
- •Преддипломная практика
- •Цели, задачи и этапы практики.
- •Анализ структуры деятельности психологической и социальной службы в организации.
- •III. Адресный анализ. Синдром раннего детского аутизма.
- •Анализ проведенных мероприятий.
- •Рефлексивный анализ собственной эффективности прохождения практики.
- •VII. Приложение.
Анализ проведенных мероприятий.
В рамках театральной деятельности нами были проведены различные мероприятия на социальную коммуникацию с воспитанниками центра с РДА. Они включали в себя следующие:
- пластические;
- игровые;
- развивающие воображение;
- развивающие анализ собственных внутренних ресурсов и состояний;
- упражнения на взаимодействие с окружающей средой;
- упражнения развивающие доверие к партнеру.
При составлении программы занятий, мы проанализировали научную литературу, описывающую социально-психологические особенности детей с РДА, а так же практическую, содержащую различные методики и технологии работы с детьми с РДА.
Следует отметить, что в течение прохождения практики нам не удалось поставить спектакль, но это и не было нашей задачей. Однако, мы заметили изменения в ребенке:
благодаря нашим упражнениям к мальчику вернулось утраченное умение писать, таким образом, он сможет сообщить о чем либо.
он нарисовал и подписал открытку маме, это помогло наладить коммуникацию ребенка с родителем;
мы помогли ему наладить коммуникацию с другими воспитанниками центра, что помогло его включению в группу;
он узнал о своих возможностях – их теперь стало больше;
Он научился доверять нам, а это значит, что используя нашу технику, любой другой педагог сможет найти к нему подход, что я нахожу очень важным в проделанной работе.
Рефлексивный анализ собственной эффективности прохождения практики.
Профессиональный опыт – самая важная часть процесса любого обучения. Главная цель – накопление опыта и практическое его применение.
Практика в Калининградской региональной детско-молодежной общественной организации инвалидов «Мария» дает качественную возможность получить необходимые навыки для моей дальнейшей профессиональной деятельности социального работника.
За время прохождения практики я проанализировала научно-методическую литературу и применила эти знания при составлении технологии мероприятий. Получила опыт сотрудничества с работниками центра, сумела им помочь. Раскрылась для воспитанников центра, как уверенный в себе молодой педагог, они доверяли мне и шли мне на встречу. Получила навыки организации развивающих мероприятий и проводила их самостоятельно. Поняла, что составленная мною программа заранее, может подвергаться коррекции в процессе с учетом индивидуально-психологических особенностей и интересов ребенка. А это значит, что научилась быстро реагировать в критической ситуации.
Мною были освоены педагогические приемы взаимодействия с ребенком, основанные на гуманном, внимательном отношении к человеку, к его возможностям.
Я поняла, что дети с РДА ничем не отличаются от «обычных» детей. Они – люди, которых, не всегда можно понять, но это не их недостаток, а недостаток той среды, в которой они находятся, – она не готова к ним. Поэтому я заметила существенные недостатки в отношении к детям, возможно, блокирующие более прогрессивное развитие. Что и постаралась усовершенствовать, когда продумывала технологию занятий с такими детьми. И результаты показали, что отношение к ребенку кардинально меняет его восприятие педагога в лучшую сторону, что способствует продуктивной работе в области развития способностей, в данном случае – коммуникации.
Эта практика позволила мне понять, что в руках социального работника чья-то жизнь, и он несет за нее ответственность, и может ее изменить, улучшить. Не важно, занимает он руководящую должность или работает непосредственно с человеком.
Дневник практики.
День 1.
Сегодня мы вместе с нашим куратором практики Зоей Григорьевной проводили организационное собрание. Я уже не первый раз проходила практику в этом центре, поэтому у меня есть уже хорошая репутация. Мы договорились о сроках проводимой практики и об графике посещений.
День 2.
На протяжении трех дней я посещала центр, для того чтобы посмотреть как проходит работа с воспитанниками, изучить документацию организации, продумать план моей работы.
День 3.
Я рассказала цели, задачи и гипотезу моей дипломной работы Зои Григорьевны и попросила разрешение работать индивидуально с мальчиком с синдром РДА. Так же я известила его родителей о том что я буду заниматься с Витей театральной деятельностью с целью улучшить его коммуникативные навыки. Так как мама мальчика является педагогом центра, и вообще очень отзывчивым и приятным человеком, мне было дано согласие на работу и на видеосъемку.
День 4.
Сегодня началась моя работа с Витей, как оказалось, мои представления о работе с аутистами были весьма размытыми, и где-то, даже, обманчивыми, поэтому составленная мною программа подлежит коррекции и местами даже импровизационной.
День 5.
Работа проходит сложно. Мне не удается установить контакт. От этого я впадаю в отчаяние. Витя не отвечает на самые простые вопросы, отказывается контактировать визуально, выполнять задания. Моя задача сейчас нащупать способ взаимодействия с ним, поскольку я знаю что у каждого ребенка с РДА есть индивидальная акцентуация внимания и свои интересы.
День 6.
Сегодня я была полна решимости. Мое настроение было на подъеме и я добилась небольшого результата. Я села рядом с Витей с желанием поговорить или повзаимодействовать. Но ничего. И потом, он нечаянно задел своей ногой мою ногу, и я, недолго думая ответила ему тем же. Он посмотрел в мои глаза и улыбнулся. И вот тогда я поняла - общение с аутистами похоже на общение животных. Оно безсловестное, осторожное, предельно внимательное и находчивое, чистое от закостенелых оценок.
День 7.
Я продолжила двигаться в «безсловестном» направлении и находить способы взаимодействия. Сегодня через рисование. Он в руках держал что-то вроде «трещетки». Я ее нарисовала на доске. Он внимательно следил, а потом взял маркер и под моим рисунком вывел несколько букв и цифр, оказалось, что это номер автобуса. Он написал еще и еще, и заполнил всю доску номерами автобусов в порядке по возрастанию. Когда его мама зашла в нашу комнату, она была сильно потрясена увиденным, и рассказала, что он уже давно ничего не писал, а автобусы это его хобби. Я была очень рада этому результату.
День 8.
Витя сегодня ждал меня и заранее подготовил доску с новыми автобусными номерами. Я предложила ему написать их на бумаге. Он не отреагировал. Тогда я нарисовала на листе автобус и попросила раскрасить его, Витя взял маркер и стал писать номера лист за листом. Таким образом мы смогли перенести его восстановленное умение на бумагу.
День 9.
У Витиной мамы день рождения. Это дало возможность развития наших занятий. Я попросила его написать поздравление. Я помогла ему – продиктовала что написать и помогла начать. А потом попросила нарисовать цветок. Я поняла что с Витей нужно контактировать как с совершенно нормальным ребенком, и решительным тоном и в добром расположении духа просить его что-либо делать. Мама была обескуражена и попросила меня как можно больше поработать с сыном.
День 10 .
Сегодня Витя отказывался рисовать или писать, хотя по-прежнему подготовил номера автобусов на доске. Сегодня Витя всё занятие просидел с мобильным телефоном, слушая интеллектуальные викторины в записи, которые он заготавливает по выходным, а потом всю неделю слушает. Я не нашла способа отвлечь его или включить его в работу учитывая этот нюанс. Одно радует – он давал и мне послушать их. А это значит, что он ко мне начинает привыкать и допускает в свой круг. Это тоже достижение.
День 11.
У Вити много газет. Его мама рассказала, что он их собирает и всюду носит с собой. Однажды подруга мамы, которая часто бывает у них в гостях, но у нее не получается общаться с Витей попросила посмотреть одну. Он ей не дал. Однажды где-то через 2 недели, он подошел и отдал ей целую стопку.
Так вот на мою просьбу он сразу дал мне посмотреть и в конце нашего занятия подарил мне одну. Еще мною был установлен неоднократный визуальный контакт.
День 12.
Я принесла наручную куклу и стала общаться с Витей при помощи нее. Результат неудовлетворительный. Попробую в следующий раз.
День 13.
Сегодня я смогла справиться с приступом Вити. Иногда, когда его атакует какой-либо внешний раздражитель, он начинает характерно покачиваться чтобы успокоиться. Положив руку ему на спину я могу его успокоить и продолжить занятие.
День 14.
Сегодня я проводила игру на пластическое взаимодействие, которая была мною заготовлена при составлении плана работы. Частично это удалось и меня это очень порадовало.
День 15.
Теперь у нас во взаимодействии есть неплохие продвижения. Я понимаю, что мы стали друзьями. И Витя со мной, по моему зову, выходил к другим ребятам. Я координировала его действия и действия остальных воспитанников центра, чтобы они не могли ему навредить или испугать.
День 16.
Сегодня, в конце занятия, я запела, Витя стал подпевать и мне пришла в голову идея взаимодействия при помощи музыки.
День 17.
Я принесла много музыкальных инструментов. Витя проявил большой интерес к ним, однако поиграть вместе нам так и не удалось.
День 18.
Я снова принесла наручную игрушку, он снова не обратил на нее внимания, но показал мне своего мишку. Я его подбросила и мы стали играть перебрасывая и называя цвета мишкиных частей и повторяя случайные слова. Я и подумать не могла что мы можем так играть!
День 19.
Сегодня мы занимались в игровой комнате. Там есть большое зеркало. Витя любит рассматривать себя в нем, свои эмоции и движения. Когда возникли трудности в коммуникации, я просто стала за ним повторять. Его это очень заинтересовало, и он стал более активен, а потом он уже повторял за мной. Таким образом, я постепенно стала приближаться к своей задуманной программе театрального взаимодействия.
День 20.
Сегодня я проводила игру на пластическое взаимодействие, которая была мною заготовлена при составлении плана работы. Игра дала небольшие результаты. Думаю уже можно продолжить.
День 21.
Я применила технику по Станиславскому. Конечно в упрощенном варианте, но, тем не менее, Витя слушал меня и выполнял почти все без моей помощи.
Когда я уходила он вышел со мной попрощаться.
День 22.
Сегодня я вывела Витю к остальным воспитанникам. Тема их занятия была «эмоции на лице». Я посадила Витю и села рядом. Он просидел минут 15 не мешая никому, никого не отвлекая посторонними звуками. И мы вместе пытались нарисовать то что просила Воспитательница.
День 23.
Я принесла фонарик. Мы попробовали театр теней. Вите понравилось освещать фонарем предметы в комнате. И он показал мне светящиеся в темноте обои. Последующие несколько занятий, когда я к нему заходила, него был выключен свет.
День 24.
В игровой комнате я показала Вите несколько пластических упражнений. Он наблюдал за мною в зеркале. Я предложила ему. У нас получилось. Мы играли. Он повторял мои движения и получился небольшой, уникальный танец.
День 25.
Мы все чаще занимаемся в игровой комнате. Сегодня мы продолжили заниматься пластически. Думаю, это очень хороший способ, и я рада что мы нашли его вместе!
День 26.
Помимо нашего занятия, я предложила поиграть в ладоши со мной и задавала ему разные простые вопросы, которые должны были его мотивировать на ответ, с учетом его возможностей и интересов. Иногда у него получалось отвечать мне. А упражнение он делал хорошо. Я позвала одну из девочек, воспитанец центра, и предложила им поиграть вместе. И они стали играть!
День 27.
Теперь у меня есть возможность приходить на занятия подготовленной, я примерно знаю чего ожидать и могу простроить технологически свое занятие с Витей, опираясь на свои предыдущие наблюдения об его особенностях, акцентуации и интересах.
День 28.
Понимая, что скоро нам придется прощаться, я понемногу стала говорить Вите, что я скоро не смогу к нему приходить.
День 29.
Последние занятия хочется провести так, чтобы как можно больше почувствовать результаты нашей деятельности. Я с удовольствием проводила, казавшееся уже невероятно коротким занятие.
День 30.
Огладываясь назад, я понимаю, что проделала доброкачественный путь, и вижу плоды своей деятельности, хотя еще тогда, на первых занятиях и не могла предположить, что у меня получится найти хотябы возможность контакта.