- •1.Санкции.Санкции международных организаций.
- •2. Трудности в применении санкций.
- •3. Концепция «целенаправленных» или «умных санций».
- •4.Репресалии.
- •5.Реторсии.
- •6. Концепция «самопомощи».
- •8. Цель и пределы контрмер.
- •9.Обязательства,не касающиеся контрмер.
- •10.Пропорциональность контрмер.
- •11. Условия,относящиеся к применению контрмер.
- •12. Прекращение контрмер.
9.Обязательства,не касающиеся контрмер.
Международное право определяет ряд обязательств, нарушение которых не может вызывать применение контрмер. К ним относятся обязательства, вытекающие из императивных норм. В первую очередь это относится к принципу неприменения силы, который запрещает применение силы или угрозу силой во всех случаях, включая применение контрмер. Это положение подтверждено Декларацией о принципах международного права 1970 года, в которой говорится, что "государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с применением силы". Аналогичное положение содержит Декларация принципов Хельсинкского заключительного акта 1975 г.
Неприменимы контрмеры и в случае нарушения обязательств о защите основных прав человека, а также обязательств гуманитарного характера, запрещающего военные репрессалии.
Пакты о правах человека содержат принципиальное положение: "Ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования" (ст. 1.2). Договоры о правах человека определяют ряд неотъемлемых прав, которые не могут быть нарушены даже в военное время и в других чрезвычайных ситуациях.
Представляют в этом плане интерес Замечания общего порядка, принятые в 1997 г. Комитетом ООН по экономическим, социальным и культурным правам. Согласно этому документу при применении не только контрмер государствами, но и санкций Советом Безопасности следует во всех случаях учитывать положения Пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Сказанное находит отражение в международной судебной практике. В решении по делу о Барселонской компании Международный Суд отнес к категории обязательств в отношении международного сообщества в целом, обязательствам erga omnes такие, как запрет геноцида, уважение основных прав человека.
Статья 50. Обязательства, не затрагиваемые контрмерами
1. Контрмеры не должны затрагивать:
а) обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения, как оно воплощено в Уставе Организации Объединенных Наций;
b) обязательства по защите основных прав человека;
c) обязательства гуманитарного характера, запрещающие репрессалии;
d) иные обязательства, вытекающие из императивных норм общего международного права.
2. Предпринимающее контрмеры государство не освобождается от выполнения его обязательств:
а) по любой процедуре разрешения споров между ним и государством, несущим ответственность;
b) уважать неприкосновенность дипломатических и консульских должностных лиц, помещений, архивов и документов.
10.Пропорциональность контрмер.
Требование пропорциональности контрмер причиненному противоправным деянием ущербу признается как доктриной, так и практикой. Что касается доктрины, то она рассматривает правило пропорциональности как одно из главных при определении правомерности контрмер. Подчеркивается его значение для поддержания международного правопорядка. По мнению В.А. Василенко, "отказ от принципа пропорциональности при осуществлении международно-правовых санкций был бы равнозначен легализации произвола в межгосударственных отношениях".
Пропорциональность как необходимое условие правомерности контрмер подтверждается и международной судебной практикой. В решении арбитража по делу "Наулила" 1928 г. говорилось: "Даже если допустить, что международное право не требует того, чтобы репрессалии приближенно соизмерялись с нарушением, необходимо, тем не менее, считать чрезмерными и, следовательно, незаконными такие репрессалии, которые совершенно непропорциональны акту, который их мотивировал". Как видим, арбитраж весьма широко трактовал правило пропорциональности. Контрмеры не обязательно должны более или менее точно соответствовать правонарушению. Они не должны быть "совершенно непропорциональными".
При определении критериев пропорциональности контрмер возникает вопрос о таком критерии, как взаимность. Во многих случаях она является оптимальным критерием. Имеются в виду случаи, когда есть возможность достичь цели при помощи контрмер, носящих взаимный характер, например, контрмер в отношении одного и того же обязательства, как это предусмотрено Венскими конвенциями о праве договоров. Вместе с тем, взаимность имеет и недостатки. Строгое требование взаимности существенно ограничит возможности выбора оптимальных мер, имеющихся в распоряжении потерпевшего государства. Особый случай принятие отвечающих требованию взаимности экономических контрмер экономически более слабой стороной, в результате чего она сама может пострадать больше, чем более сильный правонарушитель. Представляется, что в подобных случаях решающее значение для определения пропорциональности контрмер будет иметь тяжесть причиненного правонарушением ущерба.
В большинстве случаев контрмеры применяются в двусторонних отношениях. Проблема существенно усложняется, когда дело касается многосторонних отношений. В частности, использование критерия взаимности нереально в случае контрмер при нарушении обязательств erga omnes. Взаимность исключается, когда дело касается нарушения императивных норм, а также нарушения основных прав человека и дипломатического иммунитета.
Пропорциональность, в первую очередь, связывается с размерами причиненного вреда. Одновременно устанавливаются два дополнительных критерия - тяжесть международно-противоправного деяния и значение нарушенных прав. Такой подход соответствует доминирующей в доктрине точке зрения и современной судебной практике. Ссылка на "затронутые права" имеет широкое значение и не ограничивается последствиями только для потерпевшего государства. В частности, может приниматься во внимание положение других государств, затронутых правонарушением.
