Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Наука и инновационное предпринимательство.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.96 Mб
Скачать

1.5. От произвольного действия к воспроизводству традиций

управленческой позиции от производящей системы, другую - отде­ляющую его от других хозяйствующих субъектов, границу его хо­зяйственного, а далее и экономического суверенитета1 (см. схе­му 1.3). Само по себе становление экономического суверенитета, экономического пространства обмена отрывает человека от «пупо­вины» сельской общины. Во взаимоотношениях индивида-субъекта и сообщества намечается прорыв, связанный с созданием условий для развития индивидуальности субъекта. Суть его в том, что воз­никают предпосылки для преодоления тенденций к догматизации традиций в общинной регуляции за счет персонификации деятель­ности индивидов. Разрыв общинной регуляции совершает капита­лизм.

1 См.: Казарновский А.С. О становлении народного хозяйства и поня­тии «собственность». - С. 46.

61

Глава 2

КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

КАК МЕХАНИЗМ НАРАЩИВАНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ВЕЩЕСТВЕННОГО МИРА

2.1. Генезис капиталистического предпринимательства

В обществе существует два типа обмена: 1) эквивалентный, гласный, подчиненный конкурентной борьбе; 2) неэквивалентный, спекулятивный, стремящийся к господству. Ими управляют совер­шенно разные механизмы, и лишь ко второму, но не к первому, как считает Ф.Бродель, относится сфера капитализма. По его мнению, капитализм и рыночную экономику обычно не различают потому, что они развивались одновременно - со средних веков до наших дней, а также потому, что капитализм часто представляли как дви­гатель или вершину экономического прогресса. В действительно­сти, все несет на своей широкой спине материальная жизнь: если она набирает силу, то все движется вперед; вслед за ней, в свою очередь, быстро усиливается рыночная экономика, расширяя свои связи. Однако от этого роста всегда выигрывает капитализм1.

Капитализм вырастает из феодального строя, который пред­ставляет собой устойчивую форму раздела в пользу привилегиро­ванного класса земельной собственности - этого фундаментального богатства. «Буржуазия в течение веков паразитировала на этом1 при­вилегированном классе, жила при нем, обращая себе на пользу его ошибки, его роскошь, его праздность, его непредусмотрительность, стремясь - часто с помощью ростовщичества - присвоить себе его богатства, проникая в конце концов в его ряды и тогда сливаясь с ним... Это паразитирование длилось очень долго, буржуазия неот­ступно разрушала господствующий класс, пожирая его. Однако ее

' Броделъ Ф. Динамика капитализма. - Смоленск, 1993. - С. 67, 68.

62

2.1. Генезис капиталистического предпринимательства

возвышение было долгим, исполненным терпения, постоянно откла­дываемым на век детей и внуков. И так, казалось, без конца»1.

Капитализм начинает торжествовать, когда идентифицирует себя с государством, когда становится государством. В этой связи Ф.Бродель утверждает, что «подлинная судьба капитализма была в действительности разьпрана в сфере социальных иерархий»2. Игра началась с того, что бескровные накопители объявили власть иму­щей аристократии яростную войну против каких бы то ни было родовых наследственных привилегий. Особенно жесткой эта борь­ба была в Англии, где новые богачи состояли в основном из бежен­цев. Борьба шла за политические права, за полное равенство с ме­стным власть имущими, за простор для своей ничем не ограничен­ной капиталистической предприимчивости на чужой земле. Имен­но вышедшие из других земель в результате преследований церкви (В.Зомбард указывает в первую очередь на разгул испанской ин­квизиции, вызвавшей поток беженцев в Англию из Испании, Фран­ции, Португалии) и освободившиеся от всяческих предрассудков «новые люди» становятся самыми горячими поборниками принци­па ничем не стесненной частной собственности, частной инициати­вы и ничем не ограниченных товарных отношений. Упор изначаль­но делался на свободу частной инициативы «абстрактного челове­ка», оторванного от природных корней - родовых, племенных и общинных связей, которые заменялись универсальным товарно-денежным отношением, где достоинство человека определялось суммой накопленного капитала. При этом источником борьбы за права служили эмоции униженного нувориша - психологическая установка, многократно усиленная в результате преследований и вынужденных переселений и связанных с этим мытарств.

«Иноземец не ограничен никакими рамками в развитии своего предпринимательского духа, никакими личными отношениями ... приносящие выгоду дела вначале вообще совершались лишь между чужими, тогда как своему собрату помогали; взаймы за проценты дают только чужому... Только беспощадность, которую проявляют к чужим, могла придать капиталистическому духу его современный характер. Но и никакие вещественные рамки не поставлены пред­принимательскому духу на чужбине. Никакой традиции! Никакого старого дела! Все должно быть создано как бы из ничего. Никакой связи с местом: на чужбине всякое место одинаково безразлично... Из всего этого должна с необходимостью вытекать одна черта, ко-

Бродель Ф. Динамика капитализма. - С. 74. 2 Там же.-С. 71.

63