Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
(Л.2) Совр. заруб. журн. и экономика Документ M...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.05.2025
Размер:
278.53 Кб
Скачать

10. Причины диктата над редакционной политикой

Таким образом, диктат над редакционной политикой бывает вызван финансовыми интересами многих заинтересованных сторон.

Все большее число журналистов отмечают вмешательство хозяев их каналов или изданий в вопросы редакционной политики. А на вопрос, хорошо ли СМИ выполняют задачу информирования общества, пишущие и снимающие профессионалы год от года дают все более пессимистичный ответ.

Конечно, никакие конкретные цифры опросов не могут точно измерить масштаб цензуры в СМИ, — равно как и факты, касающиеся этой проблемы, очень редко становятся достоянием общественности.

Билл Ковач, 6ывший шеф Вашингтонского бюро газеты «Нью-Йорк Таймс» и соавтор книги «Элементы журналистики: Что должны знать "новостийники" и что должна ожидать публика», очень аккуратно выразился по поводу редакционной политики «Эн-би-си»: «Я не имею фактов, показывающих, что они передали что-то неправильно о "Дженерал Электрик". Я имею очень сильные подозрения, что "Эн – Би - Си" не стремится освещать антиядерные протесты из-за глубоких интересов "Дженерал Электрик" в атомной энергетике»,

Также никто еще не «схватил за руку» «Эй-Би-Си», но всем прекрасно известно, что она тщательно стремится обходить проблематику нарушения прав человека в Китае в связи с широчайшими интересами Kopпорации Дисней в этой стране.

Владелец СМИ всегда и везде оказывал, оказывает и будет оказывать влияние на политику вещателя или издания — так устроен мир.

Между тем нельзя полностью согласиться с колумнистом «Ю – Эс - Эй Тудэй» Майклом Гартнером, утверждавшим: «Нет никакой разницы, владеет ли СМИ корпорация, семья или частное лицо. Имеет значение честность, интеллект и смелость владельца».

Но корпоративная собственность в данном случае принципиально отличается от индивидуальной. «Частник» может быть движим самыми разными мотивами, в том числе любовью к честной журналистике или желанием утвердиться в глазах других как принципиальный человек, пекущийся об общественном интересе. Его могут не интересовать эти материи вовсе.

Корпорация же имеет один закон - прибыли, и обязательство регулярно выплачивать дивиденды своим многочисленным акционерам. По мере роста и диверсификации гигантской агломерации компаний относительная значимость того, что составляет главный актив любого СМИ — доброго имени — неуклонно снижается.

В свете всего сказанного убедительно звучат слова Эдварда Хермана, сказанные в одном из интервью: «Система общественного радиовещания на годы опередила коммерческие СМИ в представлении оппозиционных мнений. Это показывает, насколько страшны коммерческие СМИ. Ограничения, вытекающие из интересов коммерции и выгоды, перевешивают ограничения, происходящие от государственного квазиуправления. Вот почему правые ненавидят Систему общественного радиовещания и убеждают ее ликвидировать».

Процесс концентрации и монополизации СМИ на национальном рын­ке характерен для большинства стран; однако в настоящее время он допол­няется активным внедрением в информационный бизнес транснациональ­ных корпораций.

В современных условиях процессы концентрации капитала и монополизации СМИ продолжаются. Независимо от форм собственности и методов руководства предприятиями, концентрация и монополизация СМИ в coвременных условиях идет по целому ряду направлений. Наращивают свою мощь уже существующие монополии, неуклонно сокращая число «независимых» СМИ; усиливается связь СМИ с транснациональными корпорациями; органы правительственной власти играют все более значительную роль в ориентации и инспирации массмедиа.

Транснациональные медиакомпании все большее и большее влияние оказывают на практику современной зарубежной журналистики, в том числе и своим экономическим могуществом.

Как отмечает А. Ю. Быков, «в мире сформировалось 10 вертикально интегрированных медиа-конгломератов. Шесть из них на самом деле занимаются непосредственно выпуском медиа-продукции и распространением.

Появились транснациональные предприятия СМИ с «рассеянным» капиталом, когда практически невозможно установить их национальную принадлежность.

Любое средство массовой информации можно рассматривать как торгово-промышленное предприятие, на которое воздействуют законы и закономерности экономики.

Можно эффективность СМИ определить и по-иному: новость рассматривается как товаp, а аудитория — как капитал.

Чтобы поддержать видимость свободной конкуренции и самим иметь возможность активно регулировать информационные потоки, государства вынуждены вводить антитрестовские законодательства.

Подобные законы ограничивают концентрацию СМИ в одних руках; запрещают создавать монопольные многопрофильные группы и т.п.

Кроме того, государственные органы имеют возможность оказывать на СМИ экономическое воздействие.

Так, во многих странах средствам массовой информации выдаются прямые субсидии и предоставляются различные льготы. Среди них — продажа бумаги по сниженным ценам из государственных резервов, снижение тарифов на почтовые расходы, аренду помещений и др.

Важную роль играет публикация платных «правительственных объявлений» и размещение социальной рекламы.

В ряде случаев СМ И освобождаются от некоторых налогов. Особое значение имеют различные правительственные гранты, что позволяет прямо влиять на содержание публикаций.

Как видим, у властей есть возможности активно влиять на медиаэкономику и через экономические рычаги воздействия на конкретное содер­жание средств массовой информации.

Включение средств массовой информации в промышленно-финансовые группы позволяет добиваться финансовой устойчивости СМИ.