Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОТВЕТЫ К ГОСАМ!!.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
2.08 Mб
Скачать

21.Социология э. Гидденса.

Т Гидденса – системная теория общества, направленная на преодоление глав роли объективного и субъективного, структуры и индивида в социологии.

  • Концепция современности

1986 г – Гидденс выступает с докладом «Девять тезисов о будущем социологии», в котором поставил вопрос об общетеоретическом кризисе социологии и о необходимости создания такой социальной теории, которая через «систематическое переустройство» могла бы адекватно отражать быстро меняющиеся тенденции современного мира.

По мнению Г. Современные теории реальности (постиндустриализм, постмодернизм, посткапитализм) основываются на фактах институциональных измениний – это ошибка. По мнению Гидденса, слабость подобного понимания современности состояла в том, что социальная реальность мыслилась как единое целое, характерное для всего мира, или как совокупность определенных единых принципов социального развития. В этом социолог усматривал одномерность в трактовках процесса трансформации традиционного общества в современное. В противоположность Гидденс предлагает прерывистую интерпретацию современного социального развития, под которой подразумевается то, что современные социальные институты являются уникальными, радикально отличными от институтов традиционного общества. Для этого была создана теория структурации, позволявшая, по замыслу её создателя, анализировать современные реалии.

Уже в начале 90-х годов он пишет ряд работ: “Последствия современности”, “Современность и самоидентичность”, в которых выступает против широко распространенной теории постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон и др.).

Гидденс выделяет три основные черты, определяющие характер современности.

Первая – крайний динамизм, возросшая скорость изменения всех процессов в обществе (в социальных практиках, образцах поведения людей).

Вторая – это глобальность пространства, на котором происходят Изменения.

Третья – внутренняя природа современных институтов: появились социальные формы, которые ранее вообще не существовали.

Характерной чертой современности, считает он, является принципиальное изменение системы контроля над средствами насилия.

В современном мире Люди разделены во времени и пространстве, у них появляется огромный выбор стратегий поведения, предлагаемых абстрактными системами.

Под абстрактными системами Гидденс понимает, во-первых, механизмы символических знаков (например, виртуальные деньги). И, во вторых, - экспертные системы (услуги юристов, психотерапевтов, советников, разного рода технических специалистов.

Существенно меняется интимность отношений: Переход от традиционного общества к современному сопровождается освобождением межличностных связей от зависимости внешних факторов – традиций, родства, материального обеспечения. Они обретают форму “чистой связи”.

Для современности характерна институциональная рефлексивность. Под рефлексивностью модерна социолог понимает постоянный пересмотр социальной реальности в свете новой информации или знания.

Говоря об основных макросоциальных измерениях модерна, Гидденс особо выделяет постдефицитную экономику, которая становится возможной благодаря координации глобального порядка, созданию планетарной экологической службы. Имеет место гуманизация технологий. В политической сфере получает развитие участие непрофессионалов в управлении обществом.

Одним из важнейших параметров современного общества является качественное возрастание рисков для его членов.

Риск вероятность негативного события; возможность утраты, потери; гипотетическая вероятность наступления ущерба. Можно выделить три характерные черты риска: 1) неопределенность, связанная с возможными потерями или негативными последствиями; 2) сами негативные последствия или потери; 3) ценность или значимость этих потерь. Непреложным становится мышление в терминах риска.

Ещё модерн несет с собой “конец природы” – в том смысле, что окружающий мир человека перестает быть для него чем–то внешним и все больше превращается в творение самого человека.

Возникает дезориентированность людей, источником которой, по мнению социолога, является разрыв преемственности в организации институциональной системы модерна, а также социальных и культурных традиций. В результате субъективные кризисы превращаются в норму. Отсюда новые формы социальной жизнедеятельности - формы жизненной политики, носителями которой выступают активисты современных социальных движений. В определенном смысле они являются продолжателями политики эмансипации. Но если их предшественники боролись за “свободу от”, то современные активисты борются за “свободу для».

Теория структурации:

По Гидденсу, ни структура, ни действия не могут существовать независимо друг от друга. Социальные действия создают структуры, и только через них осуществляется и воспроизводство структур, так что последние могут существовать более или менее продолжительное время. Предмет интересов Гидденса – конкретные социальные практики, которые воспроизводятся благодаря активному характеру действий соц субъектов. Соц практики имеют характер преемственности, упорядоченности. Социальные практики “одинаковы” в определенном времени и пространстве благодаря рефлексивности агентов, которая трактуется Гидденсом как “мониторинг (отслеживание) течения социальной жизни.

Таким образом, в общих чертах структура в представлении Гидденса, – это образец социальных отношений, существующий в определенное время и в определенном пространстве, который предполагает соответствующие модели поведения индивидов.

Применительно к социальной жизни Гидденс различает два вида структур: правила и ресурсы.

Под правилами имеются в виду процедуры, которым индивиды могут следовать в социальной жизни. Ресурсы могут проявляться в двух видах: в локализированной форме(земля, инструменты) или в форме власти – нематериальные ресурсы.

Главная теорема теории структурации

По Гидденсу, структура обладает дуальностью. Структура может проявляться: 1) в виде регулярно воспроизводящихся правил и ресурсов, характерных для определенного времени и пространства; 2) в виде “отпечатков” социальной практики в памяти индивидов, знания социальных возможностей других людей и себя самого, что и позволяет продолжать воспроизводить социальную жизнь во всем многообразии. Структура является, как «внешним», так и «внутренним» фактором, который “не только принуждает, но и дает возможности”.

Согласно теории структурации, момент производства действия индивида является также моментом воспроизводства определенной социальной практики.

Стратификационная модель действующей личности(агента) включает рефлексивный мониториг (сознательное отслеживание своей деятельности и ожидание ответа), рационализацию(компетенция в поведении), мотивацию действия как устойчивой системы процессов. Подобная трехкомпонентная модель действующей личности позволяет представлять социальные практики более гибко.

Гидденс использует фрейдовскую интерпретацию природы бессознательного, но вносит в неё свои соображения. В частности, он вводит понятие практическое сознание(то что реально делается), рассматривая его как центральное в теории структурации. Понятиями дискурсивное сознание, практическое сознание и бессознательные мотивы социолог предлагает заменить традиционную психоаналитическую триаду – “Оно”, “Я” и “Сверх-Я”.

Рутина – социальные практики, основанные на бездумном характере повседневного взаимодействия. По Гидденсу, рутинизация социальных практик становится условием социальной стабильности. Рутина обеспечивает непрерывность социального воспроизводства.

Теория структурации Гидденса через преодоление традиционной поляризации объективного и субъективного факторов, структуры и индивида позволяет исследовать эффекты возникновения самоорганизующегося политического порядка из неопределенности политики конкретных институтов, партий, движений, возможной дезорганизации некоторых из них, а также потенциальной непредсказуемости деятельности конкретных политических агентов. Современные политические системы являются открытыми и уникальными по характеру. Это связано и с ускоряющимся темпом соц изменений в обществе (рост революционных и сепаратистских тенденций). Политическое пространство приобретает реальные глобальные контуры(Политика в одной стране, так или иначе, находит свой отзвук в мировом сообществе в целом). Принципиально новой стала внутренняя природа современных политических институтов, появились такие их формы, которые ранее вообще не существовали. В частности, возникли нетрадиционные агенты международной политики, представленные неправительственными организациями, транснациональными корпорациями, экологическими и иными ассоциациями. Характерна монополия на насилие (наша страна не подходит по данному признаку к развитым полит системам, т.к. у нас существуют несколько источников насилия).

Далее, по Гидденсу, радикальные политические преобразования, особенно революции, трактуются не как непосредственные события, связанные с захватом власти, а как растягивающийся процесс утверждения новых социально- политических практик. При этом неизбежно имеет место факт неравномерного развития разных секторов в политических структурах.