Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
федоров гл.4.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
3.1 Mб
Скачать

3.8. Проектное прогнозирование: структурная схема и контуры прогностической модели7

Для характеристики различных видов и жанров дизайн-прогнозирования используются два основных понятия: «футуродизайн» и «проектное прогнозирование». За рубежом понятие «футуродизайн» охватывает широкое многообразие видов деятельности: перспективные проекты и идеи, проектные прогнозы, дизайн-фантазии, дизайн-утопии и многое другое. Термин же «проектное прогнозирование» там практически не известен.

Введение термина «футуродизайн» в отечественной специальной литературе представляется необходимым потому, что множество видов и жанров дизайна будущего не претендует на роль прогноза в строгом смысле этого слова. Понятие «футуродизайн», будучи производным от понятия «дизайн», вбирает в себя комплекс определений, характеризующих особую сферу дизайн-деятельности — сферу будущего. Поэтому футуродизайн предстает перед нами, с одной стороны, в виде конкретных результатов дизайн-деятельности — прогностических проектов и моделей-концепций предметной среды, а с другой — как процесс про­гнозной проектной деятельности, т.е. процесс выдвижения и разработки новых идей, порождения творческих замыслов. Эта сторона футуродизайна чрезвычайно важна для развития проектной культуры, поскольку стимулирует творческую д­ятельность проектировщиков.

Понятие «проектное прогнозирование» также возникло в сфере дизайна. Произошло это не случайно. С решением задач прогнозирования дизайнер сталкивается всякий раз, когда проектирует новые изделия, т.е. изделия и объекты, которых еще нет, но которые появятся в недалеком будущем, после освоения их производства промышленностью [1; 2]. Хотя элементы прогноза присутствуют в каждом оригинальном дизайнерском проекте, говорить о том, что проектирование и проектное прогнозирование — это одно и то же, было бы ошибочным. В проектном прогнозировании элемент прогноза обретает относительно самостоятельную, порой доминирующую роль. Это качественно преобразует процесс проектирования, поскольку в этом случае он опирается на научное предвидение изменений проектной ситуации, окружающей среды, состава потребителей, их потребностей и т.д.

Данные прогноза сознательно закладываются в основу проектных разработок, а результаты поискового проектирования используются для уточнения и корректировки первоначальных прогнозных формулировок. Если прогноз выявляет какой-то недостаток в организации предметной среды, проект устраняет этот недостаток. В этом заключено основное противоречие проектного про­гнозирования: оно осуществляется именно для того, чтобы ожидаемый неблагоприятный прогноз не сбылся, чтобы действие отрицательных факторов было нейтрализовано, а окружающая человека предметная среда приобрела функциональную целостность и гармоничность.

Прогнозирование — это научное предвидение, фиксирующее ожидаемую вероятность того или иного события, которое должно произойти. Про­гнозист находится в позиции стороннего наблюдателя, не ставящего цель изменить процесс или предотвратить событие.

Проектирование, в отличие от прогнозирования, — активный созидательный процесс, изначально направленный на изменение исходной ситуации. Проектирование создает новый объект, т.е. то, чего нет. Проект при этом выступает не в роли предсказателя, а в роли нормативного акта, закона, который должен быть осуществлен. Проект предписывает производству, что и как надо делать, а также показывает, что в результате должно получиться.

Проектное прогнозирование — это соединение проекта и прогноза в единое целое. От прогноза оно берет нацеленность в будущее и научную обо­снованность ожидаемого результата, а от проектирования — процесс введения инноваций, творческого созидания нового, возможность вариантного моделирования объекта, формулирование того, что нужно человеку. Проектное прогнозирование — это метод проектирования, используемый для перспективной разработки новых изделий и предметной среды будущего.

В структуру проектного прогнозирования входят четыре блока. Каждый блок характеризует особый срез проектных прогнозов (табл. 10).

1. Проблемно-целевой блок задает общую цель и объект прогнозирования. Основная операция — анализ исходной ситуации: социально-культур­ный, производственно-экономический, структурно-типологический. Цель анализа — проблематизация исходной ситуации, выявление элементов и структурных связей, которые должны быть преобразованы для формирования качественно нового объекта, обладающего новым уровнем ценностей.

2. Концептуально-моделирующий блок формирует и представляет логическую модель объекта разработки, имеющую четко выраженную структуру, предметное наполнение и систему связей, изменение которых ведет к изменению функций и структуры объекта в целом. Концептуальная модель объекта раскрывает его типологию, выявляет особенности классификации элементов, их типаж, ассортимент и т.п. Модель позволяет представить объект разработки в виде слаженно функционирующего потребительского комплекса изделий, что, в свою очередь, дает возможность обосновать недостатки исходной ситуации и наметить пути их устранения.

3. Прогнозно-концептуальный блок характеризует закономерности и тенденции развития объекта во времени. Объект разработки рассматривается ретроспективно для выявления основных этапов его эволюции и характерных преобразований структуры и функций. Исторический взгляд на развитие объекта сочетается с концептуальным моделированием его последовательных изменений во времени. Это позволяет выявить закономерные тенденции развития объекта и на основе этих тенденций предвидеть его воз­можные изменения на ближайшем и перспективных этапах.

4. Прогнозно-проектный блок охватывает проведение проектных работ, фиксирующих преобразование объекта на ближайшем и перспективных этапах. Его содержание — наполнение модели объекта предметно-морфологическими свойствами и характеристиками, перевод логических по­нятий и определений в наглядные образы, представленные в проектной форме, определение новых функций и структуры объекта. Проектной разработке подлежат потребительский комплекс в целом, типология изделий (типаж, ассортимент), их потребительские свойства. Особое внимание уделяется качественно новым видам изделий, структура и функции которых выявляются в процессе прогноза. Прогноз завершается представлением прогнозно-проектных разработок с приложением научных и социально-экономических обоснований.

Результат прогноза — это комплексный объект проектного прогнозирования, задающий переход от исходной ситуации к качественно новым ситу­ациям и образованиям, поэтапно улучшающим свою функциональную структуру, предметно-образное содержание и потребительские свойства.

Объектом прогнозирования могут служить как отдельные изделия, так и потребительские комплексы изделий, фрагменты предметной среды, функционирующие в системе «человек—предмет—среда». В теоретическом плане принципиальный интерес представляют подходы к построению социально-экономической макромодели для осуществления проектного прогноза предметной среды. Составляющими модели являются такие специфические образования как основные производственные и непроизводственные фонды, сред­ства производства и предметы потребления. Цель построения модели — определение тех важнейших структурных изменений в сферах производства и потребления, их предметного наполнения и преобразования, которые должны служить ориентиром перестройки нашей экономики и условий жизни.

Сложившаяся структура окружающей нас предметной среды труда, отдыха и быта далека от совершенства. Причина этого — образовавшийся дисбаланс производственной и непроизводственной сфер. Из года в год возрастали производственные фонды и столь же последовательно сокращалась доля средств, направляемых в непроизводственную сферу. Сегодня стоимость основных не­производственных фондов вдвое ниже стоимости основных производственных фондов, а удельный вес производства предметов потребления в общем объеме производства составляет одну четверть.

Производственная сфера гипертрофирована. Но, может быть, она имеет пропорциональную структуру хотя бы внутри себя? Оказывается, что и это не так. Основной дисбаланс, который здесь обнаруживается, — это неразвитость средств производства, производящих предметы потребления. Так, удельный вес основных фондов легкой промышленности в общей стоимости промышленно-производственных фондов составляет всего лишь 4 %, а пищевой промышленности, входящей в аграрно-промышленный комплекс — 6,3 %.

Задача состоит в том, чтобы наметить контуры социально-экономической модели, реализация которой позволит, на наш взгляд, коренным образом изменить ситуацию с производством товаров и услуг и обеспечит действительный поворот об­щественного производства к удовлетворению потребностей человека. Согласно этой модели, удельный вес основных непроизводственных фондов (жилые дома, школы, больницы, учреждения науки, культуры, просвещения и др.) должен возрасти почти вдвое по отношению к основным производственным фондам (промышленные предприятия, их оборудование, производственный транспорт, связь и т.д.). О необходимости таких изменений свидетельствует сложившаяся структура основных фондов в промышленно развитых странах — США, Японии, ФРГ.

Аналогичные изменения должны произойти и в объемах производства средств производства (группа А) и предметов потребления (группа Б). Доля предметов потребления в общем объеме производства также должна возрасти вдвое и достичь соотношения, сложившегося в сфере экономики промышленно развитых стран.

Указанные изменения в структуре производства и потребления приведут к принципиальным сдвигам в распределении населения по отраслям народного хозяйства. Доля населения, занятого в непроизводственной сфере, возрастет с 27 % до 50—55 %. Существенно изменится при этом и система оплаты труда. Доля фонда заработной платы в национальном доходе составляет у нас 36,6 %, в то время как во всех странах мира она колеблется в пределах 60—80%. В России в 1908 году она составляла 55 %, а в США сегодня достигает 64 % [3]. Все это говорит о том, что увеличение доли заработной платы в национальном доходе до 55—60 % оправдано и экономически, и социально.

Представленная макромодель проектного прогноза намечает лишь общие контуры преобразования экономических структур, определяющих развитие социальной сферы и всей предметной среды, формирующей условия жизнедеятельности человека. Эта модель показывает, какая огромная созидательная работа ожидает общество, провозгласившего своей целью не на словах, а на деле, поставить человека в центр общественного развития, обеспечить ему достойные условия жизни и труда, социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития и духовного расцвета личности.

Литература

    1. Григорьев Э., Федоров М. Прогнозирование в дизайне. / Основы технической эстетики: Расширенные тезисы. - М.: ВНИИТЭ, 1970.

    2. Григорьев Э., Федоров М. Проектный метод прогнози­рования. // «Техническая эстетика», 1970. — № 10, 11.

    3. Зайчепко А. США — СССР: личное потребление (некоторые сопоставления). // «США: экономика, политика, идеология», 1988. — № 12.