
Адренокортикотропный гормон (актг).
Другое название – кортикотропин. В 1955г установлена структура у свиньи.
Структура. Пептид, 4,5 кДа, 39 аминокислотных остатков. За биологические и имунные свойства ответственны четко отграниченные участки. С 4 по 10 остатки (АКТГ4-10) – октон, АКТГ11-14 – гаптон.
АКТГ1-3,15-21,22-24 – защитная и стабилизирующая роль, предохраняет октон и гаптон от разрушительных воздействий. АКТГ25-39 вероятно не имеет биологических эффектов.
Образование и функции. Образуется в базофильных клетках передней доли гипофиза. Нет видовой специфичности. Мишень – кора надпочечников. Стимулирует рост пучковой и сетчатой зон коры и биосинтез их гормонов: глюкокортикоидов и андрогенов.
Основной регулятор биосинтеза и секреции глюкокортикоидов. Секреция АКТГ стимулируется кортиколиберином (гипоталамус) -> в постнатальном развитии функционирует единая система. Длительное введение АКТГ ведет к гипертрофии надпочечников.
Через некоторое время после выброса начинается ответная реакция.
Кортизол и кортикостерон – для приспособления к неблагоприятным условиям, приводящим к стрессу.
АКТГ может оказывать влияние и независимо от коры надпочечников: повышает потребление кислорода, снижает уровень инсулина, стимулирует распад жиров жировой ткани, выход в кровь жирных кислот.
Меланостимулирующее действие: для пигментации кожи, адаптации к темноте.
Оказывает влияние на функции нейронов мозга: способствует формированию долговременной памяти. Даже только АКТГ4-10 в одиночку может проникать в мозг, действовать на ЦНС:
Усиливает селективность внимания
Стимулирует запоминание, обучение
Улучшает настроение (антидепрессивный эффект)
Воздействие прямое, выраженное.
Стимулирует эмоциональность, двигательную активность
Усиливает тревожность
Подавляет аппетит
Усиливает половое влечение
Улучшает когнитивные функции
Действует на стероидогенез.
Особенно сильно влияет на реакции стресса. При нарушении секреции – нарушение адаптации к стрессу.
Имеет суточный ритм, но выбрасывается в кровь постоянно. Наибольший выброс – в утренние часы (перед и во время пробуждения). Усиливается его секреция при любых неблагоприятных воздействиях: голод, боль и тд.
Стимулирует синтез прегненолона - основного предшественника стероидов.
Раннее развитие. Функция формируется на ранних стадиях внутриутробного развития. Впервые обнаруживается на 8 нед в/у. К 20-22 неделе содержание увеличивается, возрастает до рождения. Секреция начинается на 9-10 нед. Наиболее высокий уровень: на 12-19 нед (в 4-5 раз больше, чем у взрослых). Перед рождением его уровень падает.
Регуляция. Регуляция почти не изучена. Видимо, основная роль принадлежит кортикотропину: активация процессов биосинтеза в фетальной коре надпочечников. Гипофункция эндокринных желез матери сначала приводит к гипертрофии соответствующей железы плода, затем к истощению и гипофункции. Та же закономерность для гормонов коры надпочечников: гормональный транспорт в тело матери. На поздних стадиях уровень глюкокортикоидов может влиять на продукцию кортиколиберина – ключевое звено.
Факторы среды для матери: стресс, интоксикация, воспаление -> нарушение гормонов у плода. Уменьшение уровня гормонов – само по себе стресс.
Ганс Солье: введение животным глюкокортикоидов ведет к остановке роста. То же происходит и при стрессе, когда вся система активна. Введение СТГ не показывает обычного эффекта при одновременном введении глюкокортикоидов.
Психоэмоциональные факторы: дефицит эмоций, отказ от кормления, от ребенка – ведет к замедлению в росте, умственном созревании. У таких детей понижен кортикотропин, АКТГ и все гормоны аденогипофиза.
В постнатальном развитии наименьшая концентрация наблюдается в 13 и 16 лет (13л – первый перекрест). Наибольшая концентрация - 14-15 (2-й перекрест) и 17-18 лет. После 60-и лет уровень снижается.
В наибольших количествах обнаруживается в гипоталамусе.
Одна из особенностей системы – суточный ритм. При обычном режиме максимум действия (акрофаза) приходится на первые часы активности. Увеличивается уровень глюкокортикоидов в крови, происходит их экскреция с мочой. В основе этого – смена состояния нервных центров.
Длительное введение АКТГ -> гипертрофия, повышение содержания глюкокортикоидов в крови.
Минимальный уровень чувствительности коры к АКТГ – в 8 лет, максимальный – в 18 (относительно позднее изменение).
Деятельность надпочечников имеет и сезонные колебания. АКТГ не накапливается, а синтезируется и выделяется непосредственно перед действием. Уровень повышается зимой, особенно в январе. То есть зимой эффективность стимуляции надпочечников возрастает.
Концентрация кортизола минимальна в 8л, а АКТГ – максимальна. К 9-и годам кортизол/кортикостерон: 4-1 (???). Максимальная уровень чувствительности коры в 18-19 лет.
Патологии
Болезнь Иценко-Кушинга. Гипертрофия базофилов гипофиза. Симптомы: ожирение (туловищное), стрии (растяжки) на коже, лунообразное лицо с ярким румянцем, артериальная гипертензия, оволошенность и тд.
1 случай на миллион. Возникает в 2-6, 20-40 лет. У женщин в 4 раза чаще. Причина – доброкачественные микроопухоли гипофиза.
Аменорея связана с увеличением продукции андрогенов. При этом в ягодичных и других областях жироотложения не наблюдается. Нарушения психики: расстройство сна, депрессии, эмоциональная нестабильность.
(извините, не удержалась)))))
Гипотоламическое ожирение. Возникает до 35 лет. Ускоряются темпы роста, полового созревания. В основе – повышение АКТГ, СТГ в период полового развития. Происходит задержка формирования вторичных половых признаков. Адипогенная дистрофия. Множественные нарушения тропных функций гипофиза.
Наиболее тяжелая форма – болезнь Симмондса – полное исчезновение подкожного жира, атрофия мышц, потеря веса до 20-25 кг. Уменьшаются внутренние органы, кровообращение.
Надпочечная недостаточность. Слабость, исхудание. Изреженный рост волос, их исчезновение в аксиллярных, лобковой областях.