Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопрос 24.doc
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
122.37 Кб
Скачать

Вопрос 24. Психическое развитие ребенка в раннем детстве

После младенчества начинается новый этап развития человека – раннее детство. Младенчество вооружило ребенка умением смотреть, слушать. Ребенок начинает овладевать телом, управ­лять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми.

1. Границы возраста и социальная ситуация развития.

Границы возраста – от 1 года до 3 лет. Однако, они могут варьировать как в большую, так и меньшую сторону. Все зависит от индивидуальности ребенка.

Социальная ситуация развития. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоя­тельности и независимости от взрослого, остается связанным с ним и объективно (поскольку ему необходима практическая помощь), и субъ­ективно (поскольку нуждается в оценке взрослого и его внимании). Это противоречие находит свое разрешение в новой социальной ситуа­ции развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество, или совместную деятельность ребенка и взрослого.

Складывающаяся социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребе­нок - предмет - взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с прось­бой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения – ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практиче­ское, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет. Контакт становится опосредованным предметом и действи­ем с ним. Средства общения - это привлечение внимания к пред­мету, обмен игрушками, обучение использованию предметов по на­значению, совместные игры.

На втором году жизни содержание предмет­ного сотрудничества ребенка со взрослыми коренным образом меняет­ся. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно выработанных способов употребления предметов. Свое­образие новой социальной ситуации развития, по словам Д. Б. Эльконина, заключается в том, что теперь ребенок «...живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью.

Таким образом, можно сделать вывод по вопросу. Основная потребность ребенка раннего возраста - познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий и других специфически человеческих предметов, способ использования их не является очевидным. На основании ситуативно-личностной формы общения стро­ится новая потребность в предметном взаимодействии. Происходит расчленение предметной и социальной среды. Взрослый для ребенка раннего возраста - это прежде всего со­участник предметной деятельности и игры. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность. Кроме того, он выступает как образец для подражания, как человек, оце­нивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживаю­щий его, подкрепляющий успехи и достижения.

2. Предметно-орудийная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего возраста.

П. Я. Гальпериным было введено четкое различение между двумя видами предметных действий — ручными и орудийными. В первом слу­чае предметом действуют так, как действуют самой рукой; предмет становится своеобразным удлинением руки. Во втором случае рука подчиняется требованиям орудийных приемов, как бы подстраивается под предмет-орудие. Именно при усвоении ору­дийных операций для ребенка возникает само орудие как новая ре­альность, которой можно овладеть. Действия с одним и тем же предметом могут быть то ручными, то орудийными. Ребенок подчиняет свои движения не логике орудия как физического предмета, а логике образца использования этого предмета, принятого в данном обществе, копируя взрослого.

Линия присвоения образца при освоении орудийных действий в ран­нем возрасте была наиболее полно и интересно разработана Д. Б. Элькониным. Он обратил внимание на тот очевидный факт, что на самом предмете не написаны ни его функция, ни способ его рационального использования, который принят в данном обществе. Взрослый в совместной деятельности с ребенком изменяет положение рук ребенка, учит его правильно держать предмет. Ребенок не приспосаблива­ется к физическим свойствам предмета, а включает предмет в образец его правильного использования.

Итак, главное в овладении орудийными действиями — это совмест­ная деятельность ребенка со взрослыми, в процессе которой последние постепенно передают ребенку общественно выработанные способы употребления предметов.

В совместной деятельности с ребенком взрослый выполняет сразу несколько функций:

  1. дает ребенку смысл действий с предметом, его общественную функцию;

  2. организует действия и движения ребенка, передает ему техниче­ские приемы осуществления действия;

  3. через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенка.

Смысл производимого ребенком действия заключается в том, что оно произ­водится ради выполнения поручения взрослого и совместно с ним. Но этот общий смысл может быть реализован только в том случае, если действие выполняется так, как показывал взрослый. В своих действиях ребенок реализует образец, данный взрослым, и постоянно подстраи­вается под него.

Ребенок перестает обращаться ко взрослому за подтверждением правильности своего действия только тогда, когда оно уже освоено, когда образ своего действия уже построен. На всех этапах его формирования ребенок постоянно строит этот образ на основе образца взрослого. Даже на последних этапах его формирования, когда ребенок уже осуществляет действие правильно и самостоятельно, он постоянно ориентируется на отноше­ние и оценку взрослых.

Таким образом, освоение операционально-технической стороны предметного действия происходит в процессе создания ребенком образа действия с предметом. Образ, в отличие от образца, — явление внутренней, психической жизни. Ориентация ребенка на образец, показываемый взрослым, опосредована образом действия самого ребенка. Возникновение этого образа знаменует собой конец формирования данного предметного действия.

Можно сделать вывод по вопросу. В начале раннего возраста манипуляции ребенка с предметами приобретают специфический характер. Копируя движения взрослых с конкретными предметами, ребенок начинает переносить усвоенные схемы действия на другие предметы и в другие ситуации. На втором году жизни происходит интенсивное овладение орудий­ными предметными действиями. Усвоение общественно выработанных способов использования предметов происходит только в совместной деятельности ребенка и взрослого. Непосредственное при­способление к материальным свойствам предмета-орудия происходит только на основе включения их в образ действия, постепенно создавае­мый ребенком.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]