Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0371181_E0F25_shevchenkov_v_n_servisnaya_deyate...doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
1.31 Mб
Скачать

2. Дифференциация занятий и социальных ролей в первобытной культуре простого сообщества

К простым относятся такие общества, в которых нет социаль­ного неравенства, деления на классы, или страты, где отсутствуют товарно-денежные отношения и государственный аппарат. В пер­вобытную эпоху простым обществом жили охотники и собирате­ли, а затем ранние земледельцы и скотоводы. До сих пор в раз­личных регионах необъятной планеты исследователи обнаружи­вают живые осколки старины - примитивные племена бродячих охотников и собирателей.

Социальную организацию простых обществ характеризуют следующие черты:

а) эгалитаризм, т. е. социальное, экономическое и политическое равенство,

б) относительно небольшие размеры объединения,

в) приоритет кровнородственных связей,

г) низкий уровень разделения труда и развития техники.

Первый признак имеет три формы:

  • социальное равенство - отсутствие классов и сосло­вий, деление людей на бедных и богатых;

  • экономическое равенство - одинаковое отношение к средствам производства и продукту труда;

  • политическое равенство - отсутствие управляющих и управляемых, господствующих и подчиненных.

В науке принято выделять два этапа развития про­стых обществ: локальные группы и первобытные общины. Вторые, в свою очередь, подразделяются на: а) родовую общину, б) сосед­скую общину.

Локальные группы (за рубежом они называются бандами, или отрядами) представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных собирателей и охотников, связанных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни.

Охота и собирательство относятся к так называемому хищни­ческому, или потребляющему, хозяйствованию: человек срывает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не восста­навливая их поголовье за счет искусственного разведения.

Локальные группы не имеют постоянного жилья. Их заменяют временные пристанища. Уходя на долгую охоту, мужчины возво­дят временные лагеря, где оставляют женщин, детей и стариков. Небольшие мобильные группы сильных людей перемещаются на очень далекие расстояния, охотясь или собирая растения. Для од­ной такой группы требуется площадь в несколько сот квадратных километров.

Когда запасы пищи на данном месте исчерпаны, группа отко­чевывает в другое место. Маршруты их миграции зависят от се­зонных созреваний плодов, нереста рыбы, передвижения и раз­множения животных. За год группа 4-5 раз меняла место стоянки. Ее имущество ограничивалось тем, что люди могли легко унести с собой.

Первобытные общины - более сложный тип социальной органи­зации. Родовые общины - это союз нескольких локальных групп (сотни человек), связанных между собой узами кровного родства. Соседские общины - объединения нескольких родовых общин (групп), связанных взаимными браками, кооперацией труда и об­щей территорией. Вплоть до XX в. в России и Индии существовали соседские общины. В России они назывались русской поземельной общиной. По численности они доходили до нескольких сотен и ты­сяч человек, составлявших союз нескольких селений.

К этому времени технический прогресс ушел далеко вперед. Усложнились орудия труда, возросла производительность. Стало быть, один человек мог прокормить большее число людей, чем прежде. От охоты и собирательства люди перешли к огородниче­ству (бахчевое овощеводство) и пастушеству (скотоводство). Временные лагеря превращаются в постоянные поселения, окру­женные огородами и загонами для скота.

Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигались, примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем пре­вращались в культурные.

Перестали уничтожать не только дикие растения, но и диких животных. Конечно, причиной служил не гуманизм, которого у диких народов еще не было. Оказалось, что гораздо продуктивнее животных поймать, доставить в лагерь, устроить им загон, кор­мить, а потом, когда возникнет потребность, заколоть. Тем са­мым решалась почти неразрешимая, особенно в теплом климате, задача хранения скоропортящихся продуктов.

Оседлый образ жизни сделал возможным переход от родовых групп к соседским общинам: несколько групп кровных родственни­ков селились рядом и соединялись взаимными браками, а также кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной терри­тории.

Так постепенно зарождается семья уже в современном понима­нии. Возникает разделение труда между мужчиной и женщиной, между детьми и взрослыми, между взрослыми и стариками. Скла­дываются первые социальные нормы в виде табу (абсолютных запре­тов). Возникают первые признаки имущественного неравенства.

Переходной формой от простого к сложному обществу служат вождества. Их еще называют протогосударственными образова­ниями (другие термины: «предгосударство», «раннее государст­во»), потому что уже сложилось имущественное неравенство лю­дей (социальная дифференциация), но классы, сословия и касты еще не появились.

Социальное устройство, в котором отсутствует стратификация больших социальных групп по слоям, расположенным на шкале неравенства сверху вниз, из-за малой численности населения, но шкала неравенства все-таки существует, а ее ступеньки заполня­ются малыми группами либо отдельными индивидами, в науке называют ранжированным. Каждую ступеньку-ранг занимает ог­раниченное число индивидов.

Вождество - иерархически организованный строй людей, в ко­тором отсутствует разветвленный управленческий аппарат, вы­ступающий неотъемлемой чертой зрелого государства. По численности вождество представляет собой крупное объединение, как правило, не меньшее, чем племя.

В вождествах уже есть огородничество, но нет пашенного зем­леделия, есть избыточный продукт, но нет прибавочного. Количе­ство уровней управления колеблется от 2 до 10 и более. Однако несмотря на внушительное число уровней, качество управления несравнимо с современными сложными обществами. Яркий при­мер сохранившихся вождеств дают Полинезия, Новая Гвинея и Тропическая Африка.

Переходной ступенью от простых к сложным обществам по­служила так называемая неолитическая революция. Этот термин ввел английский археолог В. Чайлд. Неолит - но­вый каменный век, период (8-3 тысячелетие до н. э.) перехода от присваивающего хозяйства к производящему. В эпоху неолита каменные орудия уже шлифовались и сверлились, появились гли­няная посуда, прядение и ткачество.

Примерно 10 тыс. лет назад, когда планета оказалась перепол­ненной охотниками и собирателями, начался первый глобальный продовольственный кризис. Это случилось в конце каменного века. Примитивные орудия труда, известные охотникам и собирателям, позволяли вести только экстенсивное хозяйство. При нем допол­нительная продукция получается только за счет расширения или захвата новых территорий.

Хотя численность первобытных людей не превышала 5-6 млн, но вследствие того, что сырьевая база одной группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного пространства на земле становилось все меньше и меньше. Планета оказалась перенаселенной. Возникла объективная необходимость перехода от экстенсивного способа хозяйствования к интенсивному, при котором больше продукта по­лучают с той же территории благодаря более совершенным оруди­ям труда и его организации. Выход из тяжелого кризиса человече­ство нашло в переходе от собирательства сначала к огородничест­ву, а затем к земледелию.

Другая линия эволюции шла от охоты к скотоводству (пастушеству). Для многих обществ она оказалась тупиковой, по­скольку и сегодня на планете встречаются отсталые пастушеские племена, так и не перешедшие к цивилизованному образу жизни. Правда, большинство скотоводческих обществ вступило на совре­менную фазу развития, но сделало это позже земледельческих об­ществ.

Как бы то ни было, но приручение животных и зарождение пастушества дали человечеству новый источник энергии - тягло­вый скот. На смену палкам-копалкам пришел плуг, запряженный волами. Резко поднялась производительность труда. Чтобы прокормить одного человека охотой и собирательством, требу­ется 2 кв. км площади, а при эффективном земледелии достаточно всего 100 кв. м земли. Переход от экстенсивного к интенсивному хозяйству длился несколько тысяч лет, в результате продуктив­ность земли выросла в 20 тыс. раз.

Переход к земледелию продолжался очень долго. Гораздо дольше, нежели переход к машинной технике. Специалисты под­считали, что длился он 3 тыс. лет. Столько длилась первая миро­вая революция - неолитическая.

Переход к искусственному взращиванию зерновых произо­шел не сразу. Потребовался промежуточный этап, на котором человечество опробовало искусственное взращивание овощей. Таким образом, огородничество представляет собой как бы пробное, или пилотажное, исследование возможностей земледе­лия.

При огородничестве трудятся вручную примитивными средст­вами труда. Иногда подобный тип хозяйствования называют фермерством. Культивирование корнеплодов соединялось с раз­ведением рогатого скота. Постепенно от корнеплодов перешли к культивированию ячменя и пшеницы. Огородничество плавно перерастало в пашенное земледелие.

Когда удалось приручить волов, обработка земли поднялась на более высокий уровень. Палочно-мотыжное огородничество смени­лось пашенным земледелием. Производительность упряжных плугов была в несколько раз выше, нежели при ручной обработке.

Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для прокорма скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать подножный корм и передвигаться в поисках пастбищ. Постепенно часть племен, особенно там, где с травами было плохо, начала специализироваться на скотоводстве.

Напротив, другая часть племен твердо стала на путь развития земледелия. Ведь чем больше скота у хозяина, тем больше навоза для зерновых и тем выше их урожайность. Если, конечно, почва быстро воспринимает удобрение и воздает земледельцу прибав­кой в урожае.

Таким образом, то, что мы сегодня называем хозяйственной практикой, также существовало в простейших формах в первобытных сообществах. Не было деятельности, свя­занной с услугами, в «чистом виде»: любой член сообщества уча­ствовал в коллективных видах труда, в самообслуживании. Чело­век добывал вместе с другими средства существования через соби­рательство, охоту, а также мог приготовить пищу, выполнял магические обряды и т.п.

Вместе с тем в первобытном обществе присутствовали зачатки разделения труда. На определенных этапах развития такого обще­ства начинают дифференцироваться разные занятия, статусные положения и социальные роли, которые напрямую связаны с по­ловыми или возрастными признаками. Подобное разделение по­рождало иерархию человеческих отношений, а также фиксирова­ло многообразие индивидуальных качеств людей. Сильные мужчи­ны охотились на животных; женщины выхаживали детей, готовили пищу. Молодежь училась у старших. В опасных ситуациях более ум­ные, сообразительные имели преимущество перед остальными. В монотонной работе, требующей тщательного исполнения, луч­ший результат получался у терпеливых и усидчивых, чем у непо­седливых. Все это приобретало особое значение для будущего раз­деления труда и дифференциации занятий.

На поздних этапах развития первобытной культуры в ней уже существовали сложные хозяйственные занятия, действовали ста­тусные роли, которым придавалось немалое функциональное зна­чение. Речь идет о роли лидера (вождя, старейшины), шамана, а также, если использовать современные формулировки, о роли создателей художественных ценностей (самостоятельной области искусства тогда не было) — сказителей, авторов наскальных ри­сунков, исполнителей музыки.

Представители указанных видов социальной активности и ролевых функций уже выполняли элементы той дея­тельности, которая через несколько тысячелетий будет связана со сферой услуг. Подчеркнем, что такие элементы деятельности фор­мировались не в рамках дружеских или семейных отношений, а в пространстве общественных связей, так как в активности лидера, шамана, сказителя нуждалось все общество. Это означает, что на­ряду с самообслуживанием и взаимопомощью постепенно укреп­лялись разные виды общественного обслуживания, нацеленного на одновременный охват множества людей, что вело к специали­зации подобных занятий.

Однако рыночных отношений или внешнего принуждения к разным видам такой деятельности в то время не существовало. Ука­занные занятия в этих условиях совершались добровольно, безвоз­мездно и только теми людьми, которые оказывались к ним пригод­ны.

Рассмотрим особенности деятельности шамана, которые говорят о том, что он осуществлял ценностно-ориентационные услуги. Хотя шаманизм возникал в большинстве регионов мира, он встречался только в определенных типах общества, главным образом в простых кочевых пле­менах, занимающихся охотой и собирательством; сельское хозяйство в них было развито весьма слабо. Общества такого типа почти не имеют классовой и политической структуры.

Шаман здесь играет множество ролей, как духовных, так и мир­ских: роль целителя, исполнителя ритуалов, хранителя мифов, меди­ума, хозяина духов. Исполняя эти многочисленные функции и соци­альные роли, шаманы оказывают решающее влияние на жизнь свое­го племени.

С развитием и усложнением общества ситуация коренным обра­зом меняется. С приходом оседлости, с возникновением сельского хозяйства, политического и классового расслоения шаманизм исче­зает. Его место занимают разнообразные специалисты, берущие на себя ту или другую шаманскую роль. Вместо шаманов появляются целители, жрецы (храмовые священнослужители), колдуны. Анало­гом такой тенденции в современном обществе является исчезнове­ние врача широкого профиля и появление медиков узкой специали­зации12.

К настоящему времени в центре Южной Америки, Африке, Австралии и отчасти на Крайнем Севере американского и евра­зийского континентов сохранились некоторые народы, чья жиз­недеятельность отдаленно напоминает описанную выше доисто­рическую культуру.

Обобщая современные знания о жизнедеятельности первобыт­ных сообществ, можно сказать, что у людей доисторических куль­тур не существовало развитой хозяйственной деятельности; их труд был направлен в основном на присваивание биоресурсов земли или на отработку простейших форм производящего хозяйства. В то время не существовало дифференцированных хозяйственных или общественных занятий. Отношения в доисторическом обществе строились в основном на самообслуживании и взаимопомощи. Од­нако в этот период уже существовали объективные предпосылки для выделения и специализации общественных занятий, которые много позже переросли в услуги и сервисную деятельность.