Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Материал к семинарскому занятию.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
171.01 Кб
Скачать

Технологии развития туристско-экскурсионных маршрутов на базе историко-культурных объектов Феномен экскурсии

Слово «экскурсия» на протяжении длительного исторического пери­ода меняло свое значение. Вошедшее в употребление в XVIII—XIX вв., оно первоначально было тождественно современному понятию «экспедиция» и долгое время сохраняло в своем значении научный, исследовательский акцент.

Самое раннее толкование термину дает В.И. Даль: «Проходка, про­гулка, выход на поиск чего-либо, для собирания трав и проч.».

Практически также определяет экскурсию «Настольный энциклопе­дический словарь А. Гранат», подразумевая под ней «проходку, прогулку, выход на поиск чего-либо».

Новая трактовка понятия характерна уже для XX века. Словарь иностранных слов, вышедший в 1908 г., поясняет экскурсию как «поездку с ученой целью или поездку ради удовольствия» (от лат. ехcurrеrе - делать набег).

Одним из самых ярких и интересных периодов в становлении экс­курсионной теории в разработке понятия «экскурсия» стали первые деся­тилетия XX пека. В трудах создателей отечественной экскурсионной шко­лы И.М. Гревса, Б.Е. Райкова, Н.А. Гейнике, Н.П.Анциферова и др. были заложены основы понимания экскурсии как сложного, разностороннего явления. Экскурсия рассматривалась как специфический обучающий ме­тод, в связи с этим делались попытки выявить оригинальные черты, отли­чающие ее от других наглядных методов.

Уже в 1910 г. в сборнике «Школьные экскурсии, их значение и орга­низация», подготовленном преподавателями Лесного коммерческого учи­лища, экскурсия рассматривалась как особая форма познания окружающей действительности и одновременно как «опыт введения учащихся в жизнь при содействии школы». В этом же сборнике в статье Н.М. Соколова вводится понятие «гуманитарная экскурсия», к которому автор относит «всякую экскурсию, ставящую себе целью познакомить учащихся с ка­ким-либо типом человеческого общежития; или с каким-либо учрежде­нием, или, наконец, - что чаще всего встречается — с рядом памятников, освещающих ту или иную историческую эпоху».

В 1922 г. Б.Е. Райков определял экскурсию как «вид моторного завое­вания знаний при помощи передвижения своего тела в пространстве», а экскурсионный метод — как «метод локального изучения, то есть такой, который рассматривает объекты по месту их естественного нахождения и от которого не ускользает их связь с окружающей обстановкой», отмечая при этом значение «власти места», то есть «взаимодействия между средой и организмом». В связи с этим он предлагал свое определение экскурсии: «Под экскурсией мы разумеем изучение объектов в их естественной обста­новке (локальный принцип) и в связи с передвижением своего тела в про­странстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между со­бою связанные, и составляют сущность экскурсии. Моторность и локаль­ность — «душа» экскурсии».

В том же ключе рассматривает видовые особенности экскурсии Н.А. Гейнике: «Прежде всего, зрительное восприятие, затем восприятие моторное характеризуют сущность обычной экскурсионной работы», а специфические черты экскурсионного метода он видит в том, что по­следний «опирается главным образом на самодеятельность и творческую работу школьников или внешкольников, участников экскурсии».

Следующее определение принадлежит Н.П. Анциферову: «Экскурсия есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале». Анциферов одновременно несколько расширяет понятие «гуманитарной экскурсии», вводя в него элемент современности: «Гуманитарными следует считать экскурсии, посвященные изучению явле­ний культуры, как прошлого, так и современности, будь то явления, порож­денные духовными или материальными интересами человека».

И.М. Гревс в работе, специально посвященной выяснению природы экскурсии, суммирует все существующие определения и в совокупности признаков, отличающих экскурсию от прочих просветительских и обучаю­щих методов, выделяет ее основную, только ей присущую черту: «Экскур­сия (лат. excursio, excursus) — это значит выход, выезд (специально - вы­лазка); в нашем случае — выступление учащихся из места обычного пре­бывания (школы и дома), путешествие к определенной цели; это образо­вательная поездка, совершаемая подготовленною и объединенною груп­пою ищущих знания под руководством одного (или нескольких) из тех, кто призван им организованно помогать; это — погружение их в широкий мир для непосредственного изучения самостоятельным трудом, личными и коллективными силами подлинных объектов, которые намечены из­бранною темою, в их естественной обстановке, среди природы, человечес­кой культуры или обеих вместе. В этой (несколько длинной, но, думается, полной и понятной) формуле собраны все существенные черты, характе­ризующие «экскурсию», в их совокупности ясно выделяется самим сло­вом, ее именующим, центральный признак – путешественность; именно в ней — душа экскурсионности».

Таким образом, к концу первой трети XX в. сложилось понимание экскурсии как специфического явления, обладающего высоким образова­тельным, просветительным и даже исследовательским потенциалом. Это обусловливалось самой природой экскурсии: изучение (исследование) ло­кального материала, связанного с конкретным местом, находящегося в неразрывной и естественной связи с этим местом, в естественной среде бытования, посредством зрительного, чувственного восприятия при обя­зательном передвижении, то есть в моторном состоянии. Передвижение непременно должно быть формой выхода из обыденной обстановки, путе­шествием, пробуждающим интерес к новому, неизвестному, стимулирую­щим и обостряющим восприятие (даже если путешествие ограничено ближайшими к дому или школе местами). Именно такое понимание экс­курсии наиболее полно отражает ее многоплановую сущность и функцио­нальные возможности. Однако с конца 1920-х гг. экскурсию стали рассматривать более узко, лишь как форму культурно-просветительской ра­боты, это было связано с усилением идеологического контроля в жизни Советского государства, со все более жесткой регламентацией науки, образования, культуры в целом.

В отношении экскурсии становится важным идеологическое напол­нение понятия: «Экскурсия - особая форма учебной и внеучебной рабо­ты, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсо­вода и руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в спе­циально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка), и служа­щая цели коммунистического воспитания подрастающего поколения».

В Большой советской энциклопедии 1933 г. экскурсия определяется как «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний под­растающего поколения...».

В Толковом словаре русского языка 1953 г. дается совсем упрощен­ное толкование экскурсии как «коллективной поездки или прогулки с научно-образовательной или увеселительной целью». В том же ключе рассматривает экскурсию как «коллективную поездку или поход в досто­примечательные места с научной, общеобразовательной или культур­но-просветительной целью» и Малая советская энциклопедия в 1960 г. Чуть более развернутое определение экскурсии как «посещения досто­примечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, пред­приятия, местность и т.д.), формы и метода приобретения знаний», про­водимой «как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода» находим в Большой советской энциклопедии 1978 г.

В процессе развития экскурсионной теории в 1970—1980-е гг. утвер­дилось понимание экскурсии как «наглядного процесса познания окру­жающего нас мира, связанного с заранее подобранными объектами на природе и в помещении - зрительным рядом»; когда в ходе осмотра обяза­тельно «происходит раскрытие определенной темы, которое ведется по определенному плану и под руководством квалифицированного руководителя-экскурсовода». Признавая определенное разнообразие функцио­нальных возможностей экскурсии как «одной из форм организации учеб­ного процесса», «работы с массовой аудиторией, а также с определенной группой трудящихся или учащейся молодежи», «организации культурного отдыха населения», способствующей «распространению политических, производственно-технических и общеобразовательных знаний», «расши­рению культурного кругозора советских людей» и проч., экскурсионисты в тот период все же основной акцент делали на значении экскурсии с точ­ки зрения идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. «В ка­ком бы аспекте мы ни рассматривали экскурсию, как бы ни была сформу­лирована цель ее проведения, каким бы ни представало перед нами ее со­держание, где бы она ни проводилась, - всегда экскурсия представляет со­бой форму коммунистического воспитания советских людей...».

В 1990-е гг. экскурсионная теория в значительной степени освободи­лась от идеологического наполнения, и в определении понятия «экскур­сия» главную роль стали играть видовые признаки этого явления: экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, на­ходящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д. Экскурсию рассматривают и как одну из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы, позволяющей перенести процесс обуче­ния в обстановку наблюдения предметов (объектов), находящихся в окру­жающей среде или выставленных в музее.

В одном из последних по времени выхода в свет изданий — слова­ре-справочнике «Туризм, гостеприимство, сервис» — понятие «экскур­сия» трактуется как «коллективное посещение музеев, достопримечатель­ных мест, выставок и других туристских достопримечательностей для не­посредственного ознакомления с ними» и как «кратковременные (инди­видуальные или групповые) прогулки с образовательными целями».

Однако нетрудно заметить, что в основе всех этих определений лежат те или иные функциональные возможности экскурсии (познавательные, образовательные, увеселительные и т.д.) и лишь отдельные специфичес­кие признаки, характеризующие саму природу экскурсии (наглядность, изучение объектов в естественных условиях). При этом образовательные возможности экскурсий по-прежнему понимаются в ограниченных рам­ках (на практике лишь в последние годы очень медленно, но все же начи­нается процесс возвращения экскурсии в арсенал методов школьного и вузовского обучения). Творческий, исследовательский потенциал экскур­сии (экскурсии-экспедиции) находится за рамками внимания современ­ной экскурсионно-туристической деятельности, признак «путешественности» как важнейший в характеристике феномена экскурсии не получил дальнейшего развития в современной экскурсионной теории.

Для наиболее адекватного понимания сущности такого явления, как экскурсия в рамках основных тенденций развития современной туристско-экскурсионной деятельности, можно опираться на ряд определе­ний, позволяющих воспринимать экскурсию в следующем качестве:

целенаправленное освоение действительности через аудиовизуальное ознакомление с тематически объединенными объектами на местности с по­мощью экскурсовода;

методически продуманный показ достопримечательных мест, памятни­ков истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также профессионально подготовленный рассказ экскурсовода о связанных с ними событиях;

наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построен­ный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных услови­ях или расположенных в помещениях предприятия, лаборатории, научно-ис­следовательских институтов, музеев и т.д., под руководством квалифициро­ванного специалиста-экскурсовода.