
- •Глава I. Национально-освободительное движение казахского народа против колонизации
- •§ 1. Начало и характер национально- освободительного движения в казахстане в 1916 г.
- •§ 2. Ход национально-освободительного движения
- •Глава II. Казахстан в период февральской
- •§ 3 Казахстан в период февральской буржуазно- демократической революции
- •§4. Казахстан накануне и в период октябрьского переворота 1917 г.
- •Глава III. Советы в казахстане.
- •§ 5. Установление советской власти в казахстане
- •§ 6. Казахстан в годы иностранной интервенции и гражданской войны (1918—1920 гг.)
- •§ 7. Восстановление казахской нацнональной государственности
- •§ 8. Трудности новой жизни
- •Глава IV. Развитие казахстана во второй половине 20-х и в 30-е годы XX в.
- •§ 9. Курс на индустриализацию казахстана
- •§ 10. Коллективизация сельского хозяйства в казахстане
- •§ 11. Общественно-политическая жизнь в 30-е годы
- •§ 12. Образование казахской советской социалистической республики
- •Глава V. Казахстан накануне и в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
- •Глава VI. Культура казахстана (1920—1945)
- •§ 15. Образование и наука
- •§ 16. Литература и искусство
- •Глава VII. Казахстан во второй половине 40-х - середине 60-х годов
- •§ 17. Общественно-политическая жизнь
- •§ 18. В условиях политического давления
Глава IV. Развитие казахстана во второй половине 20-х и в 30-е годы XX в.
§ 9. Курс на индустриализацию казахстана
Курс на индустриализацию, трудности, ход процесса, успехи. Турксиб и другие индустриальные объекты. Особенности индуст- рии Казахстана.
Начало индустриализации. Процесс индустриализации в Казахстане начался несколько позже, чем в других районах страны, и по времени совпал с первой пятилеткой развития народного хозяйства Союза Советских Социалистических Республик (СССР) (1928—1932 гг.). Он происходил в сложных условиях. Восстановление народного хозяйства республики еще не было завершено: промышленное производство в целом достигло только 61% довоенного уровня. Промышленность была представлена несколькими нефтепромыслами в Урало- Эмбинском районе, небольшими угольными разработками в Центральном Казахстане и маломощными предприятиями цветной металлургии на Алтае. Научные знания о богатом и обширном казахском крае, накопленные до революции, были невелики. Слабо были раз- виты средства связи и транспорт. В экономике Казахста- на преобладало сельское хозяйство. Изменения, произошедшие в экономике края в период новой экономической политики, еще были не заметны.
Для становления народного хозяйства страны необхо- димо было развивать ведущие отрасли тяжелой промыш- ленности, восстанавливать старые и строить новые шахты и рудники, предприятия всех отраслей промышленности, опирающихся на использование местных ресурсов, соору- жения железных дорог и технических средств связи. Требовалось формирование рабочего класса и производ- ственно-технической интеллигенции путем широкого привлечения, в первую очередь, представителей коренного населения.
Индустриализация проходила в тяжелых условиях. Это было вызвано насаждением командно-бюрокра- тического метода руководства. Ф. И. Голощекин, зани- мавший пост первого секретаря Казкрайкома в 1925—1933 гг., в прошлом революционер-профессионал, пытаясь выступать в роли теоретика социализма в условиях некапиталистического развития, был проводником жест- кого курса Сталина, идеи регионального вождизма.
Филипп Исаевич Голощекин доказывал, что аул "не почувствовал дыхания Октября", "то, что происходило у нас до осени 1925 г., можно было бы назвать предысторией Казахстана и его партийной организации". Он проповедовал идею проведения "Малого Октября". Курс Голощекина встретил в Казахстане серьезное сопротивление. Тогда он решил обратиться с письмом к И. В. Сталину, где излагал сущность линии бюро Крайкома партии. И. В. Сталин дал краткий, но весьма определенный ответ: политика Голощекина является "единственно правильной политикой".
Разумные голоса местных партийных, советских, хозяй- ственных кадров о необходимости пересмотра в ходе осуществления индустриализации колониальной струк- туры экономики края, прежде всего — в промышленности (С. Садвакасов, Ж. Мынбаев и др.), квалифицировались Ф. Голощекиным, И. Курамысовым и их сподвижниками как проявление местного национализма. Призывы некоторых экономистов из планирующих органов по поводу темпов индустриализации, соответствующих уровню развития производительных сил, наличию трудо- вых ресурсов, считались проявлением великодержавного шовинизма.
Индустриализация в Казахстане началась с изучения естественных ресурсов, необходимых для будущей про- мышленности. Комплексные экспедиции, организованные Академией наук СССР в конце 20 — начале 30-х годов с участием многих видных ученых, охватили практически всю территорию республики. Минерально-сырьевые ресурсы Центрального Казахстана изучала большая группа геологов и геофизиков под общим руководством академика Н. С. Курнакова. В результате своих исследо- ваний она доказала, что Казахская республика является “сплошной металлогенической провинцией Советского Союза”. Академик И. М. Губкин, занимавшийся с первых дней Советской власти изучением Урало-Эмбинского нефтяного района, пришел к выводу, что это место- рождение — одна из богатейших нефтяных областей страны. В это же время началась большая работа по изучению производительных сил республики. Казахский инженер-геолог К. И. Сатпаев произвел тщательную раз- ведку месторождений меди в районе Джезказгана и доказал перспективность региона.
Ведущие индустриальные объекты Казахстана. В 1927 г. началось строительство Туркестано-Сибирской железной дороги. Строительство этой железной дороги вошло в историю нашей страны как трудовой подвиг народа. На ее строительстве трудились почти 100 тыс. человек: русские, казахи, украинцы, киргизы, дунгане, татары, башкиры. Около десяти тысяч рабочих-казахов стали специалистами — железнодорожниками, строи- телями, техниками, мастерами дорожного дела.
В числе рядовых строителей были Д. Омаров, прошедший впоследствии путь до начальника Турксиба; Т. Казыбеков, ставший Героем Социалисти- ческого Труда, начальником треста "Казахтрансстрой".
Рабочий Н.Тимофеев вспоминал: “Строители преодолевали большие преграды. Стальная дорога прокладывалась через бесконечные степи, горные хребты, реки, глубокие ущелья. Летом — невыносимая жара, зимой — сильный мороз и снежные бури. Но никакие трудности не смогли остановить советского человека".
Турксиб был построен за три года вместо пяти, наме- ченных по плану. 28 апреля 1930 г. северный и южный участки сомкнулись на ст. Айнабулак, и дорога была сдана во временную, с января 1931 г. — в постоянную эксплуатацию. Строительство Турксиба — одной из удар- ных строек первой пятилетки — имело огромное госу- дарственное и социально-экономическое значение. Дорога соединила Среднюю Азию с районами Сибири, повлияла на подъем экономики и культуры восточных районов страны.
За годы довоенных пятилеток в Казахстане были сооружены шахты Караганды, нефтепромыслы Эмбы, Чимкентский свинцовый завод, Балхашский и Джезказ- ганский горно-металлургические комбинаты, полиметал- лические предприятия на Рудном Алтае и в Ачисае, Актюбинский комбинат, тепло- и гидроэлектростанции, предприятия промышленности строительных материалов.
Угольная Караганда с предприятиями цветной метал- лургии Балхаша, Карсакпая, Джезказгана представляла собой гигантский промышленный комплекс. Мощные рудники, действующие и строящиеся предприятия цветной металлургии, развернутая энергетическая база придавали цельность индустриальному региону Рудного Алтая. Строительство Чимкентского свинцового, Балхаш- ского медеплавильного, Лениногорского, Зыряновского полиметаллических комбинатов, Ачисайского, Коунрад- ского рудников, освоение Джезказганского месторождения превратили цветную металлургию в ведущую отрасль промышленности Казахстана. Велик был удельный вес в индустриальном развитии республики и Прииртышья. Все более возрастала индустриальная мощь столицы и юга Казахстана. Огромные степные просторы республики покрылись сетью железных и шоссейных дорог.
Закладывались основы будущих промышленных узлов Казахстана и одновременно укреплялась их взаимосвязь с ранее существовавшими экономическими районами дру- гих республик. Так, в предвоенные годы сложился сырье- вой регион Центрального Казахстана, который снабжал рудой, металлом, углем промышленные предприятия Южного Урала. Рудный Алтай как бы стыковался с индустриальным комплексом Сибири. Треугольник Урал— Сибирь—Казахстан занимал ведущее положение в СССР по производству цинка, меди, свинца и других страте- гических металлов. Нефтяная Эмба по существу являлась частью новой нефтяной базы, создаваемой в Западном Казахстане.
Особенности индустриализации в Казахстане. Ин-
дустриализация осуществлялась сверху, командными, административными методами, директивным планиро- ванием, безусловным подчинением Центру. Репрессивная политика: развертывание лагерей, огражденных от мира колючей проволокой, силовое разрушение векового уклада жизни кочевников, ломка традиций народов, обнищание и голод казахских шаруа и крестьян других регионов, громадное напряжение сил народа — все это стало типичными признаками индустриализации страны. Причем ударными темпами осваивались, главным образом, источники сырья. По существу, заводы и фабрики не выпускали конечную продукцию.
Преимущественное развитие в годы индустриализации получили, как и до революции, традиционные отрасли добывающей и химической промышленности. Предприятия же машиностроения, металлургии, оборонной про- мышленности отсутствовали. Серьезно отставала энерге- тическая база, промышленность строительных материалов. Казахстан оставался поставщиком многих видов горно- рудного сырья.
Нефть добывалась на Эмбе, а центр по нефтепереработке строился в Орске. Медь Балхаша, свинец Чимкентского завода, редкие металлы Алтая также вывозились за пределы Казахстана. Квалифицированные кадры рабочих, инженерно-технические работники завозились извне, преимущественно из РСФСР, Украины. Местные кадры оставались еще долгие годы неквалифицированньіми рабочими.
Развитие золотодобывающей промышленности позво- лило выделить значительные средства для укрепления финансовой системы страны. Из республики почти за бесценок выкачивались редкие металлы, нефть, уголь, фосфориты, завозились дорогие готовые изделия. Грузооборот железнодорожного транспорта превысил уровень 1913 г. в 21,3 раза, главным образом за счет перевозки уникального природного богатства края.
Казахская интеллигенция выражала недовольство таким положением вещей. С. Садвакасов с горечью говорил: “Казахстан был и остался колонией...”. Несмотря на то, что в ликвидации экономического неравенства республики с разврпыми регионами страны были достигнуты существен- ные сдвиги, Казахстан сильно отставал от них в произ- водстве промышленной продукции на душу населения.
Усиленно шел процесс урбанизации. Выросли десятки новых городов и поселков городского типа. Но все же удельный вес казахов в составе рабочего класса и среди городского населения рос медленно.
В 1939 г. в городах республики проживали 375 тыс. казахов. Хотя это и было в пять раз больше, чем в 1926 г., в городах Казахстана представителей коренного населения было меньше. В городах и поселках городского типа накануне войны проживали всего 16% казахов. Городское население росло за счет рабочих, инженеров и техников, прибывших из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Свердловска и других городов.