
- •Глава I. Национально-освободительное движение казахского народа против колонизации
- •§ 1. Начало и характер национально- освободительного движения в казахстане в 1916 г.
- •§ 2. Ход национально-освободительного движения
- •Глава II. Казахстан в период февральской
- •§ 3 Казахстан в период февральской буржуазно- демократической революции
- •§4. Казахстан накануне и в период октябрьского переворота 1917 г.
- •Глава III. Советы в казахстане.
- •§ 5. Установление советской власти в казахстане
- •§ 6. Казахстан в годы иностранной интервенции и гражданской войны (1918—1920 гг.)
- •§ 7. Восстановление казахской нацнональной государственности
- •§ 8. Трудности новой жизни
- •Глава IV. Развитие казахстана во второй половине 20-х и в 30-е годы XX в.
- •§ 9. Курс на индустриализацию казахстана
- •§ 10. Коллективизация сельского хозяйства в казахстане
- •§ 11. Общественно-политическая жизнь в 30-е годы
- •§ 12. Образование казахской советской социалистической республики
- •Глава V. Казахстан накануне и в годы великой отечественной войны (1941-1945 гг.)
- •Глава VI. Культура казахстана (1920—1945)
- •§ 15. Образование и наука
- •§ 16. Литература и искусство
- •Глава VII. Казахстан во второй половине 40-х - середине 60-х годов
- •§ 17. Общественно-политическая жизнь
- •§ 18. В условиях политического давления
§ 11. Общественно-политическая жизнь в 30-е годы
Тоталитарный, казарменный характер социализма. Политические репрессии национальной интеллигенции. Сталинские лагеря.
Сталинский казарменный социализм. В 30-е годы в стране повсеместно установились социалистические отношения. Земля, фабрики и заводы, колхозы и совхозы перешли в собственность государства. С одной стороны, провозглашалась общественная собственность на средства производства, с другой, — шло отчуждение крестьянства от земли. Рабочие продолжали оставаться бесправными, отстраненными от централизованной государственной собственности. В стране утвердилась бюрократическая централизация, провозглашенная Конституцией СССР 1936 г.
Суверенитет республик не получил на деле полной реализации. Республики были лишены законодательной инициативы, чему способствовал диктат Центра. Социализм принимал тоталитарный, казарменный характер.
Теория Сталина об обострении классовой борьбы по мере продвижения по пути социализма послужила базой для расширения функций карательных органов, ограничения роли Советов как органов государственной власти. Все больше и больше попирались права личности. В составе союзного Наркомата внутренних дел был создан особый совещательный орган, применяющий репрессивные меры (ссылка, заключение в исправительные лагеря, высылка за пределы СССР).
Массовые репрессии интеллигенции. Волна репрессий обрушилась и на Казахстан. В результате пострадала прежде всего казахская творческая интеллигенция, перешедшая в конце Гражданской войны на платформу Советской власти и по мере сил служившая ей в последующие годы.
Репрессиям подверглись А. Ермеков, X. Досмухамедов, А. Бокейханов и многие другие члены партии "Алаш". В апреле 1930 г. коллегия ОГПУ Казахской АССР приговорила к расстрелу одного из основоположников казахской советской литературы Жусупбека Аймауытова.
Вслед за процессом над "промпартией заговор" строителей "красной столицы" (Кзыл-Орда, 1928). Выездная сессия Верховного суда РСФСР провела процесс над группой талантливых архитекторов и инженеров (П. Т. Буддаси, С. Б. Голдгор, С. А. Баграксв, М. Тынышпаев и др.).
В 1937—1938 гг. террор принял массовый характер. Главным противоречием этого насилия было то, что преследованию подвергались не только противники Советской власти, но и борцы за коммунистические идеи. В эти годы были репрессированы многие из тех, кто участвовал в установлении и упрочении Советской власти. Судьба не пощадила и многих посланцев ЦК ВКП(б) в Казахстан, преданных делу партии.
Среди них были член партии с 1905 г., профессиональный революционер В. Н. Андронников, член партии с 1917 г. Л. И. Мирзоян, член партии с 1919 г., участник Гражданской войны К. Я. Рафальский, член партии с 1917 г.
Были репрессированы и расстреляны представители казахской литературы С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, М. Жумабаев, М. Дулатов. Серьезный урон был нанесен науке Казахстана. Подвергались репрессиям основатель казахской лингвистики А. Байтурсынов, известный ученый-языковед профессор К. Жубанов, основатель казахской исторической школы профессор С. Д. Асфендиаров, один из руководителей Казахского филиала АН СССР М. Тулепов и др
На карте Казахстана появился Карагандинский исправительно-трудовой лагерь особого режима (Карлаг).
В Карлаге долгие годы томились соратник и друг К. Э. Циолковского ученый А. Л. Чижевский, автор уникального труда по теории крови в условиях невесомости; знаменитый селекционер, академик, дважды Герой Социалистического Труда В. С. Пустовойт; основатель радиационной генетики Н. В. Тимофеев-Ресовский; крупный специалист по теплотехнике профессор В. Л. Пржецлавский, соратник академика С. П. Королева; Т. М. Людвиг, член-корреспондент Академии архитектуры и многие др.
Концентрационные лагеря, расположенные на территории Казахстана
На территории Карагандинской области, главным образом в Осакаровском районе, в 1931 г. возникло при- мерно двадцать пять поселков-обсерваций. Осенью 1932 г. прибыло несколько эшелонов репрессированных из Кубани. Условия труда и быта спецпереселенцев были неимоверно тяжелыми.
Через гулаговские жернова прошла 101 тыс. казахстанцев, более 27 тыс. были расстреляны. Идеология культа личности, исказившая суть социалистического строительства, обрекла страну на трагедию. Исторический опыт показал, что только победа подлинно гуманного общества, приоритет общечеловеческих ценностей могут избавить человечество от повторения подобных преступлений. Выяснено, что за период 30—40-х и начала 50-х годов более половины дел о контр- революционных преступлениях рассмотрены несудебными органами — коллегией ОГПУ, “тройками”, особыми совещаниями.
В Степном лагере, Акмолинском лагере жен изменников Родины (АЛЖИР) находились невинные люди, заключенные на огромные сроки. ОГПУ и НКВД не щадили ни женщин, ни детей. Только в одном АЛЖИРе были заключены жена и дочь Т. Рыскулова, жены С. Сейфуллина, Т. Жургенова, Левон Мирзоян С. Кожанова и многих других
деятелей, независимо от национальной принадлежности, жены политических деятелей из зарубежных стран.
Казахский народ с присущей ему отзывчивостью помогал пострадавшим в результате сталинских репрессий. Люди делились едой, жильем, помогали адаптироваться к новым условиям. Большинство переселенных навсегда осталось жить на казахской земле.