- •Глава 1 Развитие начального женского образования в Западных губерниях Российской империи во второй половине хiх – начале хх вв.
- •Глава 2 Средние женские учебные заведения в Беларуси во второй половине XIX – начале хх вв.
- •2.2 Женские училища духовного ведомства
- •Глава 3 Устройство средних женских учебных заведений Мариинского ведомства
- •3.2 Преподавательские кадры
- •3.3 Учебно-воспитательный процесс
- •Глава 4 Управление и учебный процесс в средних женских училищах духовного ведомства
3.2 Преподавательские кадры
Преподавателями женских гимназий, могли быть:
• лица с аттестатом об окончании полного курса высшего учебного заведения, если предмет, к преподаванию которого они назначались, изучался ими;
• лица, имеющие свидетельство на звание учителя гимназии или реального училища. Для преподавания языков могли быть определяемы и лица, имеющие свидетельство на звание домашних учителей;
• лица, не имеющие специального образования, но известные местному начальству своей учительской деятельностью;
Высшее образование женщины-учителя получали за границей. В конце XIX в. расширились возможности подготовки преподавательниц для гимназий. В ряде городов России были открыты Высшие курсы для женщин, в Санкт-Петербурге - Женский педагогический институт. [19, с. 63].
Женские гимназии встречали затруднения в том, чтобы иметь своих постоянных учителей из лиц с высшим образованием. Чтобы облегчить поиск кандидатов в преподаватели для женских гимназий, учителям, имеющим право на преподавание в мужских средних учебных заведениях, в женских платили больше.
Право преподавания рисования во всех учебных заведениях имели окончившие курсы художественных училищ или школ живописи, а также лица, получившие свидетельства на право преподавания рисования после сдачи экзамена. Преподавать черчение могли лица, окончившие архитектурное отделение высшего художественного училища в Санкт-Петербурге, а также другие художественные училища, высшие технические учебные заведения, математические курсы в университетах и сдавшие дополнительный экзамен по черчению [19, с. 77].
Для получения права на преподавание рукоделия во всех классах гимназии требовалось окончание курса женского среднего учебного заведения (или свидетельство о знании этого курса) и звание домашней наставницы или домашней учительницы. Проводились специальные испытания на звание учительницы рукоделия в женских гимназиях и прогимназиях по правилам, составленным Министерством народного просвещения. Мнением Государственного совета от 10 июня 1900г. учительницам рукоделия в женских гимназиях и прогимназиях предоставлялись равные права с преподавателями научных предметов.
17 октября 1892 года в Санкт-Петербурге Обществом поощрения женского профессионального образования были открыты специальные курсы (первые в России) для подготовки учительниц рукоделия с общим педагогическим образованием. В них принимали выпускниц средних учебных заведений и профессиональных школ со званием народной учительницы. На курсах преподавались следующие предметы: гигиена, педагогика, товароведение, счетоводство, кройка и шитье белья, кройка и шитье платья, изящные работы, методика рукоделий, рисование [24, с. 131].
Преподавательский состав женских гимназий каждый год тщательно отбирался и пересматривался. Преподаватели (как и другие служащие гимназий) могли быть назначены на должность только с разрешения попечителя Виленского учебного округа, причем обязательно проверялась «политическая благонадежность» каждого кандидата.
В случае увольнения какого-либо преподавателя из гимназии сведения о его неблагонадежности рассылались по всем учебным заведениям империи. Каждые пять лет все учителя сдавали зачет по своему предмету, после чего получали определенную степень и прибавку к жалованию, которые оставались за ними даже при переходе на работу в другое учебное заведение. За один урок (годовой) преподаватели получали 30 -70 руб [24, с. 132].
Молодым преподавателям гимназий, не имевшим жилья, выделялся пансион, плата за который высчитывалась из жалования. Кроме того, каждый год опекунский совет гимназий выделял деньги на вознаграждение преподавателей и служащих. За выслугу лет преподаватели гимназий и училищ духовного ведомства удостаивались наград золотых и серебряных медалей с надписью «за усердие», «Мариинского знака отличия за беспорочную службу» разных степеней (за 25 лет - 1-й степени, за 20 лет - 2-й степени). Эти награды утверждались самим императором и выдавались в Петербурге. Кроме этого за выслугу лет шли прибавки к жалованию. Во время летних вакаций (каникул) учениц преподавателям давался отпуск на два месяца. После выработки 25 лет учитель имел право писать прошение о пенсии. Во второй половине XIX в. ее размер составлял около 160 руб. [25, с. 78].
Во всех классах частных училищ и пансионов русский язык, историю, географию и арифметику должны были преподавать учителя местных казенных учебных заведений, но по особому разрешению учебного начальства. Для преподавания допускались лица женского пола православного и лютеранского вероисповедания, а также учителя народных училищ. Право преподавания русского языка предоставлялось только учителям православного вероисповедания. Для упражнения девочек в разговорном русском языке, полагалось иметь в каждом училище и пансионе гувернантку «не польского происхождения», знающую основательно русский язык [17, с. 230]. Разрешение на преподавание, даваемое начальством, имело силу лишь на 1 год, перед началом каждого учебного года ходатайства о допущении этих лиц к преподаванию в частных учебных заведениях должны были возобновляться.
Борьба за демократизацию народного образования в конце XIX- начале XX вв., ликвидацию феодальных пережитков в жизни образования, повышение общественного статуса была неразрывно связана с борьбой за улучшение материального, юридического и общественного положения учителей, улучшение системы подготовки педагогических кадров. С целью защиты своих профессиональных и материальных интересов наиболее передовая часть учительской интеллигенции в конце XIX в. начала создавать педагогические общества «взаимного вспомоществования».
Итак, преподавательский состав женских учебных заведений был разнородным по своему образовательному, социальному и культурному уровню. Уровень образования преподавателей средних женских учебных заведений был выше, чем в начальных школах, но намного отставал в этом плане от мужских средних школ. Возможности педагогической деятельности женщин, особенно в средней школе, были ограничены.
