- •Л3. Цели и организация профессиональной оценки интеллектуальной собственности
- •Расширенный перечень стандартных ставок роялти в % от цены единицы продукции или от суммы продаж (объема реализации)
- •Проведение оценки интеллектуальной собственности
- •Базы оценки
- •1. Денежный поток и прибыль после налогообложения.
- •Учет нематериальных активов
Учет нематериальных активов
В России учет нематериальных активов регулируется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ ПБУ 14/2000. В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.
Тот факт, что объекту учета можно вменить некоторое учетное наименование, указывает на то, что он идентифицируем и распознаваем. Момент идентификации, по оценке многих специалистов, весьма спорен. Тем не менее к нематериальным активам могут быть отнесены объекты, отвечающие следующим условиям (п. 3 Положения):
отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т.п.). Инвентарным объектом нематериальных активов считается совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора уступки прав и т.п. Основным признаком, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо использовании для управленческих нужд организации.
Срок полезного использования нематериальных активов определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования нематериальных активов производится исходя:
из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации;
ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход).
Существуют нематериальные активы, по которым невозможно определить срок полезного использования. Тогда нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности организации). Срок полезного использования нематериальных активов не может превышать срок деятельности организации.
Нематериальные активы учитываются по первоначальной и остаточной стоимости. Первоначальная стоимость нематериальных активов зависит от источника их приобретения.
Первоначальной стоимостью нематериальных активов признается:
• для объектов нематериальных активов, приобретенных за плату, — сумма всех фактических расходов на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации):
Первоначальная стоимость НМА = Фактические расходы на приобретение - НДС,
где фактические расходы на приобретение нематериальных активов — это суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу); суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов; регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с уступкой (приобретением) исключительных прав правообладателя; невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта нематериальных активов; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов; иные расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериальных активов;
для объектов нематериальных активов, приобретенных в счет вклада в уставной капитал, первоначальная стоимость определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
для объектов нематериальных активов, созданных самой организацией, первоначальная стоимость определяется как сумма всех фактических расходов на создание, изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов:
Первоначальная стоимость НМА = Фактические расходы на создание (изготовление) - НДС,
где фактические расходы на создание, изготовление — это израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций по контрагентским (соисполнительским) договорам, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств и т.п.
Нематериальные активы считаются созданными в случае, если:
а) исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в порядке выполнения служебных обязанностей или по конкретному заданию работодателя, принадлежит организации-работодателю;
б) исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, полученные автором (авторами) по договору с заказчиком, не являющимся работодателем, принадлежит организации-заказчику;
в) свидетельство на товарный знак или на право пользования наименованием места происхождения товара выдано на имя организации;
для объектов нематериальных активов, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), первоначальная стоимость определяется исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету;
для объектов нематериальных активов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежними средствами, первоначальная стоимость определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией:
Первоначальная стоимость НМА = Стоимость товаров (ценностей),
где стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей);
• для объектов нематериальных активов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, определение первоначальной стоимости производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату приобретения организацией объектов.
Проблема признания и отнесения объекта учета к нематериальным активам достаточно сложна и противоречива. Грань, отделяющая нематериальные активы от расходов будущих периодов, достаточно неопределенна. Их можно сгруппировать следующим образом (табл. 2.2).
Таблица 2
Объекты, учитываемые как нематериальные активы |
Объекты, учитываемые как расходы будущих периодов |
Фирменные марки и наименования Авторские права Обязательства не вступать в конкуренцию Лицензии и франшизы Гудвилл Права на эксплуатацию Патенты Документированные консультации Торговые знаки Технологии, рецепты, формулы, чертежи и прототипы Компьютерное программное обеспечение |
Реклама и пропаганда Авторские авансы Затраты на разработку программных продуктов Эмиссионные расходы Маркетинговые исследования Организационные расходы Расходы по подготовке кадров Затраты на ремонт Судебные расходы Стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ |
Анализ структуры нематериальных активов и организационных расходов позволяет сделать вывод, что до того момента, пока потенциальный объект нематериальных активов не имеет правоопределяемых характеристик, все расходы, связанные с его разработкой, поиском, содержанием и т.п., относятся на расходы будущих периодов. Как только объект (проект, товарный знак, разработка и т.п.) приобретает правоопределяемые характеристики и приобретается организацией на срок более 12 месяцев, он относится к нематериальным активам.
