним нельзя оставаться толерантным. Следует сказать клиенту, что агрессивное поведение недопустимо и в случае необходимости будут приняты дисциплинарные меры.

Но обычно агрессия выражается косвенно. Один из вариантов такого поведения – порицание коллег консультанта, с которыми клиент встречался прежде. Таким образом клиент вынуждает консультанта согласиться с ним или провоцирует дискуссию. Обе линии поведения неприемлемы. В таком случае следует, не конкретизируя своей позиции, просто дать клиенту возможность поделиться своими переживаниями.

Немотивированные.

В практике консультирования иногда приходится иметь дело с клиентами, которые пришли не по своей воле, а их кто-то заставил прийти. Это могут быть алкоголики, которых жены заставили лечиться; наркоманы, которых принуждают лечиться родители; дети с асоциальным поведением; подростки, не желающие учиться; мужчины с фобиями, которых заставили прийти жены. На Западе часто на консультации психолога по решению суда направляют девиантных подростков, иногда вместе с семьями. Подобная практика начинает развиваться и в нашей стране.

Терапия с клиентами поневоле может приносить успех, хотя важнейшим условием, которое, как считается, его обеспечивает, является желание самого клиента достичь необходимых изменений в себе. Клиент, пришедший поневоле, считает, что ответственность за его изменения лежит на тех, кто его направил на терапию. Ему это не нужно и он скорее будет сопротивляться, чем сотрудничать. Нежелание быть объектом чьей-либо помощи совершенно нормально и понятно при отрицании соответствующих проблем. Если человек считает, что не нуждается в помощи, он вовсе не должен скрывать это от консультанта.

Если у клиента отсутствует мотивация, то обычно обнаруживаем, что направившие его люди решают таким образом свои проблемы и трактуют консультанта в качестве наказующей силы. Особенно высок процент принудительно консультируемых в школах. Свое нежелание поддерживать консультативный контакт клиент может выражать пропусками встреч, опозданиями, безразличием к происходящему, отказом принимать на себя ответственность за процесс консультирования.

Встретившись с немотивированным клиентом, консультант должен принять его таким, какой он есть, т.е. не заинтересованным в консультировании человеком. Нежелание сотрудничать следует трактовать как любую другую установку: надо отнестись с пониманием, но одновременно показать, что и консультант не заинтересован насильно работать на благо клиента.

Предлагается первым делом узнать у клиента, что он него хотят инициаторы его прихода, чтобы ни в коем случае не занять их позицию. Если не стремиться помогать клиенту любой ценой и особенно против его воли, возможно, начнет изменяться мотивация клиента и найдутся предпосылки для продуктивного консультационного контакта. Можно поинтересоваться, чего он сам бы хотел изменить в себе, чтобы добиться каких-то своих целей, например, быстрее выйти на свободу или не иметь больше неприятностей.

«Ну хорошо, ваша жена хочет, чтобы вы бросили пить. Вероятно, она права, вы же это понимаете. Штука эта крайне вредная, и вы постепенно можете сдвинуться или умереть от желудочных проблем. Ладно, это то, что она хочет. А если бы вы могли как-нибудь себя изменить, чего бы вам хотелось?»

Как ни странно, но, решая вопрос об изменениях, которых хотят клиенты поневоле, терапевт способствует и достижению тех целей, которые ставят перед собой те, кто направил к нему этих клиентов. Однако консультант должен спокойно и без ненужного самообвинения допускать и то, что «немотивированный» клиент останется лишь формальным клиентом или вообще прекратит посещения. (Н. Линде, стр. 100-101;Р.Кочюнас, стр. 158-164)