Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зубалий Н. П., Лёвочкина А. М. - Основы психоте...rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
7.8 Mб
Скачать

Часть II Суггестивная психотерапия

Глава 18

Гипноз

  1. История развития учения о гипнозе и внушении

Гипноз (от греч. г)7пю<; — сон) — временное состояние сознания, близкое ко сну, при котором сохраняется возможность контакта с гипнотизером и выполнения его заданий. В основе гипноза лежат сужение объема сознания, ослабление активности одних его функций при сохранении полного функционирования других. В состоянии гипноза повышается внушаемость, возникают реакции, несвойственные при обычном состоянии сознания: загипнотизированный без возражений выполняет задания гипнотизера, воспроизводит забытые впечатления, меняет мотивацию поведения, настроение и т. д.

В глубоком гипнозе человек не чувствует боли от уколов и ожогов. После выхода из глубокого гипноза человек не помнит, что с ним происходило. Гипноз применяется в психотерапии для лечения хронического алкоголизма, наркомании, курения, а также для обезболивания в хирургии, акушерстве, стоматологии. Применение техники гипноза позволяет экспериментально изучать поведение при различных уровнях функционирования субъекта [10].

Анализируя исторический аспект развития учения о гипнозе, исследователь В. Рожнов [27] отмечает, что ознакомление с явлением гипноза, который был известен людям с незапамятных времен, предопределило и тот факт, что исторически из всех методов психического лечения первым возникла гипнотерапия. Слово “гипноз” появилось сравнительно недавно, в середине XIX в., но состояния, которые оно обозначает, наблюдались еще у истоков человеческой цивилизации [7].

С разными стадиями гипнотических состояний, безусловно, имел дело и австрийский врач Ф. Месмер, создатель учения о “животном магнетизме”. Согласно его мистической теории, мир пронизан особой жидкостью — магнетическим флюидом (от лат. — текучий), обладающим целебной силой. Накапливаясь как в резервуарах у особо одаренных для его восприятия личностей, магнетический флюид, по воззрениям Ф. Месмера, может передаваться больным через прикосновения и излечивать их. Ф. Месмер излечивал больных неврозом силой внушения и самовнушения в состоянии бодрствования, а чаще всего в гипнозе.

Предшественником научной гипнологии можно считать также португальского аббата Фариа, заслуги которого необоснованно забыты, хотя именно он в 1813 г. ввел метод словесного погружения в гипноз.

С конца 70-х годов XIX в. известный французский невропатолог Ж. Шарко (1825-1893) изучал явления гипноза на больных, страдающих истерией. Гипнотическое состояние у больных вызывается путем однообразных, монотонных или внезапных и резких раздражителей, действующих на органы слуха и зрения. В полной темноте в глаза исследуемым светят яркими вспышками света или воздействуют на их слух монотонным звучанием гонга. Больные впадают в различные стадии гипноза. Ж. Шарко называет их стадиями каталепсии, летаргии и сомнамбулизма.

Сальпетриерская, или парижская, школа Ж. Шарко сделала много для клинического ознакомления с гипнозом, с его стадиями. Ж. Шарко глубоко изучал применение физиологических методов исследования — запись движения мышц, регистрацию пульса и дыхания у лиц с сомнамбулизмом. Все это подняло гипнологию на новую ступень и поэтому не без основания 70-е и 80-е годы XIX в. вошли в историю психотерапии как “золотой век гипноза”.

Глава нансийской школы И. Бернгейм (1840-1919) высказывал мысль о том, что происхождение гипнотических стадий, которые наблюдал Ж. Шарко, связано исключительно с внушением, исходящим от гипнотизирующего, а не с патологической, исторической природой гипноза. И. Бернгейм понимал возникновение гипноза как результат того, что один человек (гипнотик) поддается внушающему влиянию другого (гипнотизера), не обнаруживая при этом выраженной критики к получаемому внушению. Широко известно выражение нансийцев: “Гипноза нет, есть только внушение” [31].

Заметный след в науке о гипнозе (гипнологии) оставил знаменитый немецкий физиолог Р. Гейденгайн (1834-1897). Согласно его исследованиям, гипноз — это сон разума, во время которого подавлено сознание. Такой сон возникает вследствие утомления корковых клеток монотонными раздражителями (звуковыми, зрительными, тактильными). В 1880 г. Р. Гейденгайн выпустил брошюру о гипнозе, а через год она уже появилась в переводе на русский язык под редакцией И. Павлова.

Из немецких исследователей XIX в. заслуживает внимания известный психиатр и сексолог К. Эбине. В своей работе “Экспериментальное исследование в области гипнотизма” (1889) ученый подчеркивал лечебное значение гипноза и отмечал, что гипнотическое лечение становится общим достоянием врачей всех культурных народов.

В 1784 г. последователь Ф. Месмера Ш. Пьюисегюр, занимаясь магнетическими пассами, открыл наиболее глубокую стадию гипноза — искусственный сомнамбулизм. В 1843 г. вышла в свет работа Дж. Брейда “Нейрогипнология, или Трактат о нервном сне”, где нервный сон рассматривается относительно “животного магнетизма” и сопровождается многочисленными случаями его применения для облегчения и исцеления болезней. Это исследование ознаменовало окончание многовекового периода фантазий и вымыслов о гипнозе и начало эры научной гипнологии.

В 1866 г. доктор А. Льебо (1823-1904) издал книгу “Сон и подобные ему состояния, рассматриваемые прежде всего с точки зрения влияния разума на тело”, в которой полностью соглашается с Дж. Брейдом в его отрицании магнетизма и также считает гипноз разновидностью сна. Но он идет дальше и называет это состояние внушенным сном, чем закладывает основу взглядов, которые в дальнейшем известны как нансийская школа гипноза. На основании большого объема накопленного материала (7500 больных, из которых некоторые получили по несколько десятков сеансов лечебного гипноза) А. Льебо с уверенностью приходит к выводу о значительной терапевтической ценности гипноза. В 1868 г. профессор А. Бони подтвердил эти выводы в работе “Гипнотизм. Исследования физиологические и психологические”. Он изучал гипноз в экспериментально-лабораторных условиях.

Страстным защитником гипноза является крупнейший швейцарский психиатр и невропатолог А. Форель (1848-1931). В работе “Гипнотизм, или внушение и психиатрия” он подробно изложил проблемы гипноза в экспериментальном и лечебном планах и сделал вывод о том, что гипноз и сон представляют собой аналогичные состояния.

Вклад в практику гипнотерапии внес шведский психотерапевт

О. Веттерстранд. Его работа “Гипнотизм и его применение в практической медицине” (переведена на русский язык в 1893 г.) в значительной степени способствовала активизации лечебного использования гипноза при различных нервных и соматических заболеваниях.

В России и Украине также разрабатывались вопросы теории и практического применения гипноза в лечебных целях. Н. Иванов [12] показал, что русские ученые весьма трезво подошли к учению о “животном магнетизме”, всколыхнувшем всю Европу. В. Рожнов [25] отмечал, что в работах отечественных ученых преобладали материалистические тенденции в подходе к явлениям гипноза.

Профессор физиологии Харьковского университета В. Данилевский (1852-1939) экспериментально изучал гипнотические явления у животных и обосновал единство природы гипноза у человека и животных [8].

  1. Токарский (1859-1901), разрабатывая практические показания к применению гипноза в лечебных целях, исходил из того, что гипноз и внушение являются эффективными методами воздействия на функции нервной системы в целях ее укрепления и успокоения.

А. Токарский разработал вопросы последовательного развития мотивированных внушений в гипнозе, системы психотерапевтического лечения алкоголиков и др.

Многочисленные последователи школы И. Павлова (физиологи и врачи Ю. Поворинский, И. Короткин, М. Суслов, М. Маренина,

Н. Стрельчук, Е. Попов, В. Рожнов, М. Невский и др.) занимались экспериментальными и клиническими исследованиями гипноза для приложения закономерностей, полученных в опытах с животными, к человеку.

  1. Протопопов — ученик В. Бехтерева — высказал гипотезу о том, что гипноз есть аналог реакции сосредоточения. С принципиальными возражениями В. Протопопову выступил К. Платонов. Исходя из положения, что гипноз и сон являются едиными по природе процессами, К. Платонов задался целью изучить в гипнозе состоя-

ние пульса, кровяного давления и дыхания для сопоставления полученных результатов с состоянием естественного сна. В результате он установил, что в гипнозе, как и в естественном сне, пульс и дыхание замедляются, кровяное давление падает, т. е. в гипнозе и в естественном сне физиологические сдвиги носят одинаковый характер [22].