
- •Глава 2. Генезис теоретических воззрений на природу и экономическую сущность налогов
- •2.1. Предпосылки возникновения налоговых теорий
- •Классификация налоговых теорий
- •2.2. Общие налоговые теории
- •I. Теория обмена и ее разновидности
- •Теория «фискального» договора
- •II. Классическая теория налогов
- •III. Теория налога как «жертвы»
- •IV. Теория удовлетворения коллективных потребностей
- •2.3. Роль налогов в общих экономических теориях XX века
- •I. Кейнсианская концепция государственного регулирования экономики (кейнсианство)
- •II. Неолиберальная концепция государственного регулирования экономики (неолиберализм)
- •III. Концепция «неоклассического синтеза» (экономикс)
- •IV. Новая институциональная концепция
- •2.4. Рассмотрение экономической сущности налогов как неизбежного «зла»
- •2.5. Эволюция позитивного восприятия экономического содержания налогов
2.3. Роль налогов в общих экономических теориях XX века
На протяжении всего XX века непрерывно возрастала роль налогов в обеспечении жизнедеятельности государства и общественного прогресса. На этом основании практически не одна сколько-нибудь значимая экономическая теория не обошла своим вниманием различные аспекты налогообложения. Как уже упоминалось ранее, в восприятии сути налогов они все базируются на методологической платформе теории коллективных (общественных) потребностей. На этом основании их достаточно трудно охарактеризовать как самостоятельные общие налоговые теории, хотя подобное отнесение можно встретить у некоторых авторитетных налоговедов, например, у А.В. Брызгалина и С.В. Барулина. Тем не менее, приведение основных положений экономической мысли XX века, касающейся роли налогов, представляется нам объективно необходимым. Рассмотрим некоторые экономические учения в аспекте роли налогов в государственном регулировании экономики.
I. Кейнсианская концепция государственного регулирования экономики (кейнсианство)
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг., обрушившийся как на развитые, так и на неразвитые в экономическом отношении страны, со всей очевидностью продемонстрировал теоретическую несостоятельность классического подхода, ограничивающего возможности вмешательства государства в экономику. Этот кризис с особой остротой актуализировал необходимость поиска нового смысла роли государства в регулировании экономических процессов рыночного хозяйства. Английский экономист Дж. М. Кейнс (1883-1946) уловил назревшую потребность и в своей работе «Общая теория занятости, процента и денег»24 (1936) сформулировал принципиально новую теорию государственного регулирования экономики.
Ее главный посыл состоял в том, что система рыночных экономических отношений является отнюдь не совершенной и саморегулируемой. Наибольшую занятость и максимальный экономический рост позволяет обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. Эффективность этого вмешательства будет определяться возможностями изыскания средств для увеличения государственных инвестиций, достижения полной занятости населения, перспективами снижения процентной ставки по кредитным ресурсам. А в качестве основных мер такого вмешательства Кейнс выделил манипулирование налогами. Соответственно, сформулировал рецепты бюджетной и налоговой политики для предотвращения цикличности развития экономики и обеспечения большей равномерности ее развития.
Основной рецепт этой политики, по Кейнсу, – использование налогов как «встроенных стабилизаторов» экономики, которыми необходимо активно манипулировать. В период экономической рецессии следует снижать налоги, предоставлять большее количество льгот и формировать соответствующие налоговые режимы, что должно приводить к повышению инвестиционной активности и оживлению экономического производства. В период экономического подъема, наоборот, следует повышать налоги, сокращать льготы и соответствующие режимы, что будет приводить к обратному эффекту – сдерживанию роста инвестиционной активности и предотвращению наступления в дальнейшем кризиса перепроизводства.
Общетеоретическое понимание Кейнсом налогов основывалось на восприятии их как источника, причем принудительного, удовлетворения общественных потребностей. Следует отметить, что такой подход к налогам несколько шире неоклассического. Если последние рассматривали возможность принудительного финансирования за счет налогов в первую очередь неделимых коллективных потребностей, в которых заинтересованность отдельных индивидов проявляется крайне незначительно, то Кейнс придал новый смысл общественным потребностям.
Эти потребности значительно шире неделимых коллективных, во-первых, на сумму государственных инвестиций, за расширение которых ратовал Кейнс. По его мнению, частные инвестиции – слабый регулятор. Их необходимо активно дополнять инвестициями из государственного бюджета, т.е. за счет налоговых поступлений. Он иронично замечал, что можно было бы государству финансировать и общественные работы, даже если они бесполезны, лишь бы занять безработных. Не столь важно, куда пойдут бюджетные средства, важно, чтобы они через мультипликационный эффект привели к увеличению занятости и росту национального дохода. Даже такие бесполезные инвестиции, подобные, например, строительству египетских пирамид, приведут к положительному эффекту действия мультипликатора. Государственные инвестиции настолько важны, что даже в случае недостаточности налоговых поступлений они должны обеспечиваться за счет дополнительной эмиссии денег. Во-вторых, общественная потребность, по Кейнсу, включает в себя также необходимость увеличения за счет бюджетных средств (через повышение пенсий, стипендий, пособий) доходов, и, соответственно, покупательной способности малообеспеченных слоев населения, что способствовало бы подкачке эффективного спроса на предметы потребления.
Вообще, стимулирование эффективного спроса, под которым он понимал совокупный платежеспособный спрос, определяющий уровень занятости, является лейтмотивом учения Кейнса. Важной задачей налоговой системы должно стать ограничение эффективного спроса в период экономического подъема и стимулирование этого спроса при экономическом спаде. Принцип стабильности налоговой системы, по Кейнсу, не столь значим – он вторичен по отношению к принципу подвижности.
Основной вклад Кейнса в теорию налогообложения заключается именно в том, что он обосновал значимость регулирующей функции налогов. Кроме того, он вскрыл позитивную роль налогов, позволяющую воздействовать посредством налогообложения на перераспределение ресурсов в экономике. В частности, такое перераспределение заключается в изъятии посредством налогов избыточных сбережений населения, которые не трансформируются в частные инвестиции, представляя пассивный источник дохода. Налогообложение же позволяет переориентировать их в государственные инвестиции, превратив их в активный источник доходов.
Кейнсианская теория явилась поворотным пунктом в формировании экономически обоснованной налоговой политики развитых стран в середине XX века. Характеризуя свое отношение к данной теории, известнейший экономист М. Блауг восклицает: «Кейнсианская революция действительно имела место»25.
В середине 50-х гг. XX века на базе кейнсианской теории стали оформляться различные школы, разрабатывающие неокейнсианскую доктрину государственного регулирования экономики. Опираясь на учение Кейнса о необходимости применения активной налоговой политики, представители американской школы (Э. Хансен, С. Харрис и др.) обосновывали целесообразность дальнейшего увеличения налогов с доходов населения для трансформации их в государственные инвестиции.
Кроме того, для предотвращения цикличности развития экономики неокейнсианцы предлагали использовать не только манипулирование налогами как «встроенными стабилизаторами», но и асимметричное манипулирование государственными инвестициями. В период экономической рецессии, по их мнению, следует не только снижать налоги, но и одновременно увеличивать эти инвестиции. Такое увеличение следует осуществлять посредством новых государственных займов и дополнительной эмиссией денег, несмотря на увеличение инфляции и рост дефицита государственного бюджета. Наоборот, в период подъема экономики государственные инвестиции следует ограничивать.
Следует отметить значительную популярность кейнсианских и неокейнсианских идей налоговой и бюджетной политики в развитых странах. В этой связи примечателен следующий вывод: «Реализация общей теории Дж. Кейнса на практике привела страны Запада к социалистической ориентации. К сожалению, каждая страна сделала это за счет увеличения своего общегосударственного бюджетного дефицита. Дефициты западных стран сейчас огромны. Другой бедой этой политики стала нескончаемая инфляция»26. В результате взоры многих политических деятелей стали в 70-х гг. обращаться к идеям неолиберализма.