
Глава 7
ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМИРОВАНИЯ В СМК:
НОВОСТИ
Новости — это сообщения, описывающие события, обладающие пятью неотъемлемыми признаками: они произошли недавно или происходят в данный момент; происходят рядом с аудиторией; касаются важных вопросов или людей; затрагивают интересы большого количества людей; пробуждают эмоции. Выделяют два основных типа новостей: «тяжелые» и «мягкие» (Брайант, Томпсон, 2004, Харрис, 2003; Dominick, 1987; Severin, Tankard, 1992).
«Тяжелые» новости включают в себя основные факты (кто, что, когда, где, как) и затрагивают проблемы, важные для большого количества людей. Традиционной формой таких новостей является «пирамида»: главный факт описывается в начале сообщения, а дальше в порядке уменьшения важности перечисляются остальные элементы. «Мягкие» новости могут быть менее важными или несколько запоздавшими, но они вызывают интерес аудитории, поскольку вызывают эмоции.
Кроме того, новости обладают и другими признаками, которые не являются обязательными, но встречаются достаточно часто.
1. Новости искажают реальные события. Выделяются четыре часто встречающихся искажений:
Персонализация относится к тенденции сюжетов новостей концентрироваться на конкретных личностях во время сообщений о темах, представляющих широкий интерес для общества. Новости строятся вокруг главного героя. С одной стороны, это делает их более интересными, но с другой приводит к упрощению многоплановых событий, неправильному восприятию их участников.
Фрагментация предполагает подачу новостей в форме сжатых сводок.
Драматизация происходит всякий раз, когда новость отбирается скорее из-за ее драматической или развлекательной ценности, чем из-за важности проблемы. Во-первых, для описания выбираются необычные события, нарушающие статистические закономерности и социальные нормы. Часто эти события носят негативный характер, потенциально опасны для аудитории. Например, при описании преступлений в СМК доминирует упоминание насильственных преступлений. Среди убийств и других насильственных преступлений выбираются те, которые происходят наиболее редко и в этом смысле составляют отклонение от нормы. Эта закономерность определяется повышенным интересом аудитории именно к таким событиям. В частности, радиосообщения, описывающие негативные, опасные события, приковывают большее внимание аудитории, чем рассказывающие о позитивных событиях (Bolls, Lang, Potter, 2001). Во-вторых, новость описывается как наполненная драматизмом, борьбой интересов, насилием. С одной стороны, это позволяет описать разные точки зрения, с другой приводит к преувеличению конфликта. В-третьих, в сообщениях описываются активные действия участников, приковывающие внимание аудитории.
Нормализация имеет место, когда та или иная новость преподносится как частная проблема, которая может быть разрешена в рамках существующей политической системы.
2. В новостях учитываются обыденные представления аудитории. Во-первых, описание привязывается к теме, которая уже активно разрабатывается СМК. Некоторые из этих тем — вечные, другие — временные.
Во-вторых, сообщение соответствует распространенным представлениям. Например, анализ бразильских новостей показал, что их авторы уделяли меньше внимания своим спортсменам, чем Соединенные Штаты. Кроме того, в Бразилии больше писали и показывали командные соревнования и победы, зато американские СМК проявляли больше интереса к историям отдельных участников Олимпийских игр. Бразильцы ругали своих легкоатлетов за плохое выступление, а в США, наоборот, пресса и телевидение подчеркивали стремление спортсменов к победе, или сообщалось о досадном и разочаровывающем выступлении. И, наконец, ошибки и неудачи спортсменов детально описывались в бразильских СМК, как правило, с юмором, а для американских СМК был более характерен тон жестокого разочарования. По-видимому, это связано с тем, что в США большее значение придается духу соперничества, стремлению к успеху.
3. Новости уважают чувства аудитории. Во-первых, сообщение не должно оскорблять чувства непосредственных участников и аудитории. Во-вторых, оно не должно вызывать сильных негативных эмоций. Поэтому плохие прогнозы или тенденции описываются так, чтобы продемонстрировать их случайность, а хорошие — их закономерность. Например, в новостях описание ухудшения ситуации в виде процентов чаще сопровождается специфическими примерами. Статистические результаты, говорящие об улучшении, не сопровождаются специфическими примерами (Berger, 2001).
4. В СМК существуют устойчивые формы повествования о тех или иных событиях. Например, на американском телевидении существуют устойчивые формы представления общественного мнения: указание на данные опросов общественного мнения; описание общественного мнения без указания на подтверждающие данные; короткие интервью с людьми, которые рассматриваются как представители народа; показ момента общения между политиками и отдельными избирателями. Самой популярной формой является вторая, реже — первая и совсем редко — третья и четвертая (Brookes, Lewis, Wahl-Jorgensen, 2004 ).
5. Новости в электронных СМК отличаются от сообщений в печатных. Во-первых, в электронных СМК сообщения короче, чем в печатных. Во-вторых, печатные СМК чаще обращаются к анализу информации, а по телевидению дают простые рекомендации. Например, анализ сообщений, посвященных загрязнению озера в США, показал, что газеты лучше представляли сложную и потенциально двусмысленную информацию о возможных последствиях вторжения соленых вод в реку Миссисипи, а по телевидению чаще передавались конкретная информация и советы, касающиеся поведения. Например, в телерепортажах советовали покупать воду в бутылках.
6. Существуют циклы освещения проблемы в СМК. Например, анализ освещения проблемы глобального потепления показал, что:
на подъеме освещения акцент делался на последствия, в т.ч. на опасность этого явления;
на стадии стабилизации анализировалось противоречие во взглядах разных специалистов, а также связь глобального потепления с экономическими явлениями и проблемами;
на стадии спада анализировались экономические проблемы (McComas, Shanahan, 1999). При восприятии новостей возникает эффект предубежденности новостей. Убежденные сторонники какой-либо политической, экономической и т.д. позиции воспринимают сообщения СМК как предубежденные в пользу их оппонентов. Например, арабы в Израиле оценивают одно и то же новостное сообщение как предубежденное в пользу евреев, а евреи — в пользу арабов, противники абортов — в пользу сторонников, а сторонники — в пользу противников и т.д.
Существует три объяснения этого эффекта:
выборочное запоминание: аудитория преимущественно запоминает ту информацию из сообщений СМК, которая связана с поддержкой позиции оппонентов;
выборочная интерпретация: аудитория хорошо запоминает всю информацию, но придает ей такое значение, которое говорит в поддержку позиции оппонентов;
различные стандарты: аудитория запоминает всю информацию, но полагает, что ее позиция подкреплена неважными, не относящимися к делу, а позиция оппонентов — важными и относящимися к делу аргументами. Свое экспериментальное подтверждение получили второе и третье объяснения (Eveland, Shah, 2003; Giner-Sorolla, Chaiken, 1994; Gunter, Schmitt, 1994; Matheson, Dursun, 2001; Schmitt, Gunther, Lieb-hart, 2004).
Новости оказывают достаточно большое влияние на аудиторию, позволяют достичь всех перечисленных в предыдущей главе целей. Основными параметрами эффективности новостей являются: интерес, любопытство, напряженность/удовольствие; оценка серьезности проблемы, которой посвящены новости; способ анализа информации (систематический или эвристический); изменение позиции аудитории под воздействием новостей; запоминание содержания новостей.
Как новости отражают события?
Новости оказывают влияние на аудиторию благодаря тому, что они не просто передают информацию, а интерпретируют ее в рамках определенной картины мира. Это достигается за счет следующих приемов.
1. В новостях освещаются одни события и люди, и игнорируются другие. Эта особенность называется парадоксом селекции. Такая селекция приводит к трем последствиям.
Первое последствие — изменение оценки важности событий. Люди оценивают события как более важные, если часто слышат о них из СМК. Например, интенсивность освещения проблем Евросоюза по телевизионным каналам стран-членов влияет на оценку важности европейской интеграции аудиторией. Однако посредником этого влияния выступает мнение политической элиты страны: влияние СМК особенно заметно в странах, где политическая элита является противником интеграции. Там, где политическая элита выступает за интеграцию, отношение населения к ней и так позитивно, и влияние СМК менее заметно (Peter, 2003).
Второе последствие — рост интенсивности обсуждения проблемы. Примером является увеличение интенсивности обсуждения проблем иммиграции, сохранения здоровья, налогов на форумах в Интернете вслед за увеличением внимания к этим проблемам на телевидении. Исключение составляет лишь тема абортов, интенсивность обсуждения которой не зависит от ее анализа по телевидению (Roberts, Wanta, Dzwo, 2002).
Третье последствие — формирование четких, экстремальных аттитюдов в отношении события, о котором часто рассказывают СМК. Например, систематический анализ сообщений северо-аме-риканских СМК относительно загрязнения озера привел к формированию у аудитории более экстремальных оценок способов предотвращения заболеваний (все, что понижает риск заболевания — хорошо) и намерений относительно использования озера (отказ покупать рыбу из этого озера и пить воду из него и т.д.).
2. В новостях выборочно описывают одни аспекты событий и игнорируют другие. Это хорошо заметно при освещении военных действий. Например, в некоторых странах существуют определенные правила показа боевых действий: запрет на показ убитых солдат своей армии и разрешение на показ убитых врагов; демонстрация врагов, бегущих от оператора, что создает впечатление бегства, и солдат своей армии, бегущих по направлению к оператору; демонстрация высокой организованности (показ строгих боевых порядков) и технической оснащенности (демонстрация новой техники) своей армии; демонстрация эпизодов мирной жизни из района боевых действий, которая позволяет создать впечатление предсказуемости, относительной безопасности происходящего.
3. В сообщениях СМК выборочно описывается одна точка зрения на происходящее, и игнорируется другая. Это порождает «спираль молчания». Она заключается в следующем. СМК предоставляет слово большинству и игнорирует меньшинство. В результате при межличностном общении человек, ощущающий себя в меньшинстве, больше молчит и не высказывает своего мнения, тем самым как бы присоединяясь к большинству. Количество сторонников меньшинства уменьшается, и СМК обращают на их точку зрения все меньшее внимание (McDonald et.al., 2001; Neuwirth, Frederick, 2004; Scheufele, Shanahan, Lee, 2001). Однако, используя «спираль молчания», СМК могут повысить популярность точки зрения меньшинства, уделяя ей большее внимание, чем мнению большинства.
4. При освещении в СМК событие выборочно связывается с некоторыми из произошедших ранее. Например, описывая успех артиста, журналист может упомянуть, что недавно он устроил пьяный дебош в ресторане, и тем самым снизить позитивную оценку новости. Аналогично упоминание о недавнем рождении ребенка может сделать новость еще более позитивной.
5. При освещении в СМК событие комментируется в позитивном, ироническом, враждебном или ином ключе.
6. При описании событий используется определенная лексика. Существует много примеров специфического описания событий и социальных групп.
При описании социально нежелательных явлений используются слова, очерняющие их участников. Например, британские журналисты приписывают членам толпы такие свойства как возбуждение, отсутствие самоконтроля и рефлексии, примитивность (атавистичность), некомпетентность (источник ее информации — слухи), социальная нежелательность поведения, неоправданность насилия, принадлежность к меньшинству. При описании толп используются метафоры огня и психических заболеваний (массовая истерия, коллективные иллюзии, гипноз) (Drury, 2002).
Описывая футбольных хулиганов, британская пресса использует противопоставление «мы» (вся нация, футбольные болельщики) — «они» (футбольные хулиганы). При этом хулиганы описываются как масса, состоящая из одинаковых безликих существ, составляющих меньшинство общества (Bishop, Jaworski, 2003);
Противопоставление между «мы» и «они» встречается и при описании политических событий. Оно может идти по разным основаниям. Например, анализ речей Буша, Блейера и Бен Ладана после террористических актов показал, что (Van Leudar, Marsland, Vapil, 2004 ) Буш и Блейер противопоставляли «нас» и «их» по социальным, политическим и моральным основаниям, а Бен Ладан — по религиозным. На эффективность новостей оказывают влияние факторы, которые мы обсуждали в главе, посвященной убеждающей коммуникации. Ниже мы рассмотрим те из них, которые встречаются наиболее часто.
1. Форма новостей. Кроме описания факта события, новости могут включать в себя разные элементы. Согласно одной классификации, это описание конфликта между основными участниками события; описание предыстории события и судьбы основных участников; приписывание ответственности за произошедшее; описание наступивших экономических последствий (Valkenburg, Semetko, De Vreese, 1999).
В соответствии с другой классификацией, которая касается политической рекламы, выделяют сообщения, концентрирующиеся на личности кандидата и на проблеме (Shen, 2004).
Результаты исследований показывают, что:
определенная форма сообщения вызывает соответствующие мысли. Например, описание конфликта способствует мыслям, связанным с конфликтом и т.д. (Valkenburg, Semetko, De Vreese, 1999); подробное описание проблем, которые собирается решить политик — увеличению количества мыслей, связанных с проблемами; описание личности политика — мыслей, связанных с его особенностями. Однако это больше проявляется у тех людей, которые изначально склонны оценивать кандидатов на основе социальных проблем, которые кандидаты собираются решить/их личности (Shen, 2004);
люди хуже всего запоминают новости, в которых описывается предыстория события (Valkenburg, Semetko, De Vreese, 1999). Кроме того, последствия новостей определяются стадией цикла освещения проблемы. Например, сразу после землетрясения новости сообщают об общей сумме ущерба и оказанной жертвам помощи, а через год после него — об отдельных видах ущерба и уроках, которые извлекли из произошедшего. Люди, смотрящие новости второго типа, ниже оценивают общий ущерб, нанесенный землетрясением, выше оценивают возможность предотвратить его, чаще объясняют его наличие особенностями планировки населенного пункта, чем те, кто смотрит новости первого типа (Cowan, 2002).
2. Последовательность элементов новостей. Элементы новостей могут располагаться в разной последовательности. В зависимости от этого выделяют три типа структуры новостей:
линейную: ключевое событие (ссора в кафе представителей разных этнических групп), описание начала процесса (распитие участниками конфликта спиртных напитков в кафе) и его продолжения (драка, закончившаяся смертью одного из участников), кульминация (этнические погромы), исход (количество убитых и раненых людей);
обратную: исход, описание начала процесса и его продолжения, кульминация, ключевое событие;
инвертированную: ключевое событие, исход, начало и продолжение процесса, кульминация. Линейная структура вызывает большее напряжение, чем остальные варианты; обратная — наибольшее любопытство. Кроме того, линейная и обратная структуры вызывают большее удовольствие от чтения, чем инвертированная (Knobloch et.al., 2004).
3. Эффект присутствия: более эффективны те сообщения, которые позволяют реципиенту почувствовать себя «внутри» них. Эффект присутствия увеличивает количество позитивных мыслей о приятном предмете и улучшает отношение к сообщению, а также увеличивает количество негативных мыслей о неприятном предмете и ухудшает отношение к сообщению (Tamborini, Skalski, 2005).
4. Наличие в сообщении ярких эмоциональных образов. Фактическая информация без ярких вербально описанных эмоциональных образов через несколько недель после сообщения вспоминается лучше, чем при их наличии.
5. Визуальные изображения. Новостные сообщения с фотографиями более эффективны, чем без них. Например, сообщение о похищениях людей в Ираке, сопровождающееся фотографиями жертв, вызывало более сильный страх, чем сообщение без фотографий. Страх и симпатия по отношению к жертвам оказывали влияние на аттитюды к переговорам с террористами: чем сильнее были страх и симпатия, тем больше люди поддерживали идею переговоров (Iyer, Oldmeadow, 2006 ). Кроме того, информация, переданная непосредственно до показа яркого, устрашающего образа, вытесняется из памяти, а та, которая передается одновременно с образом или непосредственно после него, четко откладывается в памяти (Berger, 1998, 2000; Shapiro, Fox, 2002).
6. Соотношение вербального сообщения и видеоряда. Люди лучше запоминают сюжеты телевизионных новостей, чем аудиосооб-щения (Van Der Molen, Van Der Voort, 2000). Однако визуальная и слуховая информация, образующая телевизионное сообщение, могут мешать друг другу. В целом в памяти лучше сохраняются визуальные образы, а не вербальные, и все событие запоминается лучше, если аудио- и видеокомпоненты тесно связаны, как в том случае, когда видеоряд иллюстрирует слова журналиста. Когда взаимоотношения менее очевидны или когда видео- и аудиоинформация вызывают в памяти зрителя различные ассоциации, то страдают понимание новой информации и ее последующее воспроизведение (Fox, 2004).
7. Экстремальность информации. Сообщения, содержащие примеры необычных, угрожающих событий, оказывают большее влияние на аудиторию, чем сообщения без них. Например, люди, читавшие новости об ограблении в журнале, оценивали проблему, о которой говорилось в статье, серьезнее и считали ее более распространенной, если в ней был приведен экстремальный пример (во время ограбления было совершено убийство), чем в том случае, когда пример был лишен крайностей (жертва слегка или вообще не пострадала).
8. Размещение информации в сообщении или средстве массовой коммуникации, которому доверяют. Например, оценка политических новостей в СМК как важного источника информации, признание того, что они способны дать полное представление о политических событиях, порождает веру в то, что их просмотр может подготовить зрителя к участию в политических дискуссиях и голосовании. Это увеличивает доверие к новостям, порождает более пристальное внимание к ним, что приводит к лучшему усвоению их содержания (Beaudoin, Thorson, 2004; Eveland, 2001).Кроме того, сообщение вызывает большее доверие, когда оно размещено в нейтральном СМК, которое трудно заподозритьв предубежденности, или в «хаотическом» информационном пространстве, например, в Интернете. Когда человек находит информацию самостоятельно, он доверяет ей больше, чем когда она предоставляется ему.
9. Особенности аудитории, например стиль восприятия. Выделяют два стиля восприятия: вербальный и визуальный. Люди с вербальным стилем при восприятии информации ориентируются на слова, бегло работают с ними, предпочитают читать об идеях и любят словарные игры; люди с визуальным стилем ориентированы на образы, предпочитают видеоинформацию и визуальные игры, например, паззлы. В целом люди с вербальным стилем оценивают печатные новости как более интересные и лучше запоминают как сам текст, так и фотографии, чем люди с визуальным стилем (Mendelson, Thorson, 2004).
Основной целью новостей является получение и передача информации. В последующих главах мы рассмотрим, каким образом массовая коммуникация позволяет достичь других целей.